Игорь Залюбовин /

Русский Делать Бизнес. Как в России зарабатывают на товарах с Алиэкпресс

Китайский гигант AliExpress предлагает россиянам мобильники, ноги-вагины и костюм Капитана Америки по доступным ценам. В январе площадку признали самым популярным интернет-магазином в стране. Как российские школьники, электромонтажники и гопники научились не только тратить, но и зарабатывать на китайском онлайн-сервисе — в материале «Сноба»

Иллюстрация: Мария Аносова
Иллюстрация: Мария Аносова
+T -
Поделиться:

Дома у жителя Иркутска Владимира есть линяющий чехол на подушку со словом Hi!, девятнадцать пар носков с шутками на английском языке, семь неиспользованных временных татуировок — среди них морда волка на всю спину и длинная роза на ногу; семь портмоне итальянского бренда по 300 рублей за штуку, четыре зажигалки-электрошокера и всевозможная бытовая техника малоизвестных китайских фирм. Все это его жена купила на AliExpress. В прошлом месяце Владимир посмотрел выписку по карте и выяснил, что супруга купила бесполезных безделушек почти на 40 тысяч рублей.

Владимир направил жену к психологу, она признала себя шопоголиком и говорит, что стало легче. Правда, выяснилось, что в семье много других проблем. Часть из них Владимир считает надуманными, но походы к психологу происходят все чаще.  

Больше всего Владимир ценит семью. Он хочет, чтобы жена перестала сорить деньгами на Ali. А пока поставил ей лимит: 10 тысяч в месяц.

Сколько денег тратят россияне на покупки на AliExpress, доподлинно неизвестно: статистики нет. Опрос случайно выбранных подписчиков сообщества «AliExpress по-русски» показал, что в месяц они совершают от одной до пяти покупок, тратя на это от 1 до 5 тысяч рублей. Типичный покупатель на этой площадке — женщина в возрасте около 30 лет. В топ самых популярных покупок входят косметика, бесшовные трусы и насадки на смеситель для уменьшения расхода воды. Среди популярных запросов — смартфоны и бытовая техника.

Впрочем, россияне научились не только тратить на «Али», но и зарабатывать.

Шоколад заказал на AliExpress тысячу спиннеров по 30 рублей. Хотел продавать в электричке в десять раз дороже. Пока спиннеры шли, Шоколад немного загулял

Как продать тысячу спиннеров

Шоколад торгует спиннерами в переходе. Шоколад — это кличка. Ему 27 лет, и он ни дня не работал официально. Лицо осунувшееся, настроение не очень. На кисти выцветшая татуировка — Life is beatiful. Французское beaute в интерпретации балашихинского татуировщика стало английским beat. Это значит убыток.

Шоколад считает татуировку ошибкой молодости. В молодости он сделал много ошибок: женился «по залету», сел, развелся. Пару лет назад он переехал из родной Балашихи в Москву, чтобы найти себя в этой жизни. Работал курьером, играл на бирже, ходил на бизнес-тренинги, торговал в электричке массажерами головы и подушками для сна, потом стал там же петь блатные песни. Зарабатывал пару тысяч в день. Секрет в том, чтобы петь жалобно.

Несколько месяцев назад Шоколаду подвернулась подработка — попросили передать пакет. Платили хорошо — за то, чтобы Шоколад не заглядывал внутрь и ничего не боялся. Пакет он передал. Деньги решил пустить в дело — заработать на всеобщей истерии вокруг спиннеров.

Шоколад заказал на AliExpress тысячу штук по 30 рублей. Хотел продавать в электричке в десять раз дороже. Пока спиннеры шли, Шоколад немного загулял на оставшиеся деньги, и «бригадир» (так называют тех, кто «крышует» торговцев в электричках) его уволил. Сказал: увидит, что Шоколад торгует или поет — получит в рожу.

Посылка пришла, Шоколад разместил объявление в интернете. Звонили редко. Тогда он стал торговать у метро. Раньше ходил каждый день на несколько часов, теперь выходит на точку нерегулярно: иногда раз в неделю, иногда три раза.

Сначала Шоколад торговал на улице, у метро «Южная». В день, когда в Москве случился ураган, он как раз работал. Спрятался в переход. С тех пор, если погода плохая, работает в переходе. Зарабатывает немного, на самое необходимое — сигареты, выпивку, онлайн-казино, недорогие наркотики. Комнату Шоколад снимает у какой-то бабушки, но не платил ей уже пару месяцев. Подарил ей два спиннера. Он бы и вовсе не торговал, но спиннеры нужно куда-то деть.

Шоколад собирается постоять два часа и пойти домой. Если заработает достаточно, позвонит знакомому. Они вскладчину возьмут коробок травы и оттянутся. Если нет — «потупит под пивко в телек или комп».

Больше всего Шоколад ценит свободу. Спиннеров у него осталось четыреста шесть штук.

Осенью Сыч перейдет в десятый класс. До окончания школы он планирует довести свой заработок до 100 тысяч рублей в месяц

Оскорбления в коммерческих целях

Владу Сычу из Волгограда 16 лет. Год назад он случайно узнал о существовании AliExpress и партнерской программы ePN. По сути ePN — это биржа интернет-зазывал, посредник между теми, кто получает процент за рекламу товаров из крупнейших интернет-магазинов, и собственно магазинами. При регистрации на сайте ePN «зазывала» получает личную ссылку на любой товар и размещает ее где считает нужным — чаще всего это паблик в VK или YouTube-канал. Если покупатель приходит по такой ссылке и оплачивает товар, «зазывала» получает вознаграждение.

В VK несколько тысяч сообществ, посвященных товарам с AliExpress. Самые крупные имеют более 2 миллионов подписчиков. Чаще всего они тематические: для мужчин, женщин, детей, неформалов, любителей техники, эротических товаров, владельцев домашних животных. По оценкам собеседников «Сноба», работающих в этом бизнесе, администраторы подобных групп имеют совокупный доход от миллиона рублей в месяц.

Группа Сыча в VK называется «Аморальный AliExpress». Он создал ее в ту же ночь, когда узнал о партнерской программе. Сделал 40 постов с мемами, утром выложил первые ссылки на товары. Первая покупка прошла через несколько дней — Влад заработал 80 центов.

— Основная идея в том, что это такой оскорбляющий AliExpress. Типа в каждом посте я говорю читателю, что он ***.

Этим его сообщество отличается от других: большинство аналогичных групп просто подбирает товары по теме и публикует их описания.

Кроме Влада в группе работает 30 человек. Фактически администраторы работают сами на себя. Аккаунт на AliExpress у каждого собственный и доход от партнерской программы приходит на их личные счета. Из-за того, что лента группы постоянно обновляется, число подписчиков в ней растет — в этом выгода Влада. По оценке Сыча, его редакторы зарабатывают по 20–30 тысяч рублей в месяц.

Осенью Сыч перейдет в десятый класс. До окончания школы он планирует довести свой заработок до 100 тысяч рублей в месяц.

Больше всего Сыч любит небо и хотел бы учиться на астрофизика. Но боится, что не найдет потом в России работу по специальности.

Андрей Корнев до 40 лет работал электромонтажником. Потом фирма закрылась, и Корнев решил попробовать себя в видеоблогинге

Студенты и электромонтажники идут в YouTube

19-летняя жительница Челябинска Ксюша Кравец учится на заочном и любит модные аксессуары. Еще она любит покупать вещи на AliExpress и снимать обзоры на YouTube. Сейчас у нее около 50 тысяч подписчиков и больше 3 миллионов просмотров.

Кравец заказывает на AliExpress не менее 20 предметов каждый месяц: косметику, бижутерию, одежду. Пока посылки идут, она рассказывает о том, как дрессировать мопса и что делать, если ты тайно влюблена в своего брата. Когда посылок скапливается достаточное количество, она записывает очередной ролик: распаковывает перед камерой коробки с заказами и рассказывает о своих впечатлениях. За ней следят продавцы с AliExpress и бесплатно присылают товары, чтобы они попали в ее обзоры.

Ссылки на заказы прикрепляются в описание к видео. Если кто-то из подписчиков канала переходит по такой ссылке и покупает товар, видеоблогерша получает процент. За счет партнерской программы Кравец зарабатывает около 5 тысяч рублей в месяц. Сумма небольшая, но ей в первую очередь интересно делать видеоролики, а деньги — приятное дополнение.

Ее коллега из Хабаровска Андрей Корнев до 40 лет работал электромонтажником. Зарабатывал 35 тысяч рублей в месяц. Потом фирма закрылась, и Корнев решил попробовать себя в видеоблогинге. Накупил смартфонов на AliExpress и пытался продавать их, параллельно делая обзоры. Жена крутила пальцем у виска.

Корнев делал видео пару раз в неделю. С ростом подписчиков китайские компании стали предлагать ему на обзоры свои товары. Раньше Корнев брал все заказы, сейчас иногда отказывается: на всех не хватает времени. Жена увидела, что дело пошло, и добавила денег на закупку смартфонов для обзоров.

В обороте у Корнева около полумиллиона рублей. Он, как и другие, получает процент с продаж на AliExpress по партнерской программе плюс сам продает китайские смартфоны: накрутку делает от 1 до 4 тысяч рублей. В месяц выходит 1000–1300 долларов, еще порядка 500 набегает за год от рекламы на YouTube и по партнерской программе.

Больше всего Корнев любит независимость. Он хочет довести число подписчиков своего канала до 100 тысяч.

Бизнес в шезлонге

Самая большая доля трафика на AliExpress идет из России. Зарабатывать на партнерской программе в Рунете выгодно, и не обязательно для этого находиться в России.

Предприниматель Илья живет в Киеве, продает копии брендового белья. Весной прошлого года он стал покупать товары на AliExpress, затем узнал о партнерской программе и завел группу в VK.

Раньше доход от партнерской программы составлял до 8,5% от покупки, теперь 6,6% на все товары, кроме мобильных телефонов — с них получают 3,6%. Сейчас в группе Ильи 60 тысяч подписчиков. Группа приносит Игорю доход в 50–60 долларов в месяц. Остальной заработок — примерно столько же — он пускает на рекламу и раскрутку. По словам Ильи, существует специальный парсер-скрипт, который берет посты в других группах, где выкладывают товары с AliExpress, подставляет свою ссылку и размещает в группе «хозяина».

Больше всего Илья мечтает ничего не делать.

—  Раскрутил группу, включил парсер и лежишь в шезлонге.