150 часов

Житель Омутнинска выпил с друзьями и закусил собакой. Получил два года строгого режима. Житель Оби принес домой трехмесячного котенка. Напился, разозлился и на глазах собственных детей зарезал его. Получил два года.

За издевательства над животными в одиночку — статья 245 часть 1 — в России не лишают свободы. Посадить могут только ранее судимых по другим статьям.

Если над животными издевается группа лиц по предварительному сговору — статья 245 часть 2 — максимальный срок лишения свободы два года. Так, два омича забрели в зоопарк и убили редких птиц, чтобы сделать из них шашлык. Им дали год и два месяца. Впрочем, птицы были редких видов, это суд учел.

Алина Орлова и Алена Савченко из Хабаровска убили 13 собак, беременную кошку и голубя. Животных брали с рук и из приютов. Убийства планировали, детали обсуждали в соцсетях.

— Я уже кошку приметила, — писала Алена.

— Кошку убьем. Я *** тут шнырять просто, — реагировала Алина.

— Сегодня вообще никак, — сетовала Алена, — завтра убивать сможешь?

Убивали в заброшенном крематории. На память делали фото и видео.

18 октября скриншоты их переписки, фото и видео опубликовали на анонимном форуме 2ch.hk. Один из пользователей выложил фотографии, найденные в якобы купленном им взломанном аккаунте в VK. Другой участник форума провел расследование и выяснил личности авторов. Вечером о «секте хабаровских живодерок» написали местные СМИ, на следующий день новость была в федеральных СМИ. Днем 19 октября мать Алины Орловой написала заявление в полицию о поступивших в адрес дочери угрозах.

[blockquote]Кирилла Серебренникова на прошлой неделе искали в Яндексе 3243 раза. Хабаровских живодерок — 3052 раза[/blockquote]

Алена Савченко в этот момент была в пути в Петербург. Ее задержали на пересадке в новосибирском аэропорту Толмачево. Алину Орлову задержали дома, в Хабаровске.

Они быстро стали печально известными — их окрестили «хабаровскими живодерками». 11 ноября 2016 года в 93 городах России прошли митинги с требованиями посадить их в тюрьму.

Девушек взяли под стражу, в том числе ради их безопасности. Следствие шло почти год. За это время общественная истерия поутихла, но дело все равно остается резонансным: Кирилла Серебренникова на прошлой неделе искали в Яндексе 3243 раза. Хабаровских живодерок — 3052 раза.

Суд дал Алине Орловой 3 года и 10 месяцев лишения свободы. Алене Савченко — 4 года и 8 месяцев. Правда, кроме жестокого обращения с животными судили их и за другие преступления. Алена и Алина пырнули ножом бездомного, ограбили знакомого и танцевали возле церкви.

За убийство 13 собак, кошки и голубя Орловой дали 150 часов исправительных работ. Савченко — на 10 часов больше.

Статистика

В официальной статистике Судебного департамента данных по 245-й статье нет. Согласно данным портала «Агентство правовой информации», в 2015 году по 1 части статьи 245 осудили 78 человек — 39 из них приговорили к исправительным работам и ограничению свободы. По части 2 судили 8 человек, 2 из них приговорили к реальным срокам. Впрочем, людям, проходящим по этой статье, чаще всего удается отделаться штрафом.

Как эффективно убивать бездомных животных, Данила Кислицын узнал в интернете из сообществ догхантеров. Его рюкзак всегда был набит пластиковыми хомутами, лекарствами и ядами, чтобы расставлять ловушки со смертельной приманкой для бродячих собак по всему Владивостоку. «Ради безопасности горожан», — утверждал потом Кислицын в признательных показаниях. Тогда же он сказал, что убил по меньшей мере тысячу бездомных собак. В 2015 году суд приговорил его к штрафу 20 тысяч рублей.

Ровно через год Кислицын снова оказался в суде по обвинению в убийстве двух бродячих собак. На этот раз суд приговорил его к 240 часам исправительных работ и сразу же освободил от наказания: Кислицын попал под амнистию в честь 70-летия Великой Победы.

[blockquote]Защита строилась на том, что белки — опасные агрессивные существа, способные заразить человека бешенством и за год покусавшие 64 человека[/blockquote]

А в августе 2014 года студент Академии правосудия Елисей Владимиров и его друг Кирилл Комаров гуляли по Центральному парку Санкт-Петербурга. У Владимирова с собой был пневматический пистолет. Друзья решили покормить белок. Владимиров потом говорил на суде, что любит животных (дома у него жила даже маленькая собачка). Но одна из белок оцарапала ему ногу — Владимиров испугался и закричал: «Тварь!» Затем он достал пистолет, защелкнул обойму и произвел два выстрела. Белка упала замертво. Друзья разбежались, но их успели задержать сотрудники полиции, услышавшие выстрел. Процесс длился год. Владимирова приговорили к году исправительных работ и тут же амнистировали, правда, наказание ставило крест на его юридической карьере. Еще два года Владимиров добивался того, чтобы его признали невиновным. Защита строилась на том, что белки — опасные агрессивные существа, способные заразить человека бешенством и за год покусавшие 64 человека. 12 февраля 2017 года суд согласился, что выстрел Владимиров произвел с целью самообороны, и признал его невиновным.

Этой весной житель города Устюжна А. Михайлов увидел в окно своего дома, как по двору идет беспородный пес и тащит в зубах тушку курицы. Михайлов выбежал на улицу и недосчитался трех кур. Он схватил у стены сарая вилы и отправился к соседу, у которого жил тот самый беспородный пес.

Собака ходила по участку. Михайлов занес над ней вилы и проткнул несколько раз, пока она не погибла. Потом вернулся домой, отнес вилы в сарай и отправился в полицию, где написал явку с повинной. В суд Михайлов на всякий случай пришел с адвокатом. На заседании зачитали акт вскрытия трупа собаки: причиной смерти стали «разрыв крупных легочных сосудов и проникающая травма желудка». Михайлов признался, что сожалеет о случившемся. Суд постановил прекратить уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием.

Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных «Вита»:

Мало кто написал, что хабаровские живодерки получили реальный срок по другим статьям, а за жестокое обращение с животными суд приговорил их к 150 часам исправительных работ. Зоозащитники будут подавать апелляцию на это решение. По сути приговор хабаровским живодеркам означает, что, чтобы получить в России реальный срок за жестокое обращение с животными, надо попутно еще оскорбить чувства верующих и ударить бомжа.

Я в зоозащитном движении 23 года: очень редко, но общественность все-таки добивалась и возбуждения уголовных дел, и обвинительных приговоров. Была громкая история про собаку по кличке Мальчик, которую убила 20-летняя фотомодель. Девушку признали невменяемой, а Мальчик стал прообразом памятника «Сочувствие» на станции «Менделеевская». Похожая история случилась у метро «Коньково»: собаку убил охранник, суд приговорил его к условному сроку, потому что у него на иждивении был несовершеннолетний ребенок. К году исправительных работ, а затем за неисполнение приговора суда — к году лишения свободы, был приговорен 22-летний Никита Головкин, который натравил на ощенившуюся дворнягу своего пса.

[blockquote]Больше 85 процентов подростков, совершивших тяжкие преступления в отношении людей, ранее издевались над животными[/blockquote]

Сегодня 245-я статья является абсолютно инвалидной и иногда даже мешает возбудить уголовное дело, потому что узко трактует понятие жестокости. Дело заводят, если у животного есть увечья или последовала его гибель, но под эту формулировку не попадает целый ряд жестоких действий. Например, если животное замуровано коммунальными службами заживо, приходится ждать, когда оно погибнет. Не попадают под формулировку и действия «фотоживодеров», которые содержат животных в жутких условиях, предлагая прохожим с ними фотографироваться.

Кроме того, в диспозиции к статье указывается, что действия должны быть совершены из садистских побуждений. Никто из обвиняемых, конечно, ни в чем подобном не сознается. Так одна заводчица разводила цвергшнауцеров, ей не удалось их пристроить, как она планировала. Она увезла их на огород, замотала им скотчем пасти, и там они умирали без еды и воды. Когда соседи все-таки обнаружили животных, было уже поздно — собаки погибли. В возбуждении дела полиция мне отказала, потому что в своих показаниях женщина заявила, что отвезла собак в огород, заботясь о благополучии соседей, которым мешал запах на лестничной клетке.

Но одной статьей проблему жестокого обращения с животными все равно не решить. Есть пять сфер использования человеком животных: четыре из них связаны с системной жестокостью — это гигантские сферы животноводства, пушного звероводства, развлечений и опытов на животных. Принятие закона означало бы необходимость перейти на более этичные технологии и уйти от тормозящих развитие общества промыслов. Например, ввести запрет переездных зоопарков и цирков, дельфинариев, притравочных станций, фотобизнеса с животными и рекламы при кафе, боев с животными и много чего еще.

Для решения проблемы жестокости нужен целый закон, а не одна статья в Уголовном кодексе. Но статья могла бы ограничить хотя бы бытовую жестокость с животными-компаньонами, если бы суды не обходились мелкими штрафами. Сегодня фигурантами уголовных дел часто становятся представители поколения «Жесть», как назвал его психолог Марк Сандомирский. Это дети, которые родились на стыке девяностых и нулевых, они росли в нигилизме и им часто свойственна необузданная жестокость.

Есть прямая корреляция жестокости к животным и к людям: больше 85 процентов подростков, совершивших тяжкие преступления в отношении людей, ранее издевались над животными. То есть жестокость к животным — это уже диагноз. А значит, мягкий приговор — это попустительство жестокости, от которой пострадают не только животные, но и люди.