На конкурс в этом году пришло огромное количество работ, отборочная комиссия допустила к первому туру более 14 тысяч фотографий. Задумывая конкурс в 1999-м, Ольга Свиблова хотела поддержать репортажную фотографию — жанр, который сохраняет для нас визуальные кусочки истории. «Конкурс на фоторепортаж намного сложнее, чем просто конкурс на лучшую фотографию, — рассказала она проекту «Сноб». — Одна хорошая фотография может быть у человека, который первый раз в жизни взял в руки камеру, у младенца, у кого угодно. А репортаж — это умение выстроить историю, это выражение своего отношения к миру. Это единство тематическое и пластическое. Поэтому мне кажется, что репортаж — это очень важно, он дает возможность передать наш взгляд на историю, в которой мы живем и частью которой являемся. Мы субъекты и объекты этой истории».

Всего в конкурсе, который Московский дом фотографии проводит вместе с правительством Москвы, три номинации: «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». Гран-при в первой номинации получил Роман Канащук за серию «Москва: 25-й кадр», во второй номинации победил Александр Гронский с серией «Окраина». А в «Лицах» лучшим стал Владимир Вяткин, получивший награду сразу за две серии: «Властители музыкальных инструментов» и «Поколение Василия Аксенова». Ему же вручили специальный спонсорский приз за портреты «Психологические метаморфозы Дэвида Линча».

«В этом году очевидно доминировала номинация "Лица", — рассказывает Свиблова, — в первый раз у нас такое. Были годы, когда любили фотографировать манифестации, все эти красные знамена, старых большевиков, которые машут флагами на парадах, и так далее, но это прошло. Потом был период, когда появилось огромное количество снимков ночных клубов, они были чем-то новым. Мы ведь не выбираем сюжеты — принимаем то, что присылают, и вот в этом году вперед вырвались "Лица". Интересно, что среди лиц доминировала тема стариков. Это стало для меня открытием. Я пришла развешивать работы по залам, посмотрев накануне большое ток-шоу по НТВ, посвященное старости, где обсуждалось, что мы ее не замечаем, этой темы нет на страницах журналов, на экранах телевизоров, как будто старики с нами не живут, как будто мы завтра не окажемся в той же ситуации. Прихожу и вижу, что у меня сплошные старики: вот они улыбаются, вот они задумались, вот они удивляются, вот они бегают, вот они что-то делают. Эти лица стали интересны молодым. На мой взгляд, это знак того, что люди перестали бояться, ушел цинизм как позиция закрытости. Мы больше не боимся говорить о гражданских проблемах, о человеческих проблемах. У нас очень много в этом году сюжетов, посвященных гастарбайтерам. Не в "Событиях и повседневной жизни", а именно в "Лицах". Это очень хорошие, очень человечные и, я бы сказала, социальные фотографии, на которых мы видим просто людей, видим, как мы смотрим на них и как они смотрят на нас. Кстати, в этом году на Венецианской биеннале одной из самых обсуждаемых была работа польского художника Водички, тоже посвященная гастарбайтерам. Многие сюжеты у нас посвящены людям с ограниченными возможностями. Это те люди, которые живут вместе с нами, живут в городе, который только сейчас задумался, что он должен быть адаптирован для довольно большого числа людей, которым требуется наша помощь и на месте каждого из которых мы можем очутиться, если случится несчастье».

«Серебряная камера» известна тем, что активно привлекает к голосованию зрителей. В этом году приз зрительских симпатий достался серии «Без зонта» молодого фотографа Максима Юлдашева.

Ольга Свиблова очень довольна присланными на конкурс работами: «В прошлом году у меня было ощущение, что премия прошла без открытий. А в этом году просто какой-то прорыв. Огромное количество новых имен, в основном молодежь. И это очень приятно. Важно сказать, что первые призы "Серебряной камеры" — это не только наша камера, а еще и 5 тысяч условных единиц, которые, я думаю, людям, работающим в трудном жанре репортажа, важны, потому что как раз их сегодня никто не поддерживает. И этот конкурс для них — шанс не только быть увиденными, но и получить поддержку».