Инсталляцию 33-летней китайской художницы Сью-Лан Ко на фасаде парижской Школы изящных искусств (Ecole des Beaux Arts de Paris), выходящем на набережную Малаке, случайные прохожие могли наблюдать в минувшую среду всего пять часов. Затем администрация школы ее сняла. Инсталляция представляла собой четыре огромных (семь метров на полтора) полотнища со словами: travailler (работать), gagner (зарабатывать), plus (больше), moins (меньше). Прочесть ее можно было по-разному («работать больше — зарабатывать меньше», «больше зарабатывать — меньше работать » и так далее), в зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть.

Через несколько часов после того, как инсталляция была вывешена, директор школы Анри-Клод Куссо (Henry-Claude Cousseau) вдруг решил, что это является насмешкой над президентом Николя Саркози, и приказал растяжки снять. Дело в том, что эти четыре слова недвусмысленно отсылают к знаменитой предвыборной фразе Саркози: «Работать больше, чтобы зарабатывать больше».

Сама автор не отрицает того, что именно эта цитата лежит в основе ее инсталляции и что ее работа иронизирует над французами, ведь, согласно распространенному мнению, они готовы вытерпеть даже понижение в зарплате, лишь бы отдыхать побольше: «Я приехала из Китая, где художникам не привыкать к цензуре. Но никогда не могла подумать, что такое может произойти со мной во Франции».

Работа Сью-Лан была представлена в рамках проекта «Семидневный уик-энд», который объединил работы студентов лондонского Royal College of Art и сингапурского Lasalle College of Arts. Каталог для него был напечатан еще в декабре. Так что директор, приказавший снять уже смонтированную инсталляцию, выставку пропустил либо действовал по указанию сверху.

По одной из версий, произведение смутило представителей министерства образования, которым в скором времени предстоит утвердить годовой бюджет Школы изящных искусств.

На вернисаже, где инсталляция все же присутствовала в уменьшенном виде, никого из администрации школы искусств не было. В официальном извещении на сайте школы говорится, что работа китайской студентки не имела авторской подписи и названия, что придавало ей характер лозунга, а художнице было предложено вывесить ее произведение внутри школы, от чего та принципиально отказалась.

Куратор выставки Клер Каролин (Clare Carolin) из лондонского Королевского колледжа изящных искусств поддержала художницу. Она заявила, что подобное никогда не могло бы произойти в Лондоне, подала в знак протеста в отставку и покинула Париж сразу же после вернисажа.

Газеты живо ухватились за историю, демонстрирующую «уровень консерватизма во французской политике и страх, внушаемый Саркози».

На вернисаже в холле школы журналистов собралось гораздо больше, чем поклонников искусства, все наперебой снимали разбросанные повсюду бумажки с уже набившими оскомину четырьмя словами. Однако в следующих залах, где были выставлены работы прочих участников проекта «Семидневный уик-энд», ажиотажа не наблюдалось. Поэтому мне захотелось показать вам некоторые из этих произведений:

Вчера министр культуры Фредерик Миттеран (Frédéric Mitterrand) потребовал от Школы изящных искусств вернуть инсталляцию на место. Сью-Лан Ко заявила, что довольна таким решением проблемы.