Мы поговорили с Владом Авербухом по скайпу и выяснили, что еще входит в меню первобытного человека, где искать правильное мясо и какие части коровьей туши самые вкусные.

— Как давно ты ешь сырое мясо?

— Уже примерно три года.

— Как так получилось?

— Первый раз я попробовал его в виде стейка тартар в обычном ресторане. К тому времени я давно интересовался антропологией и все время натыкался на книги о том, как питались наши древнейшие предки. Все это совпало с выходом книги The Paleo Diet Лоррейна Кордейна. По его теории, человек может есть только то, что съедобно в сыром виде. Кордейн не настаивает на сыроедении. Большинство последователей его диеты рассуждают так: если сырое мясо съедобно, значит его можно готовить. А я считаю, что настоящее, здоровое мясо не нужно ни жарить, ни варить, ни запекать.

— В чем смысл?

— Наш организм намного лучше приспособлен к сыроедению. Если изучить историю, выяснится, что человек готовит пищу лишь последние 10 тысяч лет.

— Но у первобытного человека был огонь.

— Он появился примерно 300 тысяч лет назад. Не 2 миллиона лет, как утверждает профессор Ричард Рэгхем, а всего 300 тысяч — по самым оптимистичным подсчетам. Это общеизвестный факт из популярной антропологии. А готовить на огне пищу стали в тот момент, когда начали выращивать зерновые культуры. Это случилось 10 тысяч лет назад, в период неолита. В сыром виде зерно токсично, поэтому его приходилось обрабатывать на огне.

— Что делали с мясом?

— Его только разогревали. В этом главное отличие первобытного способа приготовления мяса от современного: сейчас мы его полностью прожариваем и пропекаем. Думаю, пристрастие к горячему мясу тоже идет из неолита: животное съедали сразу после его смерти, пока туша еще не остыла. А то, что оставалось, сохраняли и разогревали на следующий день. Я тоже разогреваю мясо. Обычно я достаю его из холодильника и оставляю на несколько часов, чтобы оно достигло комнатной температуры. Если времени мало, приходится класть его в печку, но ровно на одну минуту — чтобы стало теплым.

— Как быть с глистами?

— Я не ем свинину. Я ем только мясо травоядных животных: говядину, телятину и баранину. Курица и рыба более постные и потому не такие вкусные. Чем жирнее мясо, тем оно вкуснее. С 70-х годов американцам постоянно твердят, что жир есть вредно. Мне это кажется смешным: жир — лучшее, что бывает на свете. Сырой натуральный жир животного, которое было правильно выращено, — это очень полезно. В Америке, к сожалению, практически весь скот выращивается на кукурузе, гормонах и антибиотиках. Такое мясо есть нельзя. Травой питается примерно 1% американских коров, не больше. Я знаю несколько правильных ферм и магазинов и покупаю мясо только там.

— Что ты ешь во время путешествий?

— Чаще всего я езжу по Штатам и в любом городе могу найти правильное органическое мясо. А в прошлом году я неделю был в Санкт-Петербурге, в гостях у брата. Первые три дня я ел мясо, которое привез с собой. А потом пришлось купить говядину из Новой Зеландии в единственном и очень дорогом органическом магазине — в супермаркетах все мясо оказалось американским. Зато у вас везде продаются ягоды, причем такие, которых в Америке не найти.

— Как часто ты приезжаешь в Россию?

— Был в 2002 году и в прошлом, только два раза. Главная проблема — очень холодно. Всю неделю я практически не выходил на улицу, хотя это был апрель. Чтобы спокойно переносить холод, нужно быть намного толще, чем я. А на моей диете потолстеть невозможно.

— Ты ставил своей целью похудение?

— Нет, у меня никогда не было проблем с весом. Есть две причины, по которым я уже три года следую палеодиете. Во-первых, это очень просто. Я живу один, и когда прихожу домой, мне не нужно готовить.

— И посуда, наверное, не пачкается.

— Это правда. Во-вторых, оттого что я ем так много жира, у меня практически нет чувства голода. Я не завтракаю. Первобытный человек не мог открыть холодильник и сразу же поесть. Чтобы добыть пищу, ему приходилось охотиться. Поэтому я просыпаюсь, иду на работу, играю в футбол, могу даже сходить в тренажерный зал. Ем я только во второй половине дня, хотя спокойно могу прожить без пищи целый день или даже сутки. Секрет в жире, который является главным источником питания моего организма. Благодаря ему инсулин постоянно остается на одном уровне. Если же есть сладкое и мучное, он скачет то вверх, то вниз, и чувство голода возникает каждые два-три часа. Со мной такого не случается.

— У тебя есть черный список продуктов? То, что ты бы никогда не съел.

— Туда попадает все, чего не было 10 тысяч лет назад. Хлеб, макароны, картошка, подсолнечное масло, молоко — все это делается искусственно. Я ем только мясо, фрукты, ягоды и орехи — то, что есть в природе. Раз в месяц, на каком-нибудь ужине в гостях, я, конечно, могу съесть что-нибудь вредное. Но совсем чуть-чуть.

— А что ты пьешь?

— Воду. Простую воду.

— Алкоголь?

— Только вино. Брожение — естественный процесс. Пью красное вино, оно более натуральное. При производстве белого с винограда снимают кожу, а большая часть витаминов находится именно там. К тому же это странно — снимать с ягоды кожу. 

— Какой твой обычный ужин?

— Сырое мясо, вода и время от времени ягоды. Еще фрукты, но их я ем отдельно, только в сезон. 

— Мясо ешь приборами?

— Дома я всегда ем руками. На работе и в компании, конечно, пользуюсь приборами.

— Если ты все-таки обедаешь в рабочий день, то где?

— В хорошую погоду иду в парк, сажусь на лавку и ем сырое мясо руками. Правда, у прохожих это чаще всего вызывает эмоциональную реакцию. Если задают вопросы, я всегда отвечаю — мне нравится рассказывать про свою диету. Но некоторые не на шутку пугаются, поэтому в парке я не сажусь рядом с людьми, которые выглядят нервными. Однажды я ел мясо в метро. На меня смотрели абсолютно все. Это было очень смешно. Меня не смущает внимание, но я не хочу никого пугать и стараюсь быть осторожным. Девушкам, например, я сначала говорю, что питаюсь натуральными продуктами. И если меня спрашивают, какими именно, я отвечаю: «Сырым мясом».

— А гостей ты чем кормишь?

— Если есть время, я с радостью для них готовлю. Сам, конечно, это не ем. На самом деле, я очень люблю готовить и иногда даже скучаю по самому процессу. Кстати, однажды я накормил сырым мясом целую компанию. Пришел на вечеринку, куда каждый должен был принести какое-нибудь блюдо. Я слегка полил мясо лимоном и принес его под видом стейка тартар. Оно исчезло моментально. Его съели даже те, кто вообще мясо очень редко ест.

— Многие твои друзья стали питаться так же?

— Только моя бывшая девушка. На самом первом свидании я заставил ее съесть кусок сырого мяса, и с тех пор она не ест ничего другого.

— Сколько вас всего в Нью-Йорке?

— Мы не знаем точно, но я думаю, человек десять. Лично я знаю четверых.

— Бывает, что хочется обычной, не пещерной еды?

— Веганы-сыроеды делают продукты, по вкусу очень похожие на обычные готовые. Например, сырое мороженое. Иногда, очень редко, я его ем. Но вообще нет, я не скучаю по обычной еде. Мне очень, очень нравится палеопитание. Бывает, я не могу дождаться момента, когда приду домой и съем, наконец, свое мясо.

— Есть какие-нибудь изменения в здоровье? Витаминов хватает?

— Последний раз я был у врача полтора года назад и рассказал ему о своей диете. Он меня похвалил и даже сказал, что сам бы так ел, но силы воли не хватит.

— Ты планируешь всю жизнь так питаться?

— Да, и детей своих кормить буду так же.