Cэндвич с диетическими амбициями
Бурю в стакане спровоцировала 27-летняя американка Кристина Доэрти, за два года сбросившая 25 килограммов, обедая и ужиная только в известной сети мексиканского фастфуда Taco Bell. Правда, выбирала она исключительно блюда линии Fresco, то есть претендующие на полезность: от 150 до 340 калорий и не более девяти граммов жира в одном сочном тако. И вуаля, теперь Кристина — официальное лицо кампании Drive-Thru Diet, которую проводит Taco Bell. То есть рекомендует всем желающим последовать ее примеру.
<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/IeLHGpTVBBg&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/IeLHGpTVBBg&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>
«Я не люблю готовить и не хотела менять свой образ жизни, — говорит Кристина в интервью New York Times. — Мне удобно есть в фастфудах. Просто я старалась выбирать здоровые блюда. Кроме того, на каждом из них указана калорийность, поэтому было очень удобно соблюдать ограничение в 1250 калорий в день, которое я сама себе поставила».
На каверзные вопросы корреспондента интернет-издания That's Fit о том, занималась ли она спортом и задумывалась ли о том, сколько холестерина, натрия и прочих радостей содержат ее любимые и очень диетические ranchero chicken soft taco, Кристина наивно отвечает: «Ну, я же не нутриционист, и действовала по наитию. Главное, что похудела, а значит, это в любом случае на пользу».
Taco Bell, конечно, не первая фастфудная сеть, запустившая «здоровое» меню. Еще в 2004 году американские McDonalds стали продавать комплексные обеды Go Active! Happy meals для взрослых, но энтузиазма не встретили: никто не хотел покупать бургеры с вареной курицей вместо бургеров с курицей в панировке. А вот аналогичная, совсем недавняя кампания известной компании Subway, наоборот, стала очень популярной. Все потому, что спикером стала Шэй Соррелс, героиня известного телешоу «Похудевший больше всех». У нее результаты куда более поразительные, чем у Доэрти: 73 килограмма за год и диета, состоящая только из низкокалорийных сэндвичей Fresh Fit (зерновой хлеб, говядина, салат, помидоры, щедро политые майонезом). Правда, мисс Соррелс до сих пор весит 140 кг, но останавливаться не намерена: за каждый сброшенный килограмм Subway заплатит ей $1000.
Подобные меню друг за другом запустили Dunkin'Donats (низкокалорийные плюшки и сэндвичи), а также Starbucks (панини-бургеры). Кроме того, диетологические блоги запестрели серьезными советами о том, как организовать себе суперздоровое питание в фастфудах. В основном, они ограничиваются предложениями есть маленькую порцию картошки-фри вместо большой.
Тем временем в Интернете в ответ на рекламную кампанию с Кристиной Доэрти, «лицом» диетического меню Taco Bell, появляются пародийные ролики:
<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/2S-44d54ito&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/2S-44d54ito&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>
Большинство диетологов, меж тем, в ужасе от иезуитских кампаний фастфудов за здоровое питание. «Я чуть не упала в обморок, когда услышала об этих проектах, — эти слова Элизабет Сомер, нутрициониста и автора книги Eat Your Way to Happiness, цитирует New York Times. — Фастфуд — это минное поле. Вы едите обезжиренные буррито и энергетические батончики, думая, что идете по безопасной траве. Но на самом деле у вас под ногами каждую секунду может взорваться мина в виде избыточного холестерина, трансжиров и натрия. Для справки: в одном Fresco Burrito Supreme Chicken, которыми питалась Кристина Доэрти, содержится 1410 миллиграммов натрия, который добавляют почти в весь фастфуд (в том числе и «здоровый») для усиления вкуса. А норма для взрослого — не более 2300 миллиграммов в день.
«Позиционировать фастфуды как рестораны здоровой еды — это самый настоящий, серьезный обман аудитории, — говорит Келли Броунелл, директор Rudd Center for Food Policy and Obesity в Йеле, в интервью изданию Digital Journal. — Конечно, если вы исходите из того, что попросту не можете отказаться от фастфуда, ваш диетолог скажет: "Хорошо, только в KFC ешь курицу на гриле вместо жареной, а в Taco Bell выбирай блюда из Fresco Menu". Но никто не сможет гарантировать вам здоровый вес, сердце и печень через пару лет».
Дело в том, что ограничивать калорийность съедаемого фастфуда, конечно, можно: например, позавтракал, пообедал и поужинал 300-калорийными «здоровыми» бургерами и, вроде бы, остался в рамках допустимой нормы, необходимой для похудения. «Но, — предупреждает Мария Крупнова, практикующий диетолог клиники "Юнион", — еда — это не чистая математика. Считать калории, конечно, важно, но еще важнее состав, сбалансированность и качество продуктов. Готовая булка с мясом, овощами и соусом — это в любом случае неполезно, даже если булка зерновая, а соус низкокалорийный. Только если вы не приготовили это самостоятельно и не знаете точно, что все продукты — свежие».
К слову о калориях — журнал «Сноб» недавно писал о том, что современная система для подсчета морально устарела.
Ну, и последняя проблема с фастфудом кроется в корне «fast». Даже если мы абсолютно уверены в том, что вот этот буррито (например, купленный в более-менее проверенной американской сети магазинов здорового питания Whole Foods) сделан из бездрожжевого тонкого хлеба со свежим авокадо, свежей креветкой и органической морковкой, это все равно не совсем здоровая еда. Потому что наш идеальный буррито при этом все равно сметается за считанные минуты и заглатывается гигантскими кусками, что коренным образом противоречит концепции mindful eating — осознанного питания. «Быстрая еда, несомненно, может быть невредной, — добавляет подписчик проекта "Сноб" Виктор Майклсон, директор "Улитки" — московского филиала организации Slow Food. — Но не более того. Если вы что-то едите на ходу, в машине, то неважно, что именно вы заглатываете — бургер на белом хлебе или на зерновом. Эффект от участия в процессе здоровых ингредиентов пропадает начисто. Концепция слоуфуд такова: можно быстро утрамбовать в желудке салат из свежих овощей, можно — буррито, польза будет примерно одинаковой. Кроме того, фастфуды зарабатывают именно на потоке людей. Вы можете себе представить, что кто-то будет проводить в McDonalds час-полтора, расслабленно беседуя и жуя низкокалорийный сэндвич? Вряд ли. Появление в фастфудах парадигмы wellness, здорового меню — либо убьет бизнес, либо в корне его изменит. И, скорее всего, это рано или поздно случится».
Анна Карабаш. Как вы считаете, диетический фастфуд — это оксюморон, или все-таки у этого движения есть здоровые перспективы?