Блогеры против глянцевых журналов — чья возьмет?
Показы в Нью-Йорке свидетельствуют, что настроение у законодателей моды так себе. В дефиле нет былого размаха, да и сами коллекции отличает небывалая скромность. Главные дизайнеры нью-йоркской Недели моды — Александр Ванг и Марк Джейкобс — показали женские коллекции, в которых доминирует серый цвет и брючные костюмы. Ванг так и вовсе вдохновлялся строгой эстетикой наряда классического воротилы с Уолл-стрит. Жизнерадостные цвета в одежде весенне-летнего сезона практически отсутствуют, разве что спортивная линия Йодзи Ямамото Y-3 радует красочными всполохами. Шоу Y-3 развеселило всех еще и тем, что Ямамото, выйдя на поклон после дефиле, разыграл сценку: «завалил» манекенщика, одетого под уличного хулигана, под бурные аплодисменты публики.
Так дизайнеры реагируют на кризис — вот вам Уолл-стрит, вот вам насилие. Никаких пышных платьев, томных женственных образов — сплошной минимализм. Мужские коллекции отличались даже какой-то суровостью. Например, самая эффектная презентация Недели — показ марки Moncler Grenoble: модели позировали на четырехэтажной конструкции из строительных лесов, возведенной на пирсе реки Гудзон. Играла тревожная музыка, с неба шел моросящий дождь вперемешку со снегом, а модели в черных куртках стояли не шелохнувшись. Похоже было на эпизод какого-нибудь стилизованного ремейка про нацистов.
Примечательно, что в этот раз в первых рядах почти не было знаменитостей. Если в прошлом сезоне на шоу Марка Джейкобса пришли Мадонна и Леди Гага, то теперь Джейкобс решил, что «со знаменитостями скучно». Зато в первом ряду прочно обосновались фэшн-блогеры, которые за прошлый год превратились в любимцев прессы. 13-летняя Тави Гевинсон исправно появляется на показах в окружении свиты — есть подозрение, что это ее семья, которая наконец могла услышать возмущенные возгласы профессиональных обозревателей: «И куда только смотрят родители?» Были и другие несовершеннолетние модники из Интернета — Брайан Бой, Сьюзи Баббл.
Выглядят эти блогеры совершенно невероятно — одеваются они, как говорила Алиса в Стране чудес, «все страньше и страньше»: смешные шляпки, безумные туфли (даже при минусовой температуре). Им приходится работать над своим имиджем, пожалуй, даже больше, чем признанным фрикам от моды вроде Сьюзи Менкес или Анны Пьяджи. Ведь их популярность зависит теперь не только от их собственных блогов, но еще и от ресурсов вроде The Sartorialist, которые вывешивают фотографии самых ярких модников. Конечно, интересно, что станет с этими малолетними жертвами моды, когда они подрастут. Редакторы журналов все еще относятся к ним свысока, хотя и не без зависти — эти выскочки, без образования и профессиональных навыков, в мгновение ока стали кумирами молодого поколения, которое предпочитает их откровения в Сети журналу Vogue. Так что пока дорога в консервативные глянцевые издания им заказана. В прошлом сезоне, когда Брайана Боя усадили в первом ряду рядом с главным редактором американского Vogue Анной Винтур, разразился невероятный скандал. Но сегодня к ним все уже более или менее привыкли, и фантастические шляпки Тави всегда можно видеть в первом ряду.
Блогеры и редакторы солидарны лишь в одном: и тем, и другим очень не хотелось бы, чтобы на показах появились герои безумно популярного реалити-шоу Jersey Show — про молодых итало-американцев, воплощение дурного вкуса. Это как если бы в России сделали шоу с условным названием «Солнцевские», где парни дерутся с девушками, а девушки ведут себя так, словно с утра до вечера глотают лошадиные дозы транквилизаторов. Как пишет критик Кэйти Хорин (Cathy Horyn) из The New York Times, индустрия стоит стеной против появления подобных знаменитостей на показах. Но брешь может возникнуть в любой момент — как только кто-то из дизайнеров решит, что стиль молодых ребят из Нью-Джерси вполне себе «тренд». Тогда благопристойные времена в моде сразу закончатся.