Норштейн еще не вышел из гоголевской «Шинели»
Встреча в клубе Soho House стала для режиссера Юрия Норштейна заключительным выступлением в США, где он около месяца проводил мастер-классы и читал лекции в разных городах. Норштейн признался, что за последние 15 лет реже смотрел свои мультфильмы, чем за этот месяц.
В небольшом просмотровом зале Soho House собрались зрители, прекрасно знакомые с творчеством Юрия Норштейна — члены клуба Евгений Нудлер, Алексей Фридлянд, Лара Вапняр, Джулиан Лоуэнфелд, Михаил Идов и Роман Каплан. Показ мультфильмов предваряли джазовые вариации в исполнении музыкального коллектива JDT (Jason Domnarski Trio). После их выступления гостям продемонстрировали уже ставшие классикой «Цаплю и журавля» и «Сказку сказок» («Ежик в тумане» остался за бортом, видимо, из-за своей сверхпопулярности) и представил 20-минутный отрывок из «Шинели», мультфильма по повести Гоголя, над которым он с перерывами работает без малого 20 лет.
По отрывку стало понятно почему. Каждый кадр — это законченный образ, идеальная картинка, которая требует от зрителя полной концентрации. По сути, мультфильм — черно-белый и без единого звука — это визуальная медитация. Мы видим, как Акакий Акакиевич Башмачкин вырисовывает буквы, пьет чай, чешет нос — одним словом, живет. Сценарий мультфильма Норштейн писал вместе с Людмилой Петрушевской.
Беседуя со зрителями, Норштейн признался, что американская мультипликация кажется ему хлесткой, гэговой, но довольно бессмысленной, а его все волнуют проклятые вечные вопросы. Он объяснил, почему новый мультфильм просто не может быть цветным.
После такого заявления я не смогла удержаться и спросила Норштейна, как он относится к фильму «Аватар». Режиссер с грустной усмешкой ответил, что видел только рекламный ролик и понял, что ни за что не променяет прогулку на лыжах с собакой на просмотр фильма.
В перерывах между показами гости могли пообщаться с Юрием Норштейном. Режиссер рассказывал про своих друзей и соратников — про жену, художницу Франческу Ярбусову, и ушедшего из жизни оператора Александра Жуковского.
После окончания встречи выяснилось, что многие члены клуба — страстные почитатели Норштейна, и, как сказал Евгений Нудлер, возможность познакомиться с маэстро — это очень приятно.
На вопрос из зала, приедет ли он снова в Америку, Норштейн сказал, что готов приехать, когда сделает 30 минут «Шинели». Судя по темпам работы, на это уйдет еще лет десять. Однако режиссер заверил, что если его не будут отрывать, то он может управиться и за восемь месяцев.