По статистике американского Национального института онкологии, каждая восьмая женщина становится жертвой рака молочной железы. Причиной смерти женщин 45–50 лет в большинстве случаев становится именно это заболевание.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Леонид Парфенов: Человек сам себе Госплан и Минздрав

Я решил поучаствовать в создании фильма #ЯПРОШЛА, потому что это хороший способ изменить привычки людей. Я хоть и не состою на учете ни у какого врача, считаю необходимым раз в год проходить онкоскрининг. Мне кажется, это важная цивилизационная привычка, однако у большинства людей ее пока нет. Фильм, который мы сделали с Катериной Гордеевой, призван напомнить, что в современном обществе здоровье людей — в их руках.

Такие печальные события, как смерть Хворостовского, лишний раз напоминают: рак непредсказуем, он может настичь в цветущем возрасте. Лучший способ предупредить его развитие — ранняя диагностика. Я потерял многих друзей и родных, которым диагноз поставили слишком поздно, — это и повлияло на меня.

Отношение к самому заболеванию за время работы над фильмом у меня не поменялось, но изменилось отношение к людям, которые его преодолевают. Выздоровление требует мужества и веры в себя. Я получил новые впечатления о силе людей, способных извлекать уроки из самых трудных ситуаций, наверстывать упущенное и ценить жизнь, которую им удалось, подчас ценой больших усилий, продлить.

[blockquote]Сегодня ключевая информация о раке общедоступна, люди понимают, что это один из типичных жизненных рисков. Так что формирование привычки проходить медосмотр — дело времени[/blockquote]

Одна из героинь нашего фильма сумела победить недуг; она растит нескольких детей, собственных и приемных. В фильме она очень эмоционально обращается к зрительницам: «Девочки, дорогие, вы нужны своим любимым: мужьям, детям и себе. Вы должны быть сильными». Думаю, эта пронзительная история способна поменять взгляды людей на их образ жизни.

В советское время рак считали приговором: от самого больного скрывали его диагноз или даже обманывали его. Слово «рак» произносили шепотом за спиной. Хотя стоило бы дать человеку четко осознать меру опасности, чтобы он бросил все силы на преодоление недуга. Сегодня люди образуют информационные сообщества, все реже пользуясь традиционными СМИ, ключевая информация о раке общедоступна, люди понимают, что это один из типичных жизненных рисков. Так что формирование привычки проходить медосмотр — дело времени.

Чтобы регулярно делать чекап (программа комплексного обследования организма. Ключевой принцип чекапа — ранняя диагностика заболевания. — Прим. ред.), нужно относиться к своему здоровью как к важнейшему жизненному ресурсу. Ведь человек сам продюсер своей жизни — сам себе Госплан, сам себе Минздрав, сам себе туркомпания.

Адекватное отношение к собственному здоровью складывается из знаний о наследственности, о последствиях травм и других неминуемых рисков для организма. Потратить полдня из трехсот шестидесяти пяти дней года на медицинскую проверку — это вовсе не трудно, согласитесь.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Катерина Гордеева: Не бойтесь задать врачу сто вопросов

Сегодня рак перестал быть словом, которое нельзя произносить — об этой болезни наконец-то стали разговаривать. Многие видят, как люди возвращаются к нормальной жизни после онкологии. Но, несмотря на то что информации о том, как уберечь себя от рака и подготовиться к лечению болезни, если она все же пришла, не так мало, все же она не настолько общеизвестна. Часто мы слышим вопрос: когда же ученые создадут суперлекарство от онкологических заболеваний, но отличное лекарство от очень многих разновидностей рака есть уже сейчас: ранняя диагностика. Рак молочной железы — один из самых распространенных видов рака, при этом его можно диагностировать на сверхранней стадии, и в 98% случаев излечить навсегда. Эту мысль мы с командой создателей фильма #ЯПРОШЛА и хотели донести до зрителей.

[blockquote]Вообще «не нужно бояться» — первый совет женщине, у которой обнаружили опухоль. Просто выключите панику[/blockquote]

О влиянии фильма на сознательное отношение женщин к диагностике говорить пока рано: он вышел только в октябре. Но я знаю, что моя книга «Победить рак», написанная пять лет назад, помогла многим людям, у которых диагностировали онкологическое заболевание, правильно настроиться и действовать эффективнее. Надеюсь, фильм станет путеводителем по профилактике болезни. К моменту его выхода мне исполнилось 40 лет — это возраст, в котором женщинам пора проходить регулярные маммографические обследования. И теперь все то, о чем я раньше говорила скорее гипотетически, я могу подтвердить на собственной практике: обследования — это не больно, недолго и недорого. Потратив совсем немного сил и средств, можно целый год или даже два жить в полной уверенности в том, что с вами все в порядке.

С советских времен мы относимся к медикам с таким пиететом, что стесняемся обращаться к ним, когда не чувствуем себя явно плохо, нам неловко задавать «лишние» вопросы. Но не нужно бояться задать врачу сотню вопросов, не нужно бояться и самого врача. Вообще «не нужно бояться» — первый совет женщине, у которой обнаружили опухоль. Просто выключите панику. Это непросто сделать, когда земля начинает уходить из-под ног, но это очень важно. А уже после спокойного изучения всех аспектов заболевания вместе с врачом подробно обсудите план лечения и в дальнейшем придерживайтесь его.

Во время лечения важно оставаться открытым для других людей: процесс выздоровления долгий, и идти по этому длинному пути лучше не в одиночку. Национальный институт онкологии в США обнародовал исследование, согласно которому женщины, у которых есть семья, выздоравливают легче. Думаю, это связано и с ощущением поддержки, и с чувством ответственности перед детьми и мужем. В болезни легко погрузиться в депрессию и изолировать себя от общества, но нужно, наоборот, искать группу поддержки.

Семья должна поддерживать заболевшего человека, но не давить на него. Часто родственники начинают сворачивать с намеченного доктором пути и хвататься за все предложения, которые дают надежду — речь о целителях, волшебниках и им подобных. Но нет ни одного неопровержимо доказанного факта излечения от рака в результате действий магии и волшебства. Помогать стоит в поиске проверенного специалиста. Важно услышать несколько мнений насчет лечения, остановиться на каком-то одном и в дальнейшем не метаться. Родственникам также нужно понимать, что болезнь и лечение могут провоцировать злость, грубость и капризы — от химиотерапии никто не становится добрее и покладистее.

Сегодня люди, едва услышав от врача слово «рак», сразу прикидывают, что можно продать, чтобы уехать на лечение в Израиль или в Германию. Но в России онкозаболевания молочной железы исследуют и лечат специалисты мирового уровня. Так что разницы в лечении этой болезни в России и за границей практически нет. Конечно, я не настаиваю на том, что лечиться нужно непременно здесь. Но среди людей, с которыми я общалась, была женщина, материальное положение которой позволяло консультироваться и лечиться у профессоров из разных стран. Она рассказала, что мнения и стратегии экспертов в России и за рубежом были идентичными.

[blockquote]Анджелина Джоли сподвигла многих женщин внимательнее относиться к своему здоровью[/blockquote]

Психология и врачей, и пациентов сейчас меняется: люди все больше полагаются на специалистов, медицина, говоря бюрократическим языком, становится все более пациентоориентированной. Растет число онкопсихологов, они работают в команде каждой хорошей клиники. Действует и горячая линия психологической помощи онкобольным и членам их семей. То, что лечение становится все более комфортным, безусловно, хорошая новость.

Я слышала самые разные мнения о поступке Анджелины Джоли, которая в 2013 году решилась на удаление молочных желез в профилактических целях после проверки на генетическую предрасположенность к раку. Лично я к ее решению отношусь положительно: его нельзя назвать экстравагантным. Актриса узнала о рисках, связанных с наследственностью, и отнеслась к этой информации адекватно. Она сподвигла многих женщин внимательнее относиться к своему здоровью. Сейчас резекция органов с целью предотвращения рака уже не так популярна, потому что эта мера не сильно изменила ситуацию с заболеваемостью и смертностью. Этот метод уже не самый прогрессивный — есть множество других, менее радикальных способов профилактики.