Борис Беренфельд: О математике, гендере и эволюции
В литературе, посвященной гендеру и интеллектуальным возможностям человека, переплетаются генетика и нейробиология, возрастная физиология и эндокринология, социальная психология, экономика, педагогика и, конечно же... политкорректность.
Понимание того, как устроены высшие формы умственной деятельности, уж не говоря о природе гениальности, пока еще находится на уровне представлений алхимиков о причине превращения веществ. Поэтому сегодня так много внимания уделяется статистике: не в силах проследить механизмы, ученые пытаются хотя бы разобраться, что с чем коррелирует.
Данные о том, как учительницы младших классов транслируют девочкам свой страх перед математикой, очень интересны. Но хотя ролевые модели влияют на развитие талантов, вряд ли малое число женщин среди гениальных математиков и физиков можно объяснить «пагубным» влиянием учительниц.
А есть ли генетические различия между полами по способностям к математике, физике и прочим высоким и тонким видам деятельности? Скорее всего, есть, говорят эмпирические данные. Но различия довольно хитрые. В среднем по всем интеллектуальным признакам, от величины IQ до успешности на экзаменах в школе или институте, девочки лучше. Но это — в среднем. Особи мужского пола поражают не средним, но крайностями! Широтой, так сказать, изменчивости признака.
Распределение признаков в популяции часто изображают в виде графика, где по горизонтальной оси откладывают величину признака (например, размер ноги), а по вертикальной оси — частоту его встречаемости. Давайте возьмем, для примера, размер ноги. Если бы 100% популяции имело размер ноги 37, то график имел бы вид вертикальной линии.
В реальности же распределение имеет вид некоторого купола, чаще всего симметричного по отношению к среднему значению... о его существовании знает владелец любого обувного магазина. Вот он заказывает мужские туфли со склада: процентов 70 придется на 41-43-й размеры и по несколько процентов на 37-39-й и 45-й, 46-48-й... Те, у кого 49-й или 50-й, своего рода Эйнштейны обувного розлива, пойдут искать обувь по ноге в «Богатыре»... А как с женской обувью? Там, наверное, большинство товара придется на 37-й размер, и отклонения будут поменьше, от 29-го до 41-го.
Так вот, по многим признакам у мужчин распределение шире, чем у женщин («купол» более плоский). Шире — не значит лучше. В среднем женщина живет дольше, экзамены сдает лучше и вообще, в среднем, любая женщина лучше любого среднего мужчины, что, впрочем, любая женщина и так знает. Мужчины, видимо, замечательны крайностями.
Не исключено, что причиной этой «аномальности» (вплоть до гениальности) является несбалансированность мужских хромосом в той самой 23-й паре, где находятся «гены пола» (XY). Это могло бы объяснить, почему среди мужчин выше число гениальных музыкантов, композиторов, художников, математиков, которые «оголенным нервом» создают новый язык для описания реальности.
Разнополовое размножение обладает сравнительно низкой надежностью. Например, гермафродитам вроде кольчатых червей (или их потомкам, дождевым червям) гораздо проще — они производят в своем теле и яйца, и сперматозоиды. Если найдется партнер, они могут совокупиться перекрестно, валетом. Причем, разбираться не надо, кто это, самец или самка: кругом все свои, гермафродиты. А зачем тогда природа разделила особей на два пола? Объяснение может состоять в том самом различии в разбросе признаков у самцов и самок. Получается, что система из двух полов, в котором один имеет компактное распределение с хорошим средним, а второй — широкое распределение признаков, — более адаптивна. При условии, что выжившие «аномальные» самцы имеют возможность быстро насытить популяцию своими генами. Именно из этого, кстати, и вытекает важность промискуитета для эволюции — чем больше потомства у «аномальных» самцов, тем больше шансов, что изменения закрепятся.
В недавней работе Стефена Матчина (Stephen Machin, Лондонская школа экономики) и Туомаса Пеккаринена (Tuomas Pekkarinen, Хельсинкская школа экономики) проведен анализ результатов тестирования старшеклассников из 41 страны по математике и гуманитарным наукам. Это исследование подтвердило уже известный факт, что результаты по математике у мальчиков выше, чем у девочек, а в гуманитарных науках девочки опережают мальчиков. Новым оказалось то, что в крайних группах (лучшие и худшие результаты) было больше мальчиков, что демонстрирует больший разброс способностей у мальчиков, чем у девочек и как бы эмпирически поддерживает вышеприведенные рассуждения.
Именно на это пытался осторожно намекнуть президент Гарварда Лэрри Саммерс (Larry Summers) в своем выступлении на «только по приглашению» кулуарной конференции, где президенты крупнейших университетов, лидеры экономики и бизнеса обсуждали проблему неравного представительства женщин в высокой науке и инженерии. Саммерс обратился к аудитории с гипотезой, что в «гарвардах» мало профессоров-женщин, так как «гарварды» стараются заполучить самых гениальных, а среди женщин их, возможно, не так много. И в качестве причины (помимо социально-репрессивной, на которую напирали большинство присутствующих) выдвинул и генетическую, подобную разбираемой выше. Наиболее политкорректные из аудитории демонстративно покинули заседание, а вскоре Саммерс подал в отставку.