Причина первая. Машина времени

Всегда и во все времена самые красивые города и самые интересные цивилизации возникали на великих торговых путях. С II века до нашей эры и до XV века нашей Великий шелковый путь из Китая в Европу был главной дорогой людей и товаров, и вдоль нее расцветали оазисы, крепли поселения, зарождались монастыри, скрещивались культуры, пылили базары, писцы переводили рукописи с языка на язык, мастера расписывали терракотовые головы Будд, кроили ярчайшие шелка для знатных дам-уйгурок. А вот и сами дамы в роскошных одеждах, заказывающие монахам иллюстрации к буддийским легендам, вот и танцы «просветленных», запечатленные яркими красками на оштукатуренных стенах пещер, вот и строгие портреты мудрых государственных чиновников тангутского государства, а вот статуэтка Будды для бедняков: Вам не потребуется особенных усилий, чтобы вообразить всю эту заманчивую пестроту исчезнувшей в песках жизни, — достаточно зайти в тихие залы третьего этажа Зимнего дворца.

Причина вторая. Индиана Джонс

Российских кинопродюсеров и сценаристов следовало бы силком загнать на эту выставку — для вдохновения. Представьте себе: начало ХХ века, первая туркестанская экспедиция в Таримскую впадину, палатки, лошади, верблюды, пески, жара, лопаты, кисточки... Во главе — Сергей Ольденбург, красавец, умница, герой-археолог, впоследствии заключенный советских тюрем, выдающийся востоковед и академик. Его энтузиазму мы обязаны сохраненными росписями пещерных монастырей, великолепными скульптурами и произведениями живописи исчезнувших оазисов. Или ученик Пржевальского, путешественник Петр Козлов — именно его экспедиция в Монголию и Северо-Западный Китай открыла нам разрушенный Чингисханом и полностью забытый город Хара-Хото, столицу царства тангутов — с домами и храмами, библиотеками и словарями, бумажными свитками и иконами на холсте и шелке. День за днем из обрывков сплетается ткань истории — кальки, акварельные копии, обмеры, документы, чертежи, карты, рукописи, дневники — все это жизнь экспедиции. Пройдет 100 лет, и ее реконструкция займет место в музее. Как и портреты легендарных археологов, к сожалению, немногочисленные. За каждым именем — фантастическая судьба путешественников и исследователей Средней Азии, соединивших авантюризм с научным упорством. Вот о ком надо кино снимать! Но пока не сняли — сходите в Эрмитаж. Всмотритесь в их лица.

Выставка «Пещеры Тысячи будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея» в Эрмитаже с 9 декабря по 5 апреля