Хореограф Юрий Смекалов: Искусство дает человеку возможность остановиться и заглянуть в себя
Ɔ. Обычно люди искусства не любят этот вопрос. И все же — о чем ваш спектакль?
В этом спектакле мне было интересно рассуждать о том, что внутри каждого человека есть огромный неисследованный мир, настоящий космос — безграничный и полный загадок. За основу я взял роман Станислава Лема «Солярис», но спектакль — не инсценировка лемовского текста, он создан «по мотивам». Актеры расскажут не о событиях на станции рядом с планетой Солярис, а о том, что, на мой взгляд, в романе заложено между строк — к чему человек стремится, в чем выражается генетическая память, что воздействует на нас. Эти вопросы, как я полагаю, волнуют очень многих. Еще один важный момент заключается в том, что в спектакле участвуют артисты и академических театров, и современного танца. Это разные миры, они практически несовместимы, между ними недостаточно понимания. Но хочется, чтобы люди настолько разных направлений научились друг с другом взаимодействовать. Все это сподвигло меня на постановку.
Ɔ. Вы сказали про неисследованный космос внутри человека. Как вы его изучаете?
Прежде всего, «путешествуя» по «островкам» своей памяти. Ведь мы настоящие — результат всех событий, действий и мыслей прошлого. Причем не только наших личных — я имею в виду, что на нас также влияет и генетическая память, которую мы практически не осознаем. В «Солярисе» — как Лема, так и Тарковского — один из ключевых разговоров — о памяти. Изучение космоса внутри нас — это, конечно, образное понятие. Это символ некоего пространства, в котором существует наше сознание.
Ɔ. Но как все это можно воплотить в пластическом спектакле?
Это действительно непросто. В спектакле нет линейного сюжета. Все, что мы с командой будем делать на сцене, — это некое концептуальное действо.
Ɔ. Вы больше говорите о Леме, хотя ваши рассуждения мне кажутся более близкими фильму Тарковского.
Нет, спектакль все же ближе к роману. У Тарковского исследуется тема памяти как ностальгии, а Лем через тему памяти говорит о человеке, который здесь и сейчас. Мы рассматриваем память с этой же точки зрения. Важно, что спектакль отчасти биографичен. Я хотел, чтобы каждый артист смог рассказать о своих страхах. Все артисты писали эссе, на основе которых мы продумывали роли. Каждый актер хореографически отображает свое внутреннее состояние, свой внутренний космос.
Ɔ. Вы обходитесь без сюжета?
Сюжет возникает в современной хореографии за счет концепции. Все персонажи — это грани одного человека. В нашем спектакле есть сюжетная линия, но она, скорее, позволяет почувствовать состояние, погрузить зрителя в размышления. По крайней мере, перед собой я ставлю именно эту задачу.
Ɔ. Как лично вы занимаетесь исследованием внутреннего космоса?
Чтобы что-то выразить, мне нужно понять нечто в себе. Мне кажется, что искусство — это то, что дает человеку возможность услышать самого себя. Мир настолько агрессивен, так переполнен информацией, что мы чаще всего не успеваем просто посмотреть вокруг, заглянуть в себя. А искусство дает возможность остановиться, окунуться в атмосферу исследования, оно дает паузу, во время которой можно узнать о себе что-то новое.
Ɔ. «Солярис» — как кино, так и книга — это не массовые произведения. Можно ли сказать то же самое про ваш спектакль?
Спектакль не для массового зрителя, это точно. Он очень личный — и язык, использованный в нем, будет понятен не всем. Но все же спектакль найдет своего зрителя, потому что тема волнующая. Будет о чем подумать, о чем поговорить, что покритиковать и что похвалить.Ɔ.
Записал Александр Косован