Власть всегда принимала решения в ситуации, когда плохие решения ничего не стоили. И мы видим, что премьер впервые должен принять решение в условиях, когда неправильное решение может дорого обойтись. И мы видим, что он принимает достаточно странные решения, видимо, основанные на предположении о том, что в Приморье это делают «какие-то жулики», по выражению Игоря Ивановича Сечина, и что речь идет об интересах нескольких тысяч перевозчиков, как сказал премьер Путин. Проблема заключается в том, что, на мой взгляд, довольно жесткие решения о разгоне митингов исходят из презумпции существования нескольких организаторов — власти гораздо легче предположить, что есть какие-то организаторы, чем признать полную неконкурентоспособность российской промышленности, особенно в регионах, граничащих с конкурентоспособной промышленностью, как, например, в Японии.

В чем состоит экономика Приморья? Вывозят рыбу и лес и ввозят вот это старье, на котором они ездят. И проблема заключается на самом деле не в том, что повысят пошлины, а в том, что если рыба и лес ничего не будут стоить, а они в момент экономического кризиса ничего не стоят, то на что ж люди будут окупать даже старые иномарки? Конечно, в Приморье сложилась ситуация Новочеркасска: доходы людей пошли вниз, а расходы, причем на самую важную часть — на машину, которая является почти членом семьи, пошли вверх. И это затрагивает, естественно, интересы не тех нескольких тысяч или десятков тысяч моряков, каждый из которых имеет право провезти машину, а интересы практически всех автовладельцев Приморья. А в Приморье уже практически у каждой семьи, за исключением самых бедных, есть более или менее подержанная «японка», и они не очень хотят менять ее на привезенные «Жигули» по любой льготной цене.

Я не знаю, кого российское правительство пытается пересадить на русские машины, но явно не себя. Когда мы видели инаугурацию Медведева, там прямо в кадр лез круглый значок «мерседеса» и напрочь разрушал иллюзию великой державы, убивал на месте. И это просто неприлично — на инаугурацию ездить на «мерседесе», а населению говорить, что покупка иномарки в кризис — это измена Родине. Это просто значит говорить населению: «Ты быдло». Есть еще вот какой момент: нам говорят, что надо выбирать между Приморьем и рабочими «КАМАЗа» и других заводов. Но ведь речь идет не об интересах рабочих, а об интересах владельцев этих заводов, которые приближены к Путину: я имею в виду, в первую очередь, господина Чемизова из «Рособоронэкспорта» и чуть меньше — Олега Дерипаску. И с тех пор как компания «Рособоронэкспорт» взяла шефство над всей российской оборонкой, вся оборонка плачется, что деньги за любой иностранный заказ приходят в «Рособоронэкспорт» и там остаются. А если ты хочешь выполнить еще заказ, то ты должен взять кредит в банке — в том, в котором тебе скажут. То есть понятно, что нет никаких существенных улучшений условий рабочих, с тех пор как Чемизов пришел на «АвтоВАЗ». И если речь идет о повышении конкурентоспособности российской промышленности, то единственная мера, которая может этому помочь, — девальвация. И главная причина, по которой девальвация не происходит, та, что она очень сильно ударит по интересам тех же хозяев заводов.

Итак, если вам важны интересы рабочих — проводите девальвацию. Она уже была в 98-м, и товарные остатки были разобраны в две недели. Я понимаю, что это очень жесткая мера. Но вот это мера. И, кстати, ровно на саммите «двадцатки» было договорено никаких заградительных пошлин не вводить. Пардон, у нас каждый день в газетах и по телевизору информация о том, что предлагается объединить финансовые системы, и о том, как реструктурировать мировую экономику. Но ребята, зачем вы об этом свистите, если потом вводите запретительные пошлины на иномарки? То есть какое отношение к действительности имеют те слова, которые вы произносите? Но итог всей проблемы: российская экономика находится в жесточайшем кризисе. И откуда люди возьмут деньги, чтобы покупать не только иномарки, а хоть что-то?