Ольга Балаклеец: Я буду очень разочарована, если «Аватар» возьмет девять «Оскаров»

Фильм  о войне в Ираке «Повелитель бури» стал триумфатором на церемонии вручения наград BAFTA, оставив далеко позади «Аватар» Кэмерона

+T -
Поделиться:
Подробнее

Награды в шести из восьми номинаций самой престижной в Великобритании кинонаграды, присуждаемой Британской академией кино- и телеискусств BAFTA, завоевал фильм американского режиссера Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури». В числе наград, доставшихся картине, оказались и две самые престижные: «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». Помимо этого, «Повелитель бури», рассказывающий о группе американских саперов в Ираке, получил награды BAFTA за лучший монтаж, лучшую операторскую работу, лучший сценарий и лучший звук. Ранее фильм был отмечен четырьмя призами Венецианского кинофестиваля.

«Аватар», снятый бывшим мужем Бигелоу, режиссером Джеймсом Кэмероном, получил только две награды из восьми: за лучшие визуальные эффекты и за лучшую работу художника-постановщика.

Принято считать, что церемония вручения наград BAFTA — наиболее уважаемых за пределами США — своего рода генеральная репетиция перед присуждением «Оскара» и позволяет делать прогнозы о том, какие фильмы будут отмечены призами Американской киноакадемии. Впрочем, британские кинокритики вспоминают, что в 1998 году фильм Кэмерона «Титаник», номинированный на десять наград BAFTA, не получил не единого приза, зато впоследствии взял 11 «Оскаров».

Ольга Балаклеец

   Победа «Повелителя бури» показывает, что жюри действительно по достоинству оценивает фильмы, номинированные на столь престижные кинонаграды, как BAFTA. Фильмы, которые затрагивают злободневные темы, где разыгрывается настоящая психологическая драма, позволяют в полной мере оценить талант режиссера и актеров. Мне кажется, то, что произошло на BAFTA, закономерно.

Надеюсь, что такой же сценарий повторится и на «Оскаре», и я буду очень разочарована, если «Аватар», номинированный на девять наград, возьмет их все. В моем понимании такие картины, как «Аватар», настолько оторваны от реальности и сегодняшней действительности, что представляют собой нечто совершенно иное, чем традиционное киноискусство. На мой взгляд, правильно, когда такие большие и эффектные развлекательные фильмы, как «Аватар», получают награды за зрелищность, но не за лучшую режиссуру и актерское мастерство.   

Комментировать Всего 13 комментариев

Победа «Повелителя бури» показывает, что жюри действительно по достоинству оценивает фильмы, номинированные на столь престижные кинонаграды, как BAFTA. Фильмы, которые затрагивают злободневные темы, где разыгрывается настоящая психологическая драма, позволяют в полной мере оценить талант режиссера и актеров. Мне кажется, то, что произошло на BAFTA, закономерно.

Надеюсь, что такой же сценарий повторится и на «Оскаре», и я буду очень разочарована, если «Аватар», номинированный на девять наград, возьмет их все. В моем понимании такие картины, как «Аватар», настолько оторваны от реальности и сегодняшней действительности, что представляют собой нечто совершенно иное, чем традиционное киноискусство. На мой взгляд, правильно, когда такие большие и эффектные развлекательные фильмы, как «Аватар», получают награды за зрелищность, но не за лучшую режиссуру и актерское мастерство.

Абсолютно с Вами согласна, Ольга. Красивая сказка с мощными эффектами. Но сказка, которая не настолько талантлива, чтобы чему-то научить ребёнка - зрителя, а скорее похожая на манипуляцию. Подробнее я уже писала об этом здесь

Только обсуждали это с Ирой Януччи на ее блоге. С моей точки зрения 'Повелитель Бури" - лучший фильм года. Надеюсь то же повторится на Оскаре.

Я тоже надеюсь, что работа Кэтрин Бигелоу будет оценена по достоинству. Между тем, меня изумляет отсутствие всяких материалов на "Снобе" о таких событиях, как BAFTA и Берлинале, о картине Попогребского, да и не только. События в музыкальной жизни и литературной тоже проходят мимо внимания "дорогой редакции". 

Я не оценила http://www.snob.ru/profile/blog/7705/13632  Хотя, наверное надо было, но.. врать не стала. Но конечно же - двумя руками за то, чтобы все статуэки не достались Аватару - сказка сказкой, но главное не заигрываться. Уж пусть лучше Кэтрин

Ира, по достоинству – значит так, как того заслуживает, не больше, не меньше. Но меня печалит ситуация с появлением на рынке гипердорогостоящих проектов с обильным (и не всегда уместным) использованием технологических уловок, которые впоследствии с лёгкостью становятся номинантами в категориях, в которых по правилам должны быть отобраны ленты с исключительными художественным достоинствами: с виртуозной кинодраматургией, с нетривиальной режиссурой, незабываемыми актёрской игрой и ансамблем, монтажём, звуковым и изобразительными решениями. Проект "Аватар" трудно назвать фильмом, но он номинант по всем основным позициям, что для меня является признаком обесценивания профессиональных критериев. На это есть причина. Когда в киноиндустрии наступает упадок (а это неизбежно и случается время от времени), тогда на передний план выходит "машинерия". Визуальными и спецэффектами прикрывают срамные места. Пройдёт время и, надеюсь, киноиндустрия поднимется на новый виток. Дождаться бы. 

Все верно, Настя. Аватар и есть машинерия и я согласна на нее "глазеть", но не оценивать . Это компьютерная игра. Игрой же и останется. Успех же Кэтрин мне не совсем понятен (хотя я умею читать критику и рецензии, где мне подробно и много объясяняют - почему). Руковожусь чувством и личным вкусом. Не потому что их так ценю, а потому что иначе оценивать кино не умею.

Удалось найти фильм?

Удалось. Сегодня вечером найду время посмотреть. Сразу скажу, что стилистика "мокьюментари" (motion picture + documentary, так называемая "субьективная камера") мне глубоко несимпатична, мягко говоря. Очень расстроилась, узнав, что так снят The Hurt Locker. Я полагаю, что эта изобразительно "грязная" стилистика навредила весьма достойным лентам "Traffic" и "Babel". Первые три минуты терпишь, потом закипаешь.

Здорово. Тогда жду рецензии, даже если она в корне и отлична от моей.

Ох, Вавилон... это просто моя ахиллесова пята. Очень трепетно отношусь к этому фильму, хотя упомянутый  стиль иногда и сбивает с ритма. Но это - КИНО. И музыка Сакамото там одна из главных героинь..

Анастасия, у Вас есть идея, каким будет новый виток киноиндустрии? Если честно, просто потерялся в том, что происходит. Я - завзятый киноман и по мере возможности стараюсь смотреть новинки. Но последний год - просто засада какая-то! Вообще ничего не зацепило. Блестящая техника, а за ней какой-то совсем уж голый король :)

Саша, Вы задаёте слишком серьёзный вопрос, на который можно или отшутиться, или отвечать подробно. Если выбрать первое, то – всё будет хорошо. Если подробно, то, к сожалению, мне пришлось бы аппелировать к истории внутрииндустрийной жизни, которая далеко не всем здесь может быть интересна. Это – история слияний, разорений и неожиданных поворотов в верхах кинобизнеса. 

.

Теперешнему кризису предшествовал долгий и непростой процесс поглощения мэйджоров (студий-гигантов) другими гигантскими рептилиями – не имеющими отношения к кино корпорациями, откуда десантировались в руководство мейджоров менеджеры, весьма агрессивные и не слишком разбирающиеся в тонкостях кинопроизводства, особенно в творческом аспекте. На то были причины, экономические, политические и прочие. За этим процессом можно было проследить не только по результатам труда  – кинопродукция заметно изменилась, но и в околопрофессиональной прессе регулярно появлялись серьёзные материалы об этом процессе (Variety – полная версия издания – даёт богатый материал для размышлений). Даже на "Снобе" недавно Сэм Клебанов писал о событиях, которые являются отголосками этих явлений, но тема не получила развития из-за того, что её не все смогут поддержать.

.

Я рискну дать своё определение всему этому – это война между опытными продюсерами и новой волной мейджоровских управленцев. Первые не согласны с агрессивным, неэффективным и глубоким вмешательством в творческие процессы, вторые считают первых рухлядью, а себя – д'артаньями, которые знают толк во всём, за что берутся. В результате этого противостояния появилось огромное количество слабых фильмов, но и некоторое количество лент, которые были сделаны уважаемыми мастерами на средства со стороны, однако не путайте их с indies, это – другое. 

.

Скоро наступит момент, когда по экономическим причинам, не зависимым от качества фильмов, прокатные сборы начнут падать. Тогда студиям придётся пересмотреть свою политику и прекратить дурака валять. Правда, на восстановление после такого кризиса уйдёт немало времени. Но и нет ведь худа без добра – наверняка, кинематографисты усвоят урок и укрепят свой профессиональный иммунитет. Так что, и вправду, всё будет хорошо. Дожить бы. 

Не все так плохо

Аватар не смотрел, но подумал, увидев Вашу статью, что девять оскаров, наверное, перебор. Но вот как оказывается, Титаник был номинирован на 14 - так что не так все запущено.

Что касается самих номинаций, то это: Best Art Direction, Best Cinematography, Best Directing, Best Film Editing, Best Original Score, Best Picture, Best Sound Editing, Best Sound Mixing and Best Visual Effects.

То есть, все технические, что логично. Так что если и возьмет он их все, самые главные, режисерские и актерские, все равно достанутся режисерам и актерам, которые это заслуживают.