В Европе бастуют авиакомпании
Европейскую авиационную отрасль сотрясают забастовки — прекратили работу авиадиспетчеры во Франции, закрылись аэропорты Греции, готовы объявить стачку бортпроводники British Airways. Авиаперевозчики, до сих пор не оправившиеся после кризиса 2001 года, несут огромные убытки
Пятидневная забастовка французских авиадиспетчеров началась 23 февраля. Из-за нее пришлось отменить четверть рейсов из основного международного аэропорта Парижа имени Шарля де Голля и половину из Орли. Полностью закрыты некоторые провинциальные аэропорты. Поводом для протеста стало предложение Еврокомиссии слить национальные авиадиспетчерские службы в единую структуру, что приведет к сокращению в отрасли рабочих мест и уменьшению льгот.
А сегодня закрылось небо и над Грецией. Акция протеста проходит в рамках общенациональной 24-часовой забастовки. Она направлена против планов правительства по сокращению расходов бюджета (это нужно для уменьшения огромного госдолга страны, грозящего ей дефолтом). В рамках программы экономии зарплаты в госсекторе замораживаются, а пенсионный возраст и налоги на спиртное, табак и бензин повышаются. Бастуют работники общественного транспорта, железнодорожники, учителя, даже журналисты. Греция фактически отрезана от остального мира — отменены все воздушные, наземные и морские рейсы в страну и из нее.
Продолжаются перебои в воздушном сообщении с Германией. Предварительная забастовка пилотов немецкой Lufthansa, которая привела к отмене около 800 из 1800 рейсов компании, закончилась в понедельник. Но она может быть продолжена в начале марта. В Lufthansa заявляют, что смогут вернуться к обычному расписанию лишь к пятнице. Ради экономии руководство компании предложило пилотам перейти в свои дочерние компании. Они обслуживают менее прибыльные рейсы, и оплата труда там существенно ниже. Один день забастовки обходился национальному перевозчику в 25 миллионов евро убытков каждый день.
В понедельник же в пользу забастовки (она может начаться 1 марта) проголосовал профсоюз бортпроводников British Airways, в который входит около 12 тысяч человек. Причиной стали планы руководства компании заморозить зарплаты по крайней мере на год и перевести часть сотрудников на неполный рабочий день. Так BA надеется сэкономить не менее 140 миллионов фунтов. Но каждый день стачки, если она все же состоится, будет обходиться ей в пятую часть этой суммы.
При худшем сценарии немецкие пилоты и британские летные экипажи могут договориться о проведении забастовки одновременно, указывает аналитик банка Societe Generale Джонатан Уобер (Jonathan Wober).

Это проявление социального кризиса, который только-только начинает разворачиваться по всему миру. В ближайшее время он, наверно, перекинется и на Россию тоже, другое дело, что разные отрасли по-разному организованы.
Авиационные работники — одни из самых хорошо организованных: и профсоюзы у них сильные, и люди очень квалифицированные, поэтому они собрались быстрее других и начали выдвигать свои требования. За ними наверняка последуют и другие. Это факт, к нему надо просто готовиться, не нужно его бояться. Как любой кризис, социальный приходит и уходит, единственное, что он может продлиться дольше, чем финансовый кризис и кризис реального сектора, но, тем не менее, он тоже конечен.
Единого рецепта, как преодолевать кризисы, для разных стран нет, но если идти на поводу требований профсоюзов, то это приведет к увеличению государственных расходов, к дефициту соответствующих бюджетов и, соответственно, к инфляционным последствиям. Как мы знаем, инфляция — это налог, от которого страдают все, этот налог съедает все дополнительные доходы, которые в рамках переговорных процессов могли получить эти работники. К тому же при таком развитии событий, когда государство идет на поводу и улучшает условия для отдельных категорий работников, страдают больше всего те люди, которые не организованы ни в какие профсоюзы. Как правило, это основная масса населения, менее обеспеченная, и кризис становится еще более тяжелым как раз для этих категорий населения.
Важно и нужно включать механизмы трехсторонних комиссий, которые практически в каждой стране существуют, когда есть, с одной стороны, государство, с другой — бизнес, а с третьей — профсоюзы. И в России существует такая комиссия, надо активизировать ее работу, надо садиться за стол и разговаривать, находить разумные компромиссные решения. Сейчас же ясно, что кризис только начинается.

Это проявление социального кризиса, который только-только начинает разворачиваться по всему миру. В ближайшее время он, наверно, перекинется и на Россию тоже, другое дело, что разные отрасли по-разному организованы.
Авиационные работники — одни из самых хорошо организованных: и профсоюзы у них сильные, и люди очень квалифицированные, поэтому они собрались быстрее других и начали выдвигать свои требования. За ними наверняка последуют и другие. Это факт, к нему надо просто готовиться, не нужно его бояться. Как любой кризис, социальный приходит и уходит, единственное, что он может продлиться дольше, чем финансовый кризис и кризис реального сектора, но, тем не менее, он тоже конечен.
Единого рецепта, как преодолевать кризисы, для разных стран нет, но если идти на поводу требований профсоюзов, то это приведет к увеличению государственных расходов, к дефициту соответствующих бюджетов и, соответственно, к инфляционным последствиям. Как мы знаем, инфляция — это налог, от которого страдают все, этот налог съедает все дополнительные доходы, которые в рамках переговорных процессов могли получить эти работники. К тому же при таком развитии событий, когда государство идет на поводу и улучшает условия для отдельных категорий работников, страдают больше всего те люди, которые не организованы ни в какие профсоюзы. Как правило, это основная масса населения, менее обеспеченная, и кризис становится еще более тяжелым как раз для этих категорий населения.
Важно и нужно включать механизмы трехсторонних комиссий, которые практически в каждой стране существуют, когда есть, с одной стороны, государство, с другой — бизнес, а с третьей — профсоюзы. И в России существует такая комиссия, надо активизировать ее работу, надо садиться за стол и разговаривать, находить разумные компромиссные решения. Сейчас же ясно, что кризис только начинается.
Эту реплику поддерживают: