В Европе бастуют авиакомпании

Европейскую авиационную отрасль сотрясают забастовки — прекратили работу авиадиспетчеры во Франции, закрылись аэропорты Греции, готовы объявить стачку бортпроводники British Airways. Авиаперевозчики, до сих пор не оправившиеся после кризиса 2001 года, несут огромные убытки

+T -
Поделиться:

Пятидневная забастовка французских авиадиспетчеров началась 23 февраля. Из-за нее пришлось отменить четверть рейсов из основного международного аэропорта Парижа имени Шарля де Голля и половину из Орли. Полностью закрыты некоторые провинциальные аэропорты. Поводом для протеста стало предложение Еврокомиссии слить национальные авиадиспетчерские службы в единую структуру, что приведет к сокращению в отрасли рабочих мест и уменьшению льгот.

Подробнее

А сегодня закрылось небо и над Грецией. Акция протеста проходит в рамках общенациональной 24-часовой забастовки. Она направлена против планов правительства по сокращению расходов бюджета (это нужно для уменьшения  огромного госдолга страны, грозящего ей дефолтом). В рамках программы экономии зарплаты в госсекторе замораживаются, а пенсионный возраст и налоги на спиртное, табак и бензин повышаются. Бастуют работники общественного транспорта, железнодорожники, учителя, даже журналисты. Греция фактически отрезана от остального мира — отменены все воздушные, наземные и морские рейсы в страну и из нее.

Продолжаются перебои в воздушном сообщении с Германией. Предварительная забастовка пилотов немецкой Lufthansa, которая привела к отмене около 800 из 1800 рейсов компании, закончилась в понедельник. Но она может быть продолжена в начале марта. В Lufthansa заявляют, что смогут вернуться к обычному расписанию лишь к пятнице. Ради экономии руководство компании предложило пилотам перейти в свои дочерние компании. Они обслуживают менее прибыльные рейсы, и оплата труда там существенно ниже. Один день забастовки обходился национальному перевозчику в 25 миллионов евро убытков каждый день.

В понедельник же в пользу забастовки (она может начаться 1 марта) проголосовал профсоюз бортпроводников British Airways, в который входит около 12 тысяч человек. Причиной стали планы руководства компании заморозить зарплаты по крайней мере на год и перевести часть сотрудников на неполный рабочий день. Так BA надеется сэкономить не менее 140 миллионов фунтов. Но каждый день стачки, если она все же состоится, будет обходиться ей в пятую часть этой суммы.

При худшем сценарии немецкие пилоты и британские летные экипажи могут договориться о проведении забастовки одновременно, указывает аналитик банка Societe Generale Джонатан Уобер (Jonathan Wober).

Павел Теплухин

   Это проявление социального кризиса, который только-только начинает разворачиваться по всему миру. В ближайшее время он, наверно, перекинется и на Россию тоже, другое дело, что разные отрасли по-разному организованы.

Авиационные работники — одни из самых хорошо организованных: и профсоюзы у них сильные, и люди очень квалифицированные, поэтому они собрались быстрее других и начали выдвигать свои требования. За ними наверняка последуют и другие. Это факт, к нему надо просто готовиться, не нужно его бояться. Как любой кризис, социальный приходит и уходит, единственное, что он может продлиться дольше, чем финансовый кризис и кризис реального сектора, но, тем не менее, он тоже конечен.

Единого рецепта, как преодолевать кризисы, для разных стран нет, но если идти на поводу требований профсоюзов, то это приведет к увеличению государственных расходов, к дефициту соответствующих бюджетов и, соответственно, к инфляционным последствиям. Как мы знаем, инфляция — это налог, от которого страдают все, этот налог съедает все дополнительные доходы, которые в рамках переговорных процессов могли получить эти работники. К тому же при таком развитии событий, когда государство идет на поводу и улучшает условия для отдельных категорий работников, страдают больше всего те люди, которые не организованы ни в какие профсоюзы. Как правило, это основная масса населения, менее обеспеченная, и кризис становится еще более тяжелым как раз для этих категорий населения.

Важно и нужно включать механизмы трехсторонних комиссий, которые практически в каждой стране существуют, когда есть, с одной стороны, государство, с другой — бизнес, а с третьей — профсоюзы. И в России существует такая комиссия, надо активизировать ее работу, надо садиться за стол и разговаривать, находить разумные компромиссные решения. Сейчас же ясно, что кризис только начинается.   

Комментировать Всего 11 комментариев

Это проявление социального кризиса, который только-только начинает разворачиваться по всему миру. В ближайшее время он, наверно, перекинется и на Россию тоже, другое дело, что разные отрасли по-разному организованы.

Авиационные работники — одни из самых хорошо организованных: и профсоюзы у них сильные, и люди очень квалифицированные, поэтому они собрались быстрее других и начали выдвигать свои требования. За ними наверняка последуют и другие. Это факт, к нему надо просто готовиться, не нужно его бояться. Как любой кризис, социальный приходит и уходит, единственное, что он может продлиться дольше, чем финансовый кризис и кризис реального сектора, но, тем не менее, он тоже конечен.

Единого рецепта, как преодолевать кризисы, для разных стран нет, но если идти на поводу требований профсоюзов, то это приведет к увеличению государственных расходов, к дефициту соответствующих бюджетов и, соответственно, к инфляционным последствиям. Как мы знаем, инфляция — это налог, от которого страдают все, этот налог съедает все дополнительные доходы, которые в рамках переговорных процессов могли получить эти работники. К тому же при таком развитии событий, когда государство идет на поводу и улучшает условия для отдельных категорий работников, страдают больше всего те люди, которые не организованы ни в какие профсоюзы. Как правило, это основная масса населения, менее обеспеченная, и кризис становится еще более тяжелым как раз для этих категорий населения.

Важно и нужно включать механизмы трехсторонних комиссий, которые практически в каждой стране существуют, когда есть, с одной стороны, государство, с другой — бизнес, а с третьей — профсоюзы. И в России существует такая комиссия, надо активизировать ее работу, надо садиться за стол и разговаривать, находить разумные компромиссные решения. Сейчас же ясно, что кризис только начинается.

Забастовки — вопрос многофакторный. С одной стороны, это ответ на кризис, с другой — на социализацию Европы. Ну и реакция людей труда на то, что в тот момент, когда их призывают потуже затянуть пояса, растут вознаграждения у банкиров, и прочее и прочее. Конечно, можно говорить о том, что бастующие работники, по сути, рубят сук, на котором сидят. Но никто никогда не объяснит человеку, что он один виноват в том, что ему стало хуже. В Европе в этом смысле полегче, чем в России, но убедить граждан, что им придется ужаться, невероятно сложно и здесь.

Все, что делают сейчас управляющие компаний и руководители государств, — повторение пройденного: ведут переговоры, общаются с профсоюзными лидерами, идут на уступки, выпускают пар. Радикальные меры, на которые в свое время пошла Маргарет Тэтчер, сейчас не сработают. Она сократила только горнодобывающую область, и ей удалось привлечь на свою сторону остальной трудовой люд Великобритании. Она смогла убедить общественность, что государство не может содержать убыточную отрасль. У нее был кредит доверия на проведение таких радикальных действий. Здесь же мы имеем дело с массовым ухудшением благосостояния в результате падения экономики, и брать в союзники уже некого.

Года четыре назад мы с товарищем гуляли по одному европейскому городу. Это было не какое-то там шикарное место — средний городишко в немецкой провинции. И мы видели, как жирует Европа, как люди хорошо живут, как умеют отдыхать, имеют вкус к отдыху. Мы сделали вывод, что Европа может не выдержать этого чрезмерного благополучия. После того как благополучие действительно закончилось, забастовки — естественная реакция людей на падение уровня жизни и отсутствие надежды на его восстановление в ближайшее время.

Особенно остро это проявляется в Греции, которая столкнулась с риском коллапса экономики. Греция слишком много занимала, чтобы выполнить бюджетные обещания перед гражданами. Но она желает быть и в зоне евро. А это вещи трудно совместимые. Европейский Союз требует от своих членов неукоснительного соблюдения бюджетной дисциплины, поэтому Греция вынуждена принимать меры по сокращению государственных расходов, что в конечном итоге и стало причиной недовольства работников социальной и муниципальной сферы.

Мой прогноз простой: время лечит все. Люди начнут привыкать, что быстрого восстановления не будет. Кризис сделал свое дело: ожидания людей стали скромнее. Мы в банке проводим фокус-группы, и они показывают, что наши сотрудники — а это молодые, быстроразвивающиеся люди — уже не ждут быстрого улучшения благосостояния, повышения заработной платы, они готовы методично работать и терпеливо ждать результатов.

Олег, полностью с Вами согласен в том, что Европа и Америка, да и вообще весь "первый мир", давно живут не по средствам и за счет мира "третьего" в том числе. Что конечно будет вести только к увеличению социальной напряженности в будущем.

Про банкиров, действительно, обидно, что продолжают получать бонусы, но с другой стороны, если они в этом году их заработали, то почему бы и нет? Ведь получается, что общество западное в последние два года значительно полевело и вдруг зарабатывать деньги (будь ты банкир или бизнесмен или футболист) стало просто неприлично. И такая вот тяга к социализму в долгосрочной перспективе должна негативно сказаться на росте.

А что касается авиакомпаний, то думаю кроме трех - пяти в Европе (ВА, Люфтганза, АФ-КЛМ плюс Райан и Изи), двух - трех в Америке и не больше дюжины по всему миру, вряд ли останется до конца этого десятилетия. Остальные либо обанкротятся, как Японские Авиалинии, либо сольются и поглатятся.  А еще, боюсь стоимость дальних перелетов в результате может опять стать опять роскошью, а не средством передвижения.

Саша, позвольте спросить, а в чем, с Вашей точки зрения, проявляется жизнь за счет "третьего мира"? Мне казалась, что эта телега окончательно застряла где-то в 90-х годах, как и само понятие "третий мир". Вопрос номер два: не кажется ли Вам, что уровень доходов некоторых профессиональных групп совершенно не соответствует их усилиям, квалификации и, простите, общественному благу? Мы обсуждали это в связи с копирайтом, но то же самое верно и в отношении летчиков (давно уже не такая уникальная и элитарная профессия), тех же финансистов, и т.д. По-моему, социализм тут совершенно ни при чем. И в-третьих, про авиакомпании у меня ощущения прямо обратные Вашим - как раз из-за непомерных запросов европейского персонала его будут радикально сокращать, усилятся дешевые перевозчики со спартанским сервисом, а роскоши станет намного меньше, станет она радикально дороже

Николай,

Над первым вопросом можно рассуждать до бесконечности и, конечно, я не претендую на его полное знание. Но для меня он связан с Вашим вторым вопросом - то есть когда ездишь в Азию например и видишь сколько там люди работают (и мозгами, и руками) и за какие эти копейки продают нам, европейцам, понимешь, что что-то здесь не так. И что за счет того, что они там живут в нищите или по крайней мере в бедноте, мы можем покупать дешевые кроссовки и футболки и т.д. Заметьте, что за последние десять лет одежда в Европе подешевела (кроме дизайнерской, где дерут за брэнд - но это ведь дизайнеры наживаются и на бедных азиатах, и на богатых европейцах). Но это лишь один пример.

Вопрос номер два: абсолютно. Каждая профессия проходит через цикл и сначала является элитарной и дорогооплачиваемой, потом - утилитарной и ширпотребной. И это касается и пилотов, и банкиров. Но как банкир, я конечно должен защищать свое право получать в двадцать раз больше среднего уровня по стране.

Третий вопрос: Вы абсолютно правы про бюджетные авиакомпании. Но для них "sweet spot" - короткие перелеты до трех часов. Дальше тяжело на них летать. И плюс к этому, когда разорятся другие компании, такие как например САС и т.д., станет меньше конкуренции и цены полезут вверх. Вот например, лет десять назад в Европу редко когда меньше, чем за двести фунтов можно было слетать, а теперь - редко, когда больше ста. А расходы на топливо, аэропорты, безопасность многократно возросли. Отчего и теряют те же ВА по четыреста миллионов в год. То есть я считаю, что в долгосрочной перспективе, когда государство наконец закончит поддерживать свои отечественные авиакомпании, а нефть будет стоить двести долларов за баррель, цены будут повышаться. И особенно - на дальние перелеты, которые, как я сказал, опять станут роскошью. Например, в прошлом году я летал в Австралию за 215 фунтов. Уверен, что никогда в жизни мне этого опять не удастся. Но, может я и ошибаюсь.

Никакими аргументами, кроме, может быть, войны или стихийного бедствия, смягчить удар судьбы в виде экономического и социального кризиса не удастся. Это иллюзия, что можно кого-то в чем-то переубедить. И когда работники авиакомпаний бастуют, то общество как раз может быть на стороне бастующих. Потому что в этой забастовке реализуется страх в глазах общества, тревога, связанная с авиапутешествиями. Тот факт, что у работников авиакомпаний возникает какое-либо неудовольствие или неудобство, связанное с устройством системы полетов (которая ассоциируется в глазах людей с риском авиакатастрофы), воспринимается обществом как позитивное событие. Оно как бы избавляет общество от страха того, что сотрудники авиакомпаний будут работать за бесценок, повышая тем самым риск всевозможных ужасных последствий. Общество себя чувствует гораздо более защищенно, выступая на стороне бастующих работников авиакомпаний.

Я хотел бы в этом контексте процитировать стихи Исикавы Такубоку: «В дни когда я так голодал ко мне голодная подошла собака. И стало немного легче». И, действительно, если к нам подходит огромный сенбернар, голодный от того, что его не накормили в барском доме, потому что там нет возможности его накормить, то нам становится немного легче.

Вадим, очень интересное мнение, но ни разу ссылку на безопасность при забастовках ВА не слышал. И общество в Англии далеко не на стороне забастовщиков. В прошлый раз они хотели бастовать в течение 12 дней на Рождество, то есть в самый напряженный сезон, и общество расценило это как забастовку жадных эгоистов. Особенно потому, что экипаж ВА получает намного больше, чем другие компании. И бастовали против того, что ВА хотело сократить экипаж с 4 до 3 на коротких рейсах, что вряд ли может повлиять на безопасность.

В декабре суд признал забастовку незаконной, потому что проголосовали даже бывшие работники ВА, но забастовка все же пройдет, теперь в апреле.

Если говорить о личном опыте, то на мне эти забастовки не сказываются.

Но все это большая проблема для путешественников, которые планируют отпуск и едут отдыхать. Ведь традиционно авиакомпании устраивают забастовки во время праздников — например, на Рождество или на Пасху.

Мне кажется, что вообще мир напряжен сегодня. Например, эти Олимпийские игры превратили в какое-то ненужное соревнование, и в итоге погибает молодой грузинский саночник. А это происходит потому, что люди гонятся за наградами, за большими бюджетами и забывают о безопасности, спокойствии и человеческом комфорте. То есть человек перестает иметь вообще какое-либо значение в этой жизни. От этого все конфликты. Авиакомпании борются за доминацию. И в итоге все превращается в пробки, гонки. Нужно немного успокоиться, иначе мы все скоро будем бастовать, мы будем воевать с арабами, арабы с нами и так далее, и так далее. Извините за такой пессимистический взгляд, но мне кажется, что всем нужно немного умерить амбиции, перестать удваивать свои зарплаты, перестать рваться по карьерной лестнице наверх, всех обгонять и так далее... Но, к сожалению, я не верю в то, что мир может успокоиться. К сожалению, я думаю, что мы сами себя загоним и подеремся — подеремся между странами, народами, городами и семьями. Вот такая грустная у меня выстраивается перспектива.

Я против забастовок.

Лучший способ - быть социально защищенным для работника - это задумываться о полезности, которую твой труд приносит организации.

Если твой труд нужен и оплачивается адекватно (не больше и не меньше), то ты можешь не беспокоиться. Но многие не осознает того факта, что никакой добавочной стоимости для бизнеса не создают. А находятся на своем рабочем месте, как балласт - и это очень шаткая позиция.

Поэтому, если работника что-то не устраивает, он может уволиться.

Стороны должны договариваться на базе рыночных механизмов, а никак не путем забастовок.

Но все это - лирика.

Я за жесткий рынок труда - гарантией социальной защищенности на котором является твой опыт и квалификация. Плюс высокая мобильность.

Количество авиакомпаний будет уменьшаться. Гарантирую, что многие пилоты рано или поздно потеряют работу. Авиакомпании будут объединяться, следовательно, количество рейсов сократится. Оставаться будут те, кто готов внятно работать за внятные деньги. В Европе за день по 6–7 рейсов в один город. Получается, что самолеты летают полупустые. Сейчас их больше, чем нужно. России не грозят забастовки авиакомпаний. Забастовки бывают в странах, где зачинщики не боятся за последствия. А я не уверен, что у нас зачинщики не будут жестко наказаны.

Василий Сопромадзе Комментарий удален