Фото: Настя Дмитриева
Фото: Настя Дмитриева

Поглядываю на время. Али сказал, что дорога займет часа три, значит, скоро выходить. Али — хозяин фермы. А мы с Сашкой — волонтеры, которые едут в маленькую деревеньку на юго-востоке Турции на свой первый проект на «Воркэвее». Приобщимся, наконец, к европейской молодежи, предпочитающей путешествовать по свету, перемещаясь из проекта в проект.

На всякий случай пропишу: «Воркэвей» (Workaway) и его брат-близнец «Хелпикс» (Helpx) — сайты-посредники между путешественниками, готовыми стать волонтерами в разных проектах, и хозяевами, предлагающими эти самые проекты. Подчеркну, что это неоплачиваемая работа, не подработка, а именно волонтерство. Добровольная помощь в обмен на еду и крышу над головой.

Если вы — путешественник, от вас потребуется годовой взнос в районе 30 долларов и анкета с заполненным профилем. Возрастные ограничения в пределах разумного: от 18 и выше, верхнюю границу определяете сами. Оплачиваете членство, заполняете свою страничку, выбираете интересующий вас проект и связываетесь с хозяевами. Это основное. Есть еще социальные плюшки вроде рейтингов, конкурсов, общения. Но речь сейчас не об этом.

Азия, Африка, Европа, Америка — в любом регионе планеты найдутся люди, готовые принять у себя гостей. Помощь может быть разной. В Азии самые распространенные — предложения по обучению детей. Камбоджа, Таиланд, Индия отчаянно нуждаются в людях, готовых вести уроки английского для школьников. Даже без опыта преподавания и диплома. На Балканах популярнее всего, пожалуй, хостелы. Они растут в этих странах, как грибы после дождя, и с удовольствием принимают у себя толковых людей на роль администраторов. Во Франции и Германии — романтика старинных замков (помощь в восстановлении и реставрации, иногда без специальных навыков). Прибалтика — Мекка органических ферм, где выращивают целебные травы и делают домашнюю косметику. В Иордании легко можно пожить с бедуинами в пустыне и помочь им по хозяйству.

Фото: Настя Дмитриева
Фото: Настя Дмитриева

Как правило, хозяин предоставляет жилье и еду и прописывает, сколько часов в день вашей помощи он ожидает взамен. «Жилье» — понятие обтекаемое. Это может быть отдельная комната или гостевой дом, может быть палатка в саду, а может быть просто спальник, и уж где устроитесь. Опять же, как правило, это прописано заранее в профиле проекта. То же самое с едой и условиями работы, языком, на котором говорят на проекте, другими нюансами. Уточняющие вопросы лучше задать «на берегу», но, в любом случае, будьте готовы к тому, что, только приехав, увидев своими глазами и попробовав, вы поймете, во что ввязались.

В идеальном варианте вы путешествуете из страны в страну и из города в город, останавливаясь в разных проектах. Где-то на три-четыре дня, где-то на пару месяцев. На практике получается по-разному. Бывает, что на всю страну пока что всего пять или шесть проектов, как, например, в Иране или Азербайджане. Бывает, что ни один не подходит именно вам или именно сейчас там все места заняты. Но, в целом, это проверенный, работающий способ выстраивать путешествие. Как длительное, на несколько месяцев или лет, так и коротенькое, длиной в один отпуск.

Плюсы таких путешествий — в большой экономии денег (особенно если добавить сюда автостоп), приобретении новых навыков и опыта (ухаживать за лошадьми, рассказывать про кораллы, собирать виноград для вина, высушивать травяной сбор, разрабатывать сайт местной благотворительной организации, помогать на серфинг-станции — вариантов масса), знакомстве с коллегами-волонтерами со всего света и настоящем погружении в местную жизнь: условия быта, кухню, традиции, язык, привычки, особенности региона. При этом в выходные, скорее всего, у вас будет возможность побыть обычными туристами: посмотреть достопримечательности, накупить сувениров, прогуляться по интересным местам.

Фото: Настя Дмитриева
Фото: Настя Дмитриева

Главный минус, пожалуй, один: редко, но встречаются неадекватные хосты. Впрочем, будем честны, неадекватные волонтеры тоже встречаются. Первые стремятся получить бесплатную рабочую силу. Вторые — на халяву воспользоваться ночлегом. В обоих случаях люди просто пытаются использовать друг друга, и от идеи волонтерства, как добровольной помощи, не остается и следа. Только осадочек. Но это, я думаю, погрешность в рамках статистики. От нее никуда не деться.

Вернемся к нашему опыту. Можно подумать, что мама с пятилетним ребенком, только что зарегистрировавшиеся на сайте и без отзывов, — не самый привлекательный вариант. Однако я ни минуты не сомневалась, что жизнь порадует нас и предложит что-то интересное. Я оказалась права. Трижды. Но давайте по порядку.

Перелопатив несколько раз все объявления по стране, я выбрала несколько, показавшихся подходящими нам с Санькой. Отбраковала все, связанные с хостелами и занятиями с детьми. В первых, как правило, работаешь несколько смен подряд. Это не вариант: Санька заскучает. Во вторых нельзя гарантировать, что дети сойдутся характерами. К тому же путешествовать с одним ребенком (то есть быть нос к носику 24 часа в сутки) и при этом заниматься с другими — too much для меня.

Остались органические фермы, экопоселения, лошади и керамика. По духу все они мне близки и интересны. Но писать в десять проектов подряд я не видела смысла, поэтому стала фильтровать дальше.

Фото: Настя Дмитриева
Фото: Настя Дмитриева

Следующим параметром было количество отзывов. Логика простая: если в проект приезжало много волонтеров (много — это больше ста), то хозяева наверняка уже привыкшие ко всему и в меру расслабленные. Опыт подсказывает, что принимать у себя постоянно большое количество самых разных персонажей могут только люди открытые, гибкие и не заморачивающиеся по пустякам. И, скорее всего, пятилетний ребенок в роли волонтера их не напугает. Так отпало еще несколько проектов. Оставшиеся я выбрала по географическому признаку: в декабре хотелось поближе к югу и морю. Финальные 5–6 проектов мы с Сашкой обсудили уже вместе: где нам может быть интересно, где нет. Вместе посмотрели фотографии и отзывы. Вместе решили, что да, собирать оливки — это, пожалуй, любопытно. Я ни разу в жизни их не собирала. Санча тоже.

— Ну что, пишу?

— Да, мам, давай!

Списалась с хозяином, довольно быстро получила ответ, мол, приезжайте, купила билеты на автобус. До этого места мне все было понятно, сразу за закрывающимися в автобусе дверьми начиналось неизвестное.

Удивлял мальчик, исполняющий роль стюарда в маленьком автобусе вроде нашей «буханки»: он предлагал воду, чай и кофе, сладости, влажные салфетки для рук. Кофе в маршрутке? Ай да турки.

Удивлял пейзаж за окном: залитые солнцем поля довольно быстро сменились плотным молочным туманом. Когда туман рассеялся, пошел град и дождь. Потом снова показалось солнце, а вместе с ним горы. Ехала и думала: «В этой стране должны рождаться сильные пейзажисты. Поэты кисти». Нельзя не стремиться запечатлеть то, что видят глаза: слишком хороши эти небо и горы, сосны и тропинки, перспектива и контуры.

Фото: Настя Дмитриева
Фото: Настя Дмитриева

Удивляла легкость, с которой мы договорились с Али о встрече: «Вот мой номер телефона, скажи водителю остановиться в таком-то городе. Там нет автовокзала, но он наверняка остановится на перекрестке. Вы доедете примерно часа за три, а я буду вас там ждать». По фотографиям Али около семидесяти. По отзывам он гостеприимен и внимателен. По переписке в несколько абзацев — с чувством юмора. Впечатление вживую я получу вот-вот: наш автобус доехал до нужного перекрестка, и водитель, не говорящий по-английски, жестами объяснил, что леди с ребенком пора выходить. Леди с ребенком вышли. Автобус уехал, мы остались стоять на перекрестке посреди ничего. С неба снова падал дождь. Никого, похожего на Али, видно не было.

Я огляделась вокруг, быстренько подбивая баланс: вода и еда есть, деньги, наличные, на карте и на кредитке, есть, стемнеет только часа через три, телефон полностью заряжен, пальто и обувь непромокаемые, с другом в Денизли мы договорились, что я выйду на связь в семь вечера или он поднимает на уши все побережье. Осталось понять, что делать сейчас. План А, основной: найти местный телефон и позвонить Али. План Б, запасной: найти ночлег на сегодня в гостинице, хостеле или у кого-то из жителей. План В, суперзапасной (у любой мамы он всегда есть): узнать расписание автобусов и на обратном вернуться в Денизли. Что ж, в сумме неплохо. Только так подумала, дождь прекратился, и показалась радуга.

— Сашка, мы с тобой счастливчики! Смотри, какая красота!

Через дорогу обнаружилось кафе. Мы в той части страны, где ни по-английски, ни тем более по-русски никто не говорит. Но доброжелательные хозяева быстро поняли, что мне нужно позвонить, и принесли аппарат. Набираю номер:

— Привет, это Настя. Мы на месте.

— Подъезжаю, буду через пять минут.

Уф.

Продолжение следует.