«Таких придурков, как я, которые разорили семью, еще надо поискать. Ведь коммерческой составляющей в моем проекте изначально не было. Я планировал ферму под себя и для себя. Но потом все невероятно разрослось и стало отдельным делом. А мой основной бизнес в последний кризис довольно серьезно пострадал. Пришлось придумывать, как сделать так, чтобы тут все закрутилось. И вроде получается. У меня тут уже 25 человек работает. Все налаживается». Владелец компании WoolStreet, производителя женской одежды, а теперь и фермер Александр Бродовский рассказывает, как его увлечение пермакультурой переросло в серьезный бизнес-проект.

Пермакультура — направление в сельском хозяйстве, в рамках которого создается идеальная экосистема сосуществования человека, животного, ландшафта и растений. Один из самых известных популяризаторов пермакультуры — швейцарский фермер Зепп Хольцер. Именно он вдохновил Бродовского: «Я сначала старался все делать по принципам пермакультуры. Книжку Хольцера прочитал и загорелся. Собрались с женой и поехали к нему на ферму. К нему со всего мира едут. Он сам крестьянин. Живописный, с бородой, ковбойская шляпа. В общем, восторженная эзотерическая публика торчит».

Воплотить в жизнь принципы пермакультуры в чистом виде Бродовскому не удалось: «Я на пермакультуре поначалу кучу времени потерял. Было бы людей больше, а масштабы раз в 10 меньше и живи я тут постоянно, тогда, может быть, все бы получилось». В общем, после пермакультурных опытов Бродовский признал Хольцера «шарлатаном» и решил заняться более традиционным, но экологичным сельским хозяйством. В результате появилась первая в России экоферма, сертифицированная в соответствии с экологическими требованиями Евросоюза.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

У Бродовского сейчас 1200 гектаров земли в Калужской области. Здесь, на этих землях, он разводит коров и свиней. И те, и другие не простые. Коровы у Бродовского волосатые и живут прямо в лесу. И никаких коровников у них нет. «Пока у меня их всего 150 голов, — говорит Александр. — Через год планирую выйти на 250. У меня две породы мясных коров. Одни из древнейших шотландских пород, галловей и хайландская. На зиму мы их сгоняем сюда, в этот лесок — поплотнее. А летом они на пастбищах, за горизонтом, в лесу живут. Они за лето дичают полностью. Вся территория пастбищ огорожена по периметру электропастухами. Как ни странно, коров никто не ворует, хотя я боялся, что это превратится в национальный спорт».

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

До того как стать фермером и даже до того как стать бизнесменом, Бродовский жил в Германии и занимался современным искусством. «До 1989 года я жил в ГДР — у меня жена немка, — а в 1989-м мы переехали в Западный Берлин. Там у меня арт-агентство было. Первые выставки соц-арта организовывал. Диму Врубеля я привез тогда. И поцелуй на Берлинской стене — я к нему тоже имею непосредственное отношение!» Но вскоре интерес к русскому искусству почти угас, и Бродовский решил сменить профессию. В 35 лет пошел на курсы и получил специальность «коммерсант оптовой торговли». После этого и начался бизнес, связанный с одеждой.

После коров мы с Бродовским направились на свиноферму. Хотя то, что мы увидели, назвать фермой в традиционном смысле язык не поворачивается. Такое впечатление, что ты просто в деревне, домики маленькие стоят, но живут в них свиньи.

«Это уникальная технология. Технологию подсказал один наш друг. Бывший владелец крупнейшей в мире фирмы по производству колбас. У него были заводы в Китае, Эфиопии, Германии, по всему миру. За миллиард он продал ее "Нестле" 18 лет назад. И перешел вот на биохозяйства. Мы держим свиней фактически на природе. Летом питаются тем, что сами найдут. У них же инстинкт есть — рыть. Они откапывают личинок, червячков, то есть вот этот белок настоящий, который никакой комбикорм никогда не заменит. На обычных фермах животные лишены всего этого».

Такие технологии требуют серьезных финансовых вложений. Бродовский говорит, что его свиньи растут очень медленно — во всяком случае по сравнению с «фабричными»: «Привес, конечно, минимальный. Особенно зимой. Долго растет поросенок. Но мясо, можете себе представить, — ноль прививок. Традиционно свиней колют, чтобы они вес набирали, у меня же за 11 месяцев они прибавляют всего 120 килограммов... Любая фирма прогорела бы давно, если бы продавали мясо по обычным ценам. Но мои цены позволяют выжить. Вырезка у меня, например, 1200 рублей за килограмм. Я за эту цену могу позволить так содержать животных».

Но главное подспорье для фермы, несмотря на кризис, основной бизнес Бродовского — компания WoolStreet. «В 1996 году мы начали. И был мегауспех. Еще за день до открытия первого магазина была очередь. И вот с 1996 года мы начали продавать так называемую немецкую одежду. Вся она делалась в Китае. На третий год решили сами производить одежду в Китае. Открыли компанию WoolStreet». Сейчас это одна из крупнейших российских компаний, занимающихся одеждой.

Ферма Бродовского расположена в очень любопытном месте — в поселке имени Льва Толстого. На самом деле никакого поселка тут нет. Есть небольшая деревушка, которую в чистом поле в начале ХХ века основали толстовцы. И главная местная достопримечательность помимо фермы — уникальные дома, сделанные из дров. «Я такого больше нигде не встречал. Ко мне приезжали архитекторы, которые объездили всю страну, весь мир. Утверждали, что нигде такого нет. Эта такая уникальная технология толстовцев», — говорит Александр.

У Бродовского, как у любого фермера, куча проблем, но у него есть три завидных преимущества перед многими другими — деньги, опыт построения успешного бизнеса и, что может быть даже важнее, уверенность в результате: «Я считаю, что продукты — это стратегическая тема. Не менее важная, чем нефть!»