«После развода — а я двенадцать лет была замужем — мне начали сниться эротические сны про бывшего мужа. Однажды во время такого сна — а все во этом сне было просто прекрасно — я предложила ему заняться анальным сексом. Он ответил: "Я должен позвонить Кате (его нынешняя жена) и спросить у нее разрешения". От смеха я проснулась, и с тех пор не вижу снов с его участием — ни эротических, никаких вообще». Анна, 42 года.

Фрагмент репродукции картины художника Кацусика Хокусай
Фрагмент репродукции картины художника Кацусика Хокусай "Сон жены рыбака"

На прекрасной гравюре Хокусаи стройная обнаженная женщина томно лежит в объятиях гигантского осьминога. Щупальца обвились вокруг ее тела, голова с массой темных волос откинута назад. Женщина спит.

Знаменитый американский психолог Кэлвин Холл, предложивший в 1966 году концепцию контент-анализа снов, отмечал, что эротические сны занимают не более 10 процентов от общего количества снов человека, и случаются, в основном, у подростков и молодежи. В более старшем возрасте доля эротических снов снижается до 8 процентов — как у мужчин, так и у женщин.

Механизм возникновения сна эротического не отличается от механизма возникновения сна вообще — наиболее яркие сновидения случаются в так называемые фазы быстрого сна, впервые открытые американцами Клейтманом и Асеринским в 1953 году.

Эротические образы, дремлющие в сознании человека в течение дня, либидо, сексуальная неудовлетворенность — все это накапливается и получает выход в процессе сна. Эротические сны довольно часто приводят к оргазму, и, таким образом, организм, по каким-то причинам лишенный сексуальной разрядки, все же ее получает.

Фрейд, предложивший анализировать сны методом свободных ассоциаций, настаивал на том, что большинство сновидений взрослых людей имеют подчеркнуто эротический характер и служат для выражения сексуальных желаний.

Юнг, не отрицая того, что сновидение есть выход для дремлющего либидо, предложил анализировать сны с конкретной точки зрения, подбирая множество аналогий образам во сне, а также используя язык мифологических символов. 

«Кошмар» Генри Фузели, знаменитого британского художника и искусствоведа, часто интерпретируется как наилучшее визуальное отображение контента сна, в том числе и эротического. Сам Фузели так описывает свои сны о женщине, в которую был влюблен: «Прошлой ночью она была со мной в постели — сбила мои простыни, заставила меня обнимать ее, наши тела и души слились. Я опустошил в нее все — мой дух, дыхание и силу. Теперь всякий, кто коснется ее, совершит прелюбодеяние. Мы принадлежим друг другу».

Во многих культурах сны являются прибежищем так называемого духовного супруга, навещающего мистика или шамана (вне зависимости от пола последнего) для того, чтобы обеспечить мистический опыт. Например, у бурятов: «Душа молодого шамана путешествует к центру мира. Там она встречается с девятью женами Теки, бога танца, и приобретает эротический опыт. После этого душа шамана находит там свою будущую небесную супругу». (Майкл Рипински-Наксон, «Природа шаманизма»)

Частью подобного мистического опыта являются видения монахинь (и просто религиозных женщин) об Иисусе и святых. Тереза из Авилы так описывает свое знаменитое видение, вдохновившее Бернини на великолепную скульптуру «Экстаз св. Терезы», в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме:

«Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее».

Вне зависимости от субъекта сновидений — бывший муж, девять жен бога Теки, серафим или город Москва — спящий получает во сне некое послание от своего подсознания. О видениях, навещающих сегодняшних москвичей, рассказывает в своей колонке Линор Горалик.