Биеннале современного американского искусства открылась в нью-йоркском Музее Уитни (The Whitney)
В этом году у смотра молодых американских художников Whitney Biennial, проходящего в одноименном музее, впервые нет общей темы. Организаторы назвали выставку просто «2010». «Здесь нет громких имен и эпатажных работ», — заявил куратор выставки Франческо Бонами (Francesco Bonami). Его целью было собрать меткие художественные высказывания о современном обществе.
Фото: www.whitney.org
Фото: www.whitney.org
Фото: www.whitney.org
Фото: www.whitney.org
Фото: www.whitney.org
От выставки остается ощущение какого-то неблагополучия. На серии фотографий Нины Берман под названием Marine Wedding запечатлен американский пехотинец, вернувшийся из Ирака, не человек, а один сплошной ожог, и рядом с ним — молодая, пышущая здоровьем спутница. В фильме Джозефин Мексепер Mall of America под тревожную музыку чередуются кадры огромного пустующего молла и военной хроники. Так художница высказывает свое мнение и об обществе потребления, и о военных амбициях США. На открытии выставки ее работу отметил член клуба «Сноб» художник Антон Гинзбург.
Обклеенный газетами (мелькают лица Обамы и Джексона) диван, на котором лежат керамические предметы, похожие на археологические находки, — работа Джессики Джексон Хатчинс. Майкл Джексон, кстати, остается любимым персонажем художников: в серии «Первый и последний модернисты» Лоррэйн О'Грейди проводит параллель между поп-звездой и Шарлем Бодлером.
Очень модная сегодня арт-группа Bruce High Quality Foundation (в которую входят от пяти до восьми художников, предпочитающих скрывать свои имена в знак протеста против «звездности» художников) представила машину скорой помощи, на стекло которой проецируется нарезка из разных роликов с YouTube и новостных сюжетов. Проект называется We Like America and America Likes Us.
Антон Гинзбург считает, что биеннале получилась достойная.
Всего Бонами пригласил к участию в нынешней выставке 55 художников, среди которых — и это редкость для подобных мероприятий — больше половины женщины. Возможно, потому что женщины острее реагируют на несовершенство мира, хотя Бонами и заявил: «У нас не было задачи специально собрать как можно больше женщин-художниц. Просто у нас перед глазами их было действительно больше, чем мужчин. Но абсолютно неправильно было бы смотреть на биеннале именно под этим углом».
По его мнению, биеннале «2010» получилась похожей на книги Стивена Кинга: «Все вроде бы спокойно, как в первой главе романа Стивена Кинга, но ты знаешь, что вот-вот что-то произойдет».