Продолжается военный конфликт между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС, контролирующей сектор Газа. Обе стороны проигнорировали требование Совбеза ООН о прекращении огня. Израильское правительство утверждает, что не намерено сворачивать военную операцию по крайней мере до конца января.

Что случилось

19 декабря закончилось формальное шестимесячное перемирие между Израилем и группировкой ХАМАС. В отличие от партии ФАТХ, которая контролирует Западный берег реки Иордан, исламистская ХАМАС не признает права Израиля на существование и провозглашает борьбу с «сионистским образованием» до его полного уничтожения.

27 декабря в ответ на усиление обстрелов израильской территории из сектора Газа самодельными ракетами «Кассам» и российскими «Градами» Израиль начал военную операцию под кодовым названием «Литой свинец». Строго говоря, обстрелы не прекращались и во время перемирия — за полгода на Израиль упало более 300 ракет, приблизительно в восемь раз меньше, чем в течение шести месяцев до перемирия. Израиль отвечал на обстрелы экономической блокадой, которую ХАМАС считает эквивалентом оккупации.

Цель

Официальная цель израильской военной операции — прекращение ракетных обстрелов территории Израиля, ликвидация оперативной инфраструктуры ХАМАС, разрушение тоннелей между сектором Газа и Египтом для предотвращения контрабанды оружия.

 

План операции «Литой свинец» предусматривает четыре этапа. В течение первой недели израильская авиация осуществляла целенаправленные удары по предполагаемой инфраструктуре ХАМАС, ее руководителям, складам вооружений, в том числе находящимся в жилых домах, административных зданиях и мечетях. Через неделю началась наземная операция. Ее задача все та же — уничтожение складов оружия и точек запуска ракет. Третьим этапом должна стать операция в городе Газа — ХАМАС угрожает Израилю большими потерями, израильское руководство рассчитывает на то, что ХАМАС уже достаточно ослаблен и не сможет оказать серьезного сопротивления. Четвертым этапом может стать оккупация сектора Газа, но сегодня израильские власти ее категорически не хотят. При этом пока операция не принесла видимых успехов, обстрелы израильской территории продолжаются.

Тактика Израиля

По многочисленным свидетельствам, Израиль готовился к операции в секторе Газа по крайней мере в течение полутора лет. Это существенно отличает нынешний конфликт от войны в Ливане в 2006 году, в которую Израиль вступил плохо подготовленным. Потери Израиля в этом конфликте пока невелики: 13 погибших израильтян против около 900 погибших палестинцев. Среди них много мирных жителей, детей и подростков, при этом число жертв среди мирного населения существенно меньше, чем во время предыдущих конфликтов. В секторе Газа не существует границы между военными и мирными объектами — командные пункты, склады оружия или пусковые установки находятся в жилых домах, мечетях, административных зданиях. Перед налетами на такие объекты израильские военные разбрасывают листовки и рассылают SMS с предупреждениями. Это делается приблизительно за десять минут до атаки — достаточно, чтобы люди могли укрыться в безопасном месте, но слишком мало, чтобы эвакуировать склад оружия. С другой стороны, Израиль использует в Газе боеприпасы из белого фосфора, разрешенного международными договорами для создания дымовой завесы и запрещенного как зажигательное средство, которое может привести к жертвам среди мирного населения. Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пилай считает, что, возможно, Израиль совершает военные преступления, и требует дополнительной проверки.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/MKgph9PV3SA&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/MKgph9PV3SA&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Информация

Данные о жертвах и военных преступлениях чрезвычайно сложно проверить — Израиль не допускает журналистов на территорию боевых действий. В секторе Газа работают местные журналисты, которые сотрудничают с западными, арабскими изданиями и телеканалами и при этом все вынуждены подчиняться жесткой цензуре со стороны ХАМАС. После скандалов с инсценировками и обработанными фотографиями, которые во время войны в Ливане распространяли мировые информационные агентства, доверие международных СМИ к репортажам арабских журналистов о палестино-израильском конфликте сильно уменьшилось.

После того как израильская армия разрушила здание хамасовского телеканала Al-Aksa-TV, основным источником видеоматериала стал катарский канал «Аль-Джазира». При этом англоязычные репортажи канала отличаются сдержанностью и объективным подходом, а репортажи на арабском языке — резкой антиизраильской направленностью.

Реакция

Как всегда, война между израильтянами и палестинцами сопровождается словесной войной в СМИ. Как всегда, сторонники палестинцев говорят о «геноциде», а сторонники Израиля — о «самообороне».

При этом едва ли не впервые в истории симпатии западной общественности скорее на стороне Израиля, чем палестинцев. Произраильские демонстрации (которые, в отличие от пропалестинских, большая редкость) прошли в Великобритании, Норвегии, Германии. В поддержку Израиля высказались крупные французские философы, никогда не отличавшиеся особыми симпатиями к этой стране. Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Levy) опубликовал в американском левом политическом журнале The New Republic программный манифест «Освободите палестинцев от ХАМАС», а Андре Глюксман (Andre Glucksmann) выступил с резкой статьей по поводу обвинений Израиля в «непропорциональной реакции».

Последствия

Нынешний конфликт начался накануне парламентских выборов в Израиле, которые пройдут 10 февраля. Лидер оппозиционной партии «Ликуд» Бенджамин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) шел на выборы с популярным обещанием провести военную операцию против ХАМАС. Эффективная военная операция, возможно, приведет к власти коалицию из правящей ныне партии «Кадима» главы МИД Ципи Ливни (Tzipora Livni) и партии «Авода» Эхуда Барака (Ehud Barak).

Конфликт укрепляет и популярность ХАМАС в Палестинской автономии. В случае прихода ХАМАС к власти на Западном Берегу шансы на создание независимого палестинского государства и на установление мира в регионе станут совсем призрачными.