Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Антон Носик

Антон Носик: Как работают российские банки

У меня в жизни есть некий простой набор правил, помогающих экономить время и нервы

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Помимо Десяти заповедей и дюжины бытовых еврейских мицвот туда входит принцип из анекдота про английского мальчика, впервые заговорившего с родителями в возрасте семи лет. За завтраком этот мальчик сказал: «Каша подгорела». Когда родственники стали допытываться, почему до этого он семь лет молчал, несмотря на все их мольбы и усилия логопедов с невропатологами, мальчик им все просто объяснил: «Раньше каша не подгорала».

Я и есть тот самый мальчик. Покуда некая обнаруженная мною неприятная мелочь не составляет адской проблемы, несовместимой с жизнью, то я на эту мелочь просто плюю, а не разбиваю себе и окружающим голову о стену в попытке ее исправить. Я не откладываю на завтра то, что можно сделать послезавтра или через год. Всему свое время.

Сегодня около семи утра по индийскому времени (04.30 мск) пришел мне черед разобраться со всеми проблемами, назревшими вокруг моего счета в «Ситибанке». Часть ответственности за эти проблемы лежит на моих публикаторах, склонных задерживать гонорары по полгода. Эту часть я не буду обсуждать с банком. Мне достаточно того, что публикаторы прочтут эти строки, вспомнят о своих маленьких должках и погасят их в обозримом будущем. Но есть ряд внутренних проблем со счетами, которые может решить только «Ситибанк». И не в онлайновом режиме, потому что вчера вечером все три моих индийских провайдера объявили забастовку, и Интернета в моей деревне больше нет. Решать эти проблемы можно только голосом. Поэтому в семь утра по индийскому времени я звоню в службу поддержки «Ситиголд» и сообщаю о своих проблемах дежурной Татьяне. Ниже будет рассказано, что я ей поведал и каковы были ее ответы. Надеюсь, читатель найдет этот рассказ познавательным.

Проблема №1. Персональный менеджер

Лет пять назад «Ситибанк» продал мне пакет «Ситиголд». Он стоит 100 долларов в месяц при малом остатке на счете и становится бесплатен при среднемесячном обороте транзакций свыше миллиона рублей. В пакет входят три составляющих: круглосуточное обслуживание по приоритетному телефону «Ситиголд» без очереди, бесплатное обслуживание в VIP-залах «Шереметьева» и «Домодедова» для всей семьи (увы, отменено в 2009 году для клиентов без миллионных остатков) и прикрепление к клиенту персонального менеджера для оперативного решения всех вопросов с банком. Если по первым двум пунктам все просто и понятно, то по третьему проблемы возникли сразу же и не прекратились до этой минуты. Раньше я про эти проблемы забывал, но теперь пришло время о них поговорить серьезно. И вот что я рассказываю дежурной Татьяне.

Первым моим менеджером в «Ситиголде» была Евгения И. Чтобы с ней познакомиться, я должен был пилить через всю Москву в офис на проспекте Маршала Жукова, где она сидит. Ну, я потерял день, съездил и познакомился. Потом она уже сама ко мне приезжала.

За недолгое время, что Евгения И. была моим менеджером, у нее два раза менялся номер мобильника и три раза — адрес электронной почты. Евгения успела продать мне две страховки от AIG/Alico (где я и так без нее 10 лет застрахован) и не сумела впарить услуги управления портфелем в лондонском «Сити» (минимальный взнос 50 тысяч долларов). Потом Евгения ушла в «Росно» и звонила мне, предлагая туда перейти. Потом она из «Росно» ушла в «Альфу» и оттуда снова звонила с разными заманчивыми предложениями, как мне потратить мое personal wealth. Я пока что не принял их.

Примерно через год после ухода Евгении мне позвонила из «Ситибанка» Александра Наумова и представилась моим новым менеджером. Мы заочно познакомились. Потом у Александры один раз менялся адрес электронной почты и два раза — мобильный телефон. Я не знаю, когда ее уволили, потому что дозвониться ей — в высшей степени непростая задача, которую я не пытался решать без надобности. В 2008 году Александра продала мне на 10 тысяч долларов страховки от AIG для Левы. Страховка, по идее, должна ежегодно пополняться моими взносами, но в 2009 году никто ни в AIG, ни в «Ситибанке» о ней не вспомнил (и не прислал отчет о судьбе имеющегося вклада). Зато я получил сто писем про ребрендинг AIG в «Алико» и десять предложений от разных страховых агентов AIG стать их клиентом... Неважно, проехали.

Проблему с пропажей Александры Наумовой дежурная Татьяна решила легко. Она выяснила, что моего нового менеджера зовут Елена Борисова, и пообещала переслать Елене все мои контакты. Возможно, Елена когда-нибудь напишет или перезвонит.

Проблема №2. Контактная информация

Я обновляю в «Ситибанке» только ту контактную информацию, которая реально необходима мне для поддержания связи с ним. Это мой электронный и домашний почтовый адрес, а также место работы и должность. Телефонных номеров моих факсов, домашних телефонов и кабинета в офисе не существует в природе, поэтому эти данные в базе давно устарели. Поскольку никто из «Ситибанка» никогда не звонит мне на мобильник, то номер мобильника у них записан довольно-таки древний. Чтобы они могли мне сейчас позвонить, нужно дать им новый. Например, индийский и текущий московский МТС. Оба всегда у меня в кармане.

Дежурная Татьяна по моей просьбе охотно аннулировала в базе все мои устаревшие номера телефонов, включая домашний 4568797, официальным владельцем которого является не живущий в Москве с 1986 года художник Илья Кабаков. А потом настало время вписать в базу новые телефоны. Этого Татьяна сделать никак не может. Чтобы вписать, их надо сперва проверить звонком на старые номера.

Татьяна готова звонить Илье Кабакову в Москву и проверять, действительно ли он Антон Носик. Беда в том, что наземный номер Кабакова МГТС отрубила четыре года назад по обоюдному согласию сторон...

Татьяна готова звонить в «Объединенные медиа». Но номер рабочего телефона в моей анкете — старый суповский коммутатор «Совинтел».

Татьяна не готова проверить в «Гугле» настоящий телефон «Объединенных медиа», ей запрещено брать данные из Интернета. Она может позвонить мне на старый мобильник, но там сто лет как установлен редирект, чтобы люди перестали им пользоваться.

Татьяна ни разу не сомневается, что разговаривает со мной. Но процедура есть процедура, и отступить от нее никто не вправе.

Я, впрочем, могу изменить свои контактные данные через Citibank Online. Но любые вносимые там изменения нуждаются в подтверждении голосом.

Проблема №3. Воровство денег

Летом 2008 года в клубе «Арена» на Бессарабке, принадлежащем братьям Кличко, я встречался в городе Киеве с моим братом Сергеем Набоком, с главой Most.UA Ильей Кенигштейном и с руководителем «Яндекс.Украины» Сергеем Петренко. Счет за обед составил 600 гривен (тогда 120 долларов, сегодня — 74,8). Официант при расчете принес мне на подпись чек, а карту «Ситиголд» прикарманил. Мы с друзьями допили эспрессо, сердечно распрощались и разошлись по домам.

Назавтра я получил по почте и SMS несколько уведомлений о списаниях с моей карты. В общей сложности там было 36 снятий денег в «Арене» и в ресторане «Бабай клаб», на сумму 9000 рублей с небольшим. Я проверил кошелек, убедился в отсутствии карты и тут же позвонил в «Ситиголд», чтобы  заблокировать ее. Дело было 25 июля 2008 года. В «Сити» мне сказали, что карта заблокирована, а украденные деньги вернутся на основании моего заявления в службу безопасности банка по возвращении в Москву. Поскольку я уже имел опыт возврата украденных с карточки денег в ряде американских и европейских банков, то вопросов не возникло.

В Москве я встретился с представителем СБ «Ситибанка» и в начале августа 2008 года передал ему подробнейшее заявление на официальном бланке, где указал детали всех 36 краж, как они фигурировали в моей банковской выписке. Я также указал данные единственного платежа на 600 гривен, который подтвержден моей собственноручной подписью и опротестованию не подлежит. Меня от души поблагодарили и обещали с возвратом денег не тянуть.

Прошло больше полутора лет. Денег не вернули, никто мне не позвонил и не написал.

Утром 8 марта 2010 года дежурная Татьяна подняла архив и нашла там письменный ответ мне от службы безопасности «Ситибанка». Она три раза подряд зачитала мне по телефону его первую страницу. Там пересказывалась вся известная читателю фактология из моего же заявления: 36 списаний на 9000 рублей в «Арене» и «Бабай клабе», карта заблокирована утром 25 июля 2008-го по звонку владельца. Только одного Татьяна не готова была прочесть мне вслух: какие из всего этого банк сделал выводы.

Когда я объяснил Татьяне, что отступать ей больше некуда, позади — стена, она все же прочла мне заключительные строки ответа, который служба безопасности «Ситибанка» постеснялась прислать мне наземной или электронной почтой либо озвучить через персонального менеджера. Вывод был таков: Вы слишком поздно сообщили об утере карты, поэтому мы Вам ничего и никогда не вернем, ciao bambino sorry. Татьяна пообещала мне выяснить у начальства, имеет ли она право переслать мне этот ответ по почте (он существует лишь в электронном виде). Но чтобы служба безопасности снова занялась этим вопросом, я должен лично явиться в московский офис и написать повторное заявление, снова указав все данные о кражах 2008 года. Сделать это я не могу, поскольку банк не предоставляет выписок за лето 2008-го. Цугцванг.

Я попросил Татьяну связаться с руководством и довести до его сведения, что если все три мои проблемы не будут решены в приватном порядке, то руководству придется комментировать их прессе, моим коллегам из полудюжины деловых изданий. К сожалению, Татьяна не может связаться со своим собственным руководством. Посмотрим, сможет ли это сделать мой персональный менеджер Елена Борисова.

Эпилог: почему я до сих пор не в «Альфе»

Когда я рассказываю истории подобных мытарств, у читателя обычно возникает соблазн напомнить мне присказку про мышей, которые плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Вопрос, почему я до сих пор не послал «Ситибанк» куда подальше, подписчики моего ЖЖ задают мне пятый год, то с усмешкой, то с грустью, то с плохо скрываемым чувством превосходства, каждый раз когда я описываю подобные неурядицы.

Ответ на этот вопрос лежит, как вы догадываетесь, в альтернативах. Их есть у меня. И я их сейчас перечислю.

«Ситибанк» у меня с 2001 года. Мне его завело общество с ограниченной ответственностью Лента.Ру, чтобы платить туда зарплату главреда и гендиректора. Также зарплату в «Сити» получают все сотрудники Ленты.Ру.

С 1982 года я также являюсь клиентом «Сбербанка». Первый счет я завел сам в сберкассе в моем доме (Ляпидевского, 14), с тех пор каждый раз, как у меня начинается курс в МГУ или Международном университете, там заводят новый счет и переводят деньги туда. Естественно, сберкнижек от всех этих счетов я не видел и в руках не держал.

С 2000 года у меня завелись две карточки в «Импексбанке», рублевая и валютная, для расчетов за рубежом (из любопытства). Они давно истекли, счет закрыт, и сам банк поглощен.

С 2006 года я являюсь клиентом BSGV заботами компании «Суп», когда-то любившей переводить туда зарплату.

В середине 2008 года «Суп» распрощался с BSGV и завел мне также счет в «Райффайзене», чтобы перечислить туда увольнительные.

С сентября 2008 года я являюсь клиентом ВТБ, куда платят мне зарплату «Объединенные медиа». Там моя рамка кредита 166 тысяч рублей под 17% годовых, есть опция пополнения «Яндекс.Денег» через банкомат и отличный Интернет в наследство от «Гуты», так что этим банком я доволен (еще в нем ведутся счета Pomogi.Org).

В начале 2009 года мне любезно презентована платиновая карточка «Альфа-банка», привязанная к моему «Аэрофлот Бонусу» и к моим «Яндекс.Деньгам».

Помимо всего перечисленного, у меня есть счета в Латвии, Швейцарии, США и Израиле.

Так что мне есть, с чем сравнивать. И вот что я вам скажу.

Аналогов «Ситиголду» я до сегодняшнего дня не видел. Ни в одном из названных банковских учреждений мне подобного уровня сервиса не предложено. Терять дежурную Татьяну, которая в пять утра по Москве отвечает внятно и по пунктам на все мои вопросы, я не готов. Я понимаю, что они порой и тупят, и наглеют, и время от времени у них отключаются разные важные мне сервисы, и добавить нового получателя денег (например, мой новый телефон МТС) я могу только голосом, уже после того, как вбил все его реквизиты в «Ситибанке Онлайн». Но на сегодня удобнее этого инструмента я не встречал. И нулевой комиссии при снятии денег в своих и чужих банкоматах я тоже нигде не видел, даже в Латвии, Швейцарии, США или Израиле.

С огромным удовольствием я перешел бы на персональное обслуживание в «Альфу», благо там привязаны к счету мои «Яндекс.Деньги» и мой «Аэрофлот Бонус». С каждого доллара, потраченного по альфовской платиновой карте, мне начисляется миля. И все мои пожертвования в «Общество Китайского Летчика» тоже идут в «Альфа-банк Экспресс». И «Линия жизни» — полностью их проект. И памятник Бродскому они оплачивают. И сайт им Тема Лебедев делает. И Сергей Сергеевич Доля их сервисом доволен. И ни в одном банке России и Запада — ни в кабаковском Union Bank of Switzerland, ни в eBay/PayPal — нет у меня таких добрых отношений на уровне руководства, как в «Альфе» и в «Яндекс.Деньгах». С моими друзьями в этих структурах я могу и хочу работать дальше. Все полезное, что мои друзья создали в России, меня радует. Я за все благодарен. Но когда у меня завелась платиновая карта в «Альфе», я должен был сразу зачислить на нее деньги. И я перевел тысячу евро. Их конвертация в рубли по текущему курсу обошлась мне ровно на 100 долларов дороже, чем если бы я провел эту операцию через «Сити» по его курсу и внес в «Альфу» наличные. Поэтому больше я на счете в «Альфе» денег не заводил. О чем и до сих пор жалею.

Может быть, после этой заметки кому-нибудь в российском банковском секторе захочется отличиться в лучшую сторону.

 

Комментировать Всего 16 комментариев

Браво, Антон, откровенно говоря, смеялся ну просто до слез, когда читал вашу колонку (Особенно проблема №2). Видимо очень напоминает мне диалог с моим собственным банком недавно. Буквально 2-3 недели назад, когда мне надо было в Бельгии оплатить N сумму денег, мою карточку не приняли, причем отказ был 2 раза. Я позвонил в службу безопасности пластиковых карт, после 5 мин разговора, мне сказали, что никаких проблем они не видят и мне нужно звонить в службу поддержки банка. Они даже любезно переадресовали меня. Ответила молодая девушка и попыталась мне помочь, но вот досада, для моей индентификации, ей надо было 3я и 20я буква пароля к телефонбанкингу. Ну, конечно же стоя в магазине, этот пароль был у меня ну прямо перед глазами - нетрудно догадаться. О чем я и сообщил ей. Ответ был таков: я может быть вообще не я и больше ни чем мне помочь не может. Ответ пробудил во мне слепую ярость (как в фильмах с Брюсом Ли, помните?), осознавая что я сижу на международном звонке продолжительное время, и мой банк, ну, абсолютно не может мне помочь, я просто потерял терпение. И дежурная Рейчел узнала все, что я думал о ней и о том, как она обслуживает клиентов в тяжелой ситуации. Дело в том что магазин в Бельгии принимать только 1 тип карточек - Маестро, а у меня была только 1 карточка этого типа с необходимым балансом на счету. Рейчел мне ответила, что она может прервать наш диалог, потому как я повысил на нее голос. Мой ответ был прост - попробуй-ка ставь себя на мое место. После 5 секундной паузы она решила переадресовать меня на мое отделение банка. Подняла трубку женщина уже в возрасте и мне пришлось в 3 раз рассказывать историю, про то что мою карточку не принимают. После 4 мин диалога, когда моя личность по телефону устанавливалась и проверялся мой счет, мне ответили что никаких запросов на сняние денег не поступало. Оказывается в магазане принимали к оплате только местный Маестро Bancontact (http://www.atosworldline.be/index/en_US/5118003/0000/Bancontact-Mister-Cash.htm). Поэтому терминал пытался "найти" мою карточку в базе данных, но не находил.

Итог: удивительно, но магазин разрешил забрать мне все, что я у них купил под честное слово,что я переведу деньги на их счет. Что я и сделал.

Антон, а вы действительно думаете, что на российском рынке ничего лучше Сити нет?

Антон, я мог бы написать похожую историю про Раффайзен банк, подчеркивающую яйцеголовость менеджмента этого уважаемого кредитного учреждения.

Много негатива испытывал по отношению к Альфе, пока несколько лет назад меня не перевели в ВИП-Клиенты. Для ВИП-клиентов сервис - действительно лучший из того, что мне удавалось наблюдать среди российских банков.

И несмотря на тот факт, что менеджеры меняются раз в пару месяцев и периодически косячат (например, так и не могут отправлять мне подтверждения или уведомления о совершенных действиях), я работой ВИП-отдела Альфа-банка доволен.

Комиссий при платежах в другой валюте или снятие денег в банкоматах нет.

А конвертация - раньше была по курсу ЦБ (сейчас жлобская). 

При всем моем недовольстве отдельными моментами, ВИП-сервис Альфа-банка - лучший из предлагаемых на открытом рынке.

Правда иногда под видом вип-сервиса в Альфе предлагается - иная услуга (не знаю ее названия). Так вот на это лучше не вестись. Вип-отделения называются А-клуб, а счет открывают при размещении определенного депозита.В моем шорт-листе есть вип-счета в: Раффайзене, Русском Стандарте, Ситибанке. Все - полный жлобский отстой.

Про опыт обслуживания в двух десятках других банков (за последнее десятилетие) можно просто промолчать.

Уйти от Ситибанка тоже непросто. Когда я закрывал все счета в сити, то приехал к ним в банк на Новый Арбат, написал заявление на закрытие всех счетов, мне сделали калькуляцию - сколько я должен по 2 кредитным картам, я перевел все деньги на следующий день немного с запасом - с поправкой на возможную курсовую разницу. И спокойно жил целый месяц, будучи уверенным, что у меня больше нет отношений с Сити.

Не тут-то было! Через месяц мне позвонили и сообщили, что ждут мой очередной платеж по кредитной карте. Я, естественно, возмутился. Выяснилось, что банк деньги мои получил, а заявление на закрытие счетов они потеряли. И получается, что несмотря на то, что я перечислил банку деньги месяц назад, я еще остался этому банку должен. Для выяснения ситуации меня попросили подъехать и написать еще одно заявление - на проведение расследования почему так получилось. При этом на время расследования мои кредитные счета не закрываются, несмотря на то, что еще месяц назад была перечислена вся сумма к погашению и чтобы проценты не продолжали начисляться, мне было предложено еще раз им заплатить.

Когда я стоял в очереди к оперционистке передо мной 2 мужчин (подряд) закончили разговор с банком фразой "пожалуйста, вычеркните мой телефон из всех ваших баз данных и больше никогда мне не звоните"

Классическая ситуация совкового обслуживания - не получали, не нашли, потеряли, забыли и т.д.Самое удивительное, что надо потратить свое время (ну и конечно деньги), чтоб подъехать и разобраться что и как.

Владимир Тодрес Комментарий удален

Я тоже клиент Ситиголд, и регулярно получаю от них выпискуу со счета с предписанием погасить некую задолженность, размер которой составляет 00 руб 00 коп.

Конверт богатый, бумага плотная, жалко как-то, поэтому однажды я решил-таки эту задолженность погасить, чтобы не бомбили меня больше никогда. Позвонил, мол, вы требуете погасить, я готов, как мне вам перевести 00 руб 00 коп?

Озадачились. Обещали выяснить и перезвонить. Обманули, не звонят. А конверты все шлют.

Антон, прекрасно и главное проблемы то глобальные.

Вспоминая хорошее советское время когда хозяйки были заняты стояниями в очередях, так и хочется воскликнуть: какая простая жизнь была у людей! Ни тебе страховок, ни банковских счетов, ни анкет на поступление в детский садик, ни телефонных служб поддержки где тебе отвечают Марии и Джоны с индийским акцентом! Сервиса сегодня много - но от этого сервиса голова идет кругом!

Мое сотрудничество с Сити банком закончилось в 2005 году. Больше - никогда! (Never say "never" - не для Сити банка!) С Райффайзеном тоже не сложилось, сервис у них по прежнему  - ужас, менеджмент - тупой и ленивый. А вот BSGV очень довольна!

.

Антон - Молодец! Супер реклама Альфа-банка (а заодно и ВТБ :)!

Для справки

Американский банк Capital One не берет ничего за использование своей ATM карточки за рубежом. С снятия наличных в поездке мы именно ею и пользуемся. 

Прочел твою замечательную историю. Это примирило меня с моими банками. На фоне твоей истории, все мои претензии к ним - детский каприз. 

Я бы мог тоже написать о моих злоключениях с Ситибанком, клиентом которого - помимо меня - являются мои старшие дети. Они учатся за рубежом и это чуть ли не единственная недорогая возможность пересылать им деньги за проживание и учебу. В среднем раз в месяц их карточки блокируют в подозрении в мощеничестве. Мне приходится связываться с ситифоном или персональным менеджером (который тоже часто меняется и самый первый тоже ушел в Росно). Каждый раз меня предпреждают, заботясь обо мне, что разговор записывается - поэтому перед звонком я беру томик "Словаря русского мата" Сарно-Плуцера и наговариваю по 10-12 страниц избранного мата и таким образом снимаю злость. После чего наступает катарсис... Спустя пару минут мне перезванивают, чтобы сообщить, что карточки разблокированы. На мою просьбу больше не блокировать клятвенно заверяют, что больше никогда. Но это продолжается уже пятый год. Подозреваю, что иностранный менеджмент банка по моим звонкам изучает великий могучий русский язык...

 Если меня читает составитель словаря, просьба не затягивать с выходом третьего тома и последующих...

Роскошная история про детей и Плуцера-Сарно. Полагаю, у него сейчас в религиозном еврейском поселении в горах Иудеи есть достаточно времени, чтобы продолжить своё великое начинание :)

Т.е. я правильно понимаю, что кроме грабежного курса при конвертации валют других претензий к Альфе у тебя нет?

Откуда у меня возьмутся претензии к Альфе, если я её сервисами никак не пользуюсь?

Я перевел тысячу, тут же слил её в Яндекс.Деньги, и больше ничего не делал.

Сейчас, впрочем, начал. Закачал пятёру, сходил в банкомат, оплатил Андрею аюрведу. Полёт нормальный, претензий к Альфе нет. СМС о снятии денег в банкомате и в аюрведе пришли моментально.

с подтверждением телефонов напомнило уловку-22

В Ситибанке обслуживался несколько лет, потом надоело списание непонятных комиссий и автоматический перевыпуск кредиток, которые я перевыпускать не просил. Перевел остатки и закрыл все счета. Удивительно, но именно из этого банка утекает контактная информация, кто мне только не звонил с предложением услуг.

Обслуживаюсь в Юникредите - проблем минимум, были проблемы у жены за границей, все решили, извинялись и в качестве компенсации выпустили доп.карту без комиссии. Депозиты держу в другом банке, тоже итальянском, просто он и от работы и от дома в двух шагах. За границей в "своих" банкоматах деньги можно снимать без комиссии, конвертация по нормальному курсу, от курса ЦБ он отличается минимально. Но банк - не идеал, в отделениях постоянно очереди, бывают "чудеса" с выписками.

Сравнивать, к сожалению, особо не могу. За границей есть счета только в Израиле - вот там банки намного дороже и очень беспорядочные. Могут ошибиться и забыть практически что угодно, но комиссию взять не забудут точно. Очень "по-нашему".

Принципы работы израильских банков для меня вообще непонятны.

Они с одинаковой лёгкостью могут отпустить тебя в овердрафт на 35.000 или заморозить все счета и сбережения за отклонение от рамки кредита на шекель.

Типичный средиземноморский бардак:)