Вышний Волочек: редизайн для русского захолустья
На XII Международной архитектурной биеннале в Венеции — главной архитектурной выставке мира — Россию представят архитектор Сергей Чобан и кураторы Григорий Ревзин и Павел Хорошилов
Члены клуба «Сноб» Сергей Чобан и Григорий Ревзин рассказывают о концепции превращения Вышнего Волочка в образец для спасения провинциальных городов. Этот проект они представят на архитектурной биеннале в Венеции
В российском павильоне они покажут проект под названием «Фабрика «Россия» — модель возрождения провинциального города, разработанную на примере Вышнего Волочка, старого городка между Москвой и Санкт-Петербургом. Над проектом, который может послужить образцом для многих пришедших в упадок промышленных городов, работают пять архитекторов из Москвы и Петербурга. После биеннале, которая пройдет с 29 августа по 21 ноября, выставку планируется показывать в разных городах России. О том, как они будут превращать убогое захолустье в образец возрождения русской провинции, рассказали члены клуба «Сноб» Сергей Чобан и Григорий Ревзин.

Условное название нашей выставки — «Фабрика «Россия». Этот проект отвечает на актуальные вопросы, но не напрямую.
Наша идея заключается в том, чтобы взять провинциальный город и на базе этого города показать инициативный проект, который даст импульс для формирования базового подхода. И хотя сегодня он еще не может быть реализован, потому что нет инвестиций, мы хотим сделать своего рода модель развития для малых городов России.
Мы выбрали Вышний Волочек, который расположен точно посередине между Москвой и Петербургом, и соединен с обеими метрополиями как железнодорожным, так и автомобильным путем.
На его примере мы хотим ответить на вопрос, который крайне актуален для российского градостроения. За последние 40-50 лет сеть крупных городов-миллионников настолько усилилась и настолько возвысилась над пропадающей на фоне этой сети провинцией, что это стало серьезной проблемой. В Европе малые города являются важными центрами архитектурного и культурного развития. Неравномерность в развитии провинции и столиц вызывает многие экологические, экономические и социальные проблемы. Но, поскольку небольшие города когда-то были центрами общественной жизни, они до сих пор сохранили интересные, хотя и полуразрушенные, произведения архитектуры, в том числе индустриальной. На их базе можно начать возрождение этих городов.
В проекте участвуют пять архитектурных групп: Сергей Скуратов, Владимир Плоткин и мы с Сергеем Кузнецовым из Москвы, Евгений Герасимов и Никита Явей из Петербурга. Мы выбрали пять интересных в архитектурном отношении объектов — четыре фабрики и ряд домов в центре, которые раскрывают разные аспекты этого города и определяют пять основных тем нашего проекта.
Первая — это тема водных путей сообщения. Здесь важна история Вышнего Волочка, который называют «русской Венецией» — 300 лет назад в городе был прорыт первый канал, соединяющий главные водные артерии. Шире эта тема связана с трагической историей изменения водного ландшафта России (Волго-Донской и Беломоро-Балтийский каналы) и с более оптимистичной темой — просто водных путей и средств передвижения.
Вторая тема — фольклор. Вышний Волочек — центр фольклора средней России, в 2009 году городу был выдан грант на изучение фольклора. Это очень сильная точка притяжения, в том числе для иностранных туристов. Мы планируем создать центр и театр фольклора.
Третья тема — это просто отдых, гостиничная инфраструктура. Прежде чем преодолеть долгий путь из Петербурга в Москву, можно остановиться для отдыха посередине.
Четвертая тема — техника. Одна из фабрик принадлежала братьям Рябушинским, а один из них, в свою очередь, был пионером автомобильного транспорта в России. Поэтому мы предлагаем сделать технический музей и развлекательный комплекс с панорамой техники ХХ столетия.
Ну, и последняя тема, пятая — это возрождение промышленности. Вышний Волочек был центром регионального текстильного производства. Мы хотим возродить одну из текстильных фабрик и перепрофилировать ее для работы с русскими дизайнерами, которые связаны с народной традицией. Среди них Алена Ахмадуллина, с которой я уже веду переговоры.
На основе этих пяти точек в пределах города могут быть созданы очаги, способные вдохнуть жизнь в существующие памятники промышленной архитектуры.

В России многие промзоны находятся в малых городах. В городе наподобие Вышнего Волочка, с населением до 100 тысяч человек, всегда есть брошенная фабрика, как правило, ткацкая. В отличие от традиционной системы, когда в бывшей фабрике делают музей современного искусства, дискотеку и офисы, мы пытаемся отнестить к этому более универсально, и показать, что из старой фабричной зоны можно сделать что угодно. Главная задача – создать универсальный ландшафт, который позволял бы делать из фабрик жилье, гостиницы и школы.
Мы в первый раз делаем экспериментальный проект специально для Биеннале, до этого в российском павильоне все время делали выставки архитектурных достижений. Куратор Биеннале Казуо Седжима говорит в своем послании о трансформации архитектуры, о том, что мы должны на нее смотреть как на открытую систему, которая реагирует на жизнь. Мы делаем именно что-то такое, плюс в соответствии с экологической парадигмой, потому что мы сохраняем усилия, которые уже были вложены в строительство этих фабрик. И, к тому же, наш проект сопряжен с социальными целями, потому что поднимаем малые города. Я считаю это очень важным и рад, что могу в этом участвовать

Условное название нашей выставки — «Фабрика «Россия». Этот проект отвечает на актуальные вопросы, но не напрямую.
Наша идея заключается в том, чтобы взять провинциальный город и на базе этого города показать инициативный проект, который даст импульс для формирования базового подхода. И хотя сегодня он еще не может быть реализован, потому что нет инвестиций, мы хотим сделать своего рода модель развития для малых городов России.
Мы выбрали Вышний Волочек, который расположен точно посередине между Москвой и Петербургом, и соединен с обеими метрополиями как железнодорожным, так и автомобильным путем.
На его примере мы хотим ответить на вопрос, который крайне актуален для российского градостроения. За последние 40-50 лет сеть крупных городов-миллионников настолько усилилась и настолько возвысилась над пропадающей на фоне этой сети провинцией, что это стало серьезной проблемой. В Европе малые города являются важными центрами архитектурного и культурного развития. Неравномерность в развитии провинции и столиц вызывает многие экологические, экономические и социальные проблемы. Но, поскольку небольшие города когда-то были центрами общественной жизни, они до сих пор сохранили интересные, хотя и полуразрушенные, произведения архитектуры, в том числе индустриальной. На их базе можно начать возрождение этих городов.
В проекте участвуют пять архитектурных групп: Сергей Скуратов, Владимир Плоткин и мы с Сергеем Кузнецовым из Москвы, Евгений Герасимов и Никита Явей из Петербурга. Мы выбрали пять интересных в архитектурном отношении объектов — четыре фабрики и ряд домов в центре, которые раскрывают разные аспекты этого города и определяют пять основных тем нашего проекта.
Первая — это тема водных путей сообщения. Здесь важна история Вышнего Волочка, который называют «русской Венецией» — 300 лет назад в городе был прорыт первый канал, соединяющий главные водные артерии. Шире эта тема связана с трагической историей изменения водного ландшафта России (Волго-Донской и Беломоро-Балтийский каналы) и с более оптимистичной темой — просто водных путей и средств передвижения.
Вторая тема — фольклор. Вышний Волочек — центр фольклора средней России, в 2009 году городу был выдан грант на изучение фольклора. Это очень сильная точка притяжения, в том числе для иностранных туристов. Мы планируем создать центр и театр фольклора.
Третья тема — это просто отдых, гостиничная инфраструктура. Прежде чем преодолеть долгий путь из Петербурга в Москву, можно остановиться для отдыха посередине.
Четвертая тема — техника. Одна из фабрик принадлежала братьям Рябушинским, а один из них, в свою очередь, был пионером автомобильного транспорта в России. Поэтому мы предлагаем сделать технический музей и развлекательный комплекс с панорамой техники ХХ столетия.
Ну, и последняя тема, пятая — это возрождение промышленности. Вышний Волочек был центром регионального текстильного производства. Мы хотим возродить одну из текстильных фабрик и перепрофилировать ее для работы с русскими дизайнерами, которые связаны с народной традицией. Среди них Алена Ахмадуллина, с которой я уже веду переговоры.
На основе этих пяти точек в пределах города могут быть созданы очаги, способные вдохнуть жизнь в существующие памятники промышленной архитектуры.
Эту реплику поддерживают: