/ Москва

Сергей Черницын: Кризис, бизнес и понты

Не так давно мы обсуждали здесь вопросы: какие экономические теории вообще работают в России и каким, например, образом у нас в стране можно добиться роста производительности труда?

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Конечно, эти обсуждения происходят на уровне предположений и дискуссии.  Но некоторые факты, в общем-то, уже очевидны. Например, то, что в России труд невозможно мотивировать только материально. Это понятно даже эмпирически. В ходе обсуждения этой темы появилась догадка, получившая некоторые подтверждения: возможно, что применительно к экономической мотивации одной из специфических черт российского общества является сильно развитая «социальная эмпатия». Это такая психологическая способность человека критически точно понимать переживания знакомых людей и оценивать себя, свои действия и результаты своего труда через их мнение.

Не исключено, что этим в числе прочего объясняется и острая потребность русского человека в уважении: «Ты меня уважаешь?!» Суровость климата, жесткость власти и сопутствующие трудности выживания выглядят вполне достаточными причинами для того, чтобы обостренная социальная эмпатия эволюционировала именно в России.

Соответственно, чтобы чувствовать себя уверенно, гармонично и  счастливо, жителю России необходим не только комфорт, который может быть обеспечен, например, хорошим заработком. Русскому человеку необходимо еще уважение начальства, коллектива соратников, сотрудников и вообще желательно всего «местного землячества». А если уважения нет? Но есть деньги, которых в модели «протестантского капитализма», например, вполне достаточно для искреннего счастья?  То можно попробовать это уважение купить.

Так вот, предлагаю поспорить, что такое явление, как «понты» (потребность привлечь к себе внимание и так или иначе доказать свое соответствие желаемому общественному статусу), представляет собой современное проявление культивированной в течение столетий социальной эмпатии. И расцветают эти «понты» ярким цветом во времена, когда становятся массовыми случаи отсутствия уважения к человеку, который реализовал себя в соответствии с актуальной моделью успеха. То есть когда успех в современной парадигме есть (деньги, машины, рестораны, виллы, например), а уважения почему-то нет. Когда человек с мигалкой и по перекрытой дороге, а в ответ вместо уважительного внимания — массовое недовольство сигналов участников движения.

Если это так, о чем это говорит? С моей точки зрения, о том, что предлагаемая сегодня государственной идеологией (а чем еще в нашем случае?) модель «бизнес-успеха» не легитимируется обществом. И надо что-то менять. Что? Как? Какие иные примеры должны демонстрироваться? Я не знаю. Но понятно, что это не дорогие часы на руке, не кортеж «мерседесов» с мигалками, не дворцы и не шикарные яхты. 

Может быть, примером должно стать созидание? От строительства домов до  создания эффективных предприятий и построения работающих государственных структур? Может быть.

Как сформировать из таких примеров модель успеха? Не знаю. Здесь вообще больше вопросов, чем ответов.

Один из принципов виртуальной экономики предполагает, что зачастую реакция может предшествовать событию. Похоже, этот принцип работает и в данном случае, и ситуация уже меняется. «Понтов» в Москве стало очевидно поменьше. Хотя, конечно, кто что видит. Я, например, по дороге на работу и с работы все чаще вижу скучающих парковщиков около «Аиста» и «Академии». Они привыкли «бентли» и «порше» парковать, а теперь и «форды» и, страшно сказать, «опели» иногда приходится обслуживать. Я уже давно не слышал при деловом знакомстве вопроса: «А сколько сейчас на ваших?», хотя, допустим, здесь и участившиеся «часовые обзоры» СМИ могли сыграть роль. Меньше личной охраны сидит в ресторанах и скучает в фитнес-клубах. Разговоры про «шикосные» квартиры и дома в Барвихе все реже ведутся мужскими голосами. Есть и другие симптомы. Похоже, что привычные «статусные фишки» выходят из моды. И им на смену, конечно, придут новые.

Но, возможно, речь идет и о том, что общество запрашивает новую модель «успеха», которая изменит весь общественный, а значит, и экономический, и политический ландшафты.

Хотя, может, это просто последствия кризиса? Но разве кризис — это не прекрасный повод остановиться и подумать о том, что делать дальше, на какие ценности ориентироваться и как определять успех?

Комментировать Всего 206 комментариев

Я думаю, что благодаря СМИ "статусные фишки" будут всегда. Одна рубрика "must have" чего только стоит. Но то, что фишкам стали придавать меньше значения, это факт.  Они никуда не делись, просто уже сейчас отношение к ним проще.  Я считаю, что обладание "фишкой", прежде всего,  должно приносить внутреннее удовольствие.

Обладание в удовольствие - это уже вполне здоровая история.

Очень сомневаюсь, что понты это проявление эмпатии. Потребность в эмпатии - это потребность в уважении, так ведь? Разве уважение можно купить за деньги?

Социальная эмпатия - возможность оценивать себя через мнение знакомых людей. Есть  положительная оценка - хорошо. Нет - плохо.  Потребность в уважении - потребность в позитивной оценке со стороны знакомых людей.  Соответственно? речь о том, что при отсутстви уважения возникает желание его заменить (или дополнить, если есть, но недостаточно) через "статусное"  поведение или обладание чем-либо. 

Не так? 

а помните пьяного дворника? как он барина описывает "Усы ВО! глаза О! Нос ОО!"

мне кажется  оч любопытной тема обязательного кол-ва понтов "у барина".

Просто для того, чтобы народ понимал ЧТО ЭТО БАРИН!!!!

Такие правила игры, что ли. Если правила не выполняются - происходит "сбой в программе". Люди не знают как себя вести, начитаются проблемы.

Людям (мне не нравится  формулировка "народу надо", но как-то не получается иначе сформулировать, так вот...) людям нужно, чтобы своеобразные "знаки отличия"  были у руководителя.

Могу массу примеров привести про Норильск и Красноярск (московские менеджеры в Норильске, московские менеджеры в Красноярске, начало работы Хлопонина - в Норилське, потом  в Дудинке, работа Прохорова в Норильске). Именно "разные сценарии"  и по разному предъявленные "понты" дали разные результаты.

Отличный пример. Вот усы Во, глаза Во, Нос Во и тд вполне были приняты обществом в качестве символа "барства" - успеха. Вопрос в том -  признает ли  общество сегодня некую атрибутику показателями успеха? Если нет, не всегда - говорит ли это о том, что актуальная модель успеха не работает?

Уважение нельзя заменить (дополнить) через обладание побрякушками и финтифлюшками или через "статусное" поведение. Считать так - это большая ошибка, на мой взгляд.  Я уважаю дворника в доме за то, что он качественно выполняет свою работу, за то что любит трудиться и регулярно несмотря ни на какую погоду убирает мусор. У него нет ни автомобиля,  ни часов, ни чего-то еще такого "побрякушистого". Он просто честно трудится.  Я это вижу и мне  этого достаточно, чтобы я его уважал. Ему, мне кажется, все равно, уважают его или нет. Мне кажется, он даже не задумывается об этом. Он просто честно и качественно работает, приносит пользу обществу. Люди, которые покупают дорогие вещи для того, чтобы их уважали, акцентируя вниание на этом, просто живут в какой-то другой системе координат. Это их право. Но от этого уважения  ним вряд ли прибавится.

Эльдар, это - идеальная ситуация. Конечно. Но мы и говорим о том, что может быть происходит попытка замещения заслуженного уважения на купленное уважение.  Разве нет?

Мне кажется, что здесь намечается как раз противоположная тенденция. Все меньше людей в России пытаются вести себя таким образом, замещая заслуженное уважение приобретаемым. И слава богу! Лучше направлять свою энергию на труд, на созидание,  а не на пускание пыли в глаза. Состоятельные россияне становятся умней, старше, взрослеют ( в том смысле, что богатство в России категория довольно молодая), видят, как живут за рубежом.  Ведь можно быть очень состоятельным, но ездить на малолитражке, летать экономическим классом, останавливаться в трехзвездочных отелях?  Можно. Спрашивается, почему? Потому что люди, которые так делают, заслужили действительное уважение общества. Мне бы хотелось думать, что россияне задают себе подобные вопросы. Как и почему там люди заслужили уважение, и как здесь заслужить такое же уважение, а не купить его. Потому что уважение нельзя купить. Оно не продается. Или это будет субпродукт - некое подобострастие, например.

Бесспорно. Лучше. Но, Эльдар, какие примеры, что "все меньше людей в России пытаются вести себя таким образом"? Где альтернатива? Кто герой нашего времени? 

Про "все меньше людей" это такие визуальные наблюдения и я могу, конечно, ошибаться. Из числа бизнесменов героями нашего времени я считаю  Аркадия Воложа, Евгения Касперского, Арама Габрелянова, Владимира Яковлева

Потому что поисковик Яндекс, антивирус Касперского, медиа, созданные Габреляновым и Яковлевым приносят пользу обществу. А первые два еще и в большей степени и влияют на формирование имиджа страны: в России не только умеют  добывать нефть и проивзодить металлы, но делать другие вещи  с высокой добавленной стоимостью, в которой много интеллектуального труда. При этом, на мой взгляд, эти люди не кичатся своим богатством, а ведут относительно скромный образ жизни. Повторюсь, все это субъективно.

Все так. А общество признает их героями?

Ответить за все общество не могу. Лично мне эти люди симпатичны.

Я тоже надеюсь, и пишу именно об этом, что общество будет формировать запрос, или уже формирует его, на модель успеха, примером которой являются такие люди. 

Чиновники похоже уже давно ничего не созидают. Создается впечатление, что им безумно тяжело работать, потому что они борются изо всех сил за наше светлое настоящее и будущее. А мигалки, эскорты, дачи, рестораны помогают им в этой неравной борьбе. По-моему они и не думают об уважении, потому что уверены на все 100, что они, патриции, все делают правильно, а мы, плебеи, не понимаем и не ценим этого.

Уверен, что каждый человек думает о том насколько он уважаем.  Чиновники, как и все, бывают разными.  А разве им не тяжело работать?  Есть общественный прессинг местный? Или совсем нет? Вот в Иркутске прокатили "ЕР" на выборах мэра.

Патриции уверены, что они пашут за всех:) как обычно!

Социальную пирамиду никто не отменял. Что делать?

Мне, скажу честно, нравится мысль "понты прошли" и настала эпоха  созидания".

Но я в неё не верю))

Просто, мне кажется, наступила эпоха "подпольных миллионеров". Спрашивать "сколько на ваших" - сейчас не время (каламбурчик получился)))

Это, кстати, перекликается с мыслью   "...русскому человеку необходимо еще уважение начальства, коллектива соратников..."  .

"Начальство" нашей страны выражает недовольство понтами. (ну, скажем, ярко демонстрируемым)

Соответственно, "они не работают", не выполняют своей функции. 

Маш, я вот совсем не верю, что понты прошли:) Чтобы созидать надо не бояться двигаться - возможно теряя место, завершая один проект, начиная другой, скажем. А это может привести к потере номенклатурной принадлежности. Это ж страшно!

А понты не прошли. Они будут всегда. Просто сейчас они не так бросаются в глаза и этому есть причина.  Вообще, в стремлении к успеху через них проходят все, как через этап.  У кого-то получается пройти этот этап ненавящево и даже красиво, а кому-то внутреннее ощущение не позволяет это сделать.

Ир, ну ведь могут европейцы даже понтоваться скромнее!

Вот с них и надо брать пример:)) Некоторые так и делают, но проблема в том, что таких людей меньшинство. Психология у нас другая.

У нас все на показ. " Обладание в удовольствие" - вот к чему надо стремиться.

Отношение к вещам должно быть другим.  Например, носить туфли Christian  Louboutin не потому, что это бренд, а в первую очередь, потому что это качество и комфорт.

Ира, а другие комфортные и красивые туфли есть?

Дык, я об этом ж... В Европе давно сложившееся общество, в котором каждый знает свое место, а социальная миграция минимальная. Европейцы с рождения четко осознают свое место в социальной иерархии и причитающиеся этому месту понты. Если ты занимаешь такое-то место, то тебе положено жить именно в этом районе, ходить именно в те магазины, а отдыхать именно на том курорте. А если тебя заметят в более дешевом, чем положено тебе, магазине, то пойдут разговоры, что у тебя проблемы с деньгами и ты вынужден тайно экономить. А если тебя увидят в ресторане, более дорогом, чем опять же "положено", начнут говорить, что у тебя завелись лишние деньги... А по этому поводу в Швейцарии могут и сообщить "куда надо". Типа проверить, а налоги то заплатил? А для России  такая картина просто не реальна.

"номенклатурная принадлежность" - это отдельная и оч любопытная по-моему тема.

хаха, так всё смешалось! разделить бы на самом деле гос.чиновников, коммерсантов, полит.лидеров.

а то они у нас все в одной куче))))

А они и в реальности в одной куче! У нас топменеджмент крупных бизнес-структур - это госчиновники.

ну я знаю! и говорю "разделить бы"!

Это не куча, а элита. Как ее делить? На что?

её надо делить например, на гос.чиновников и не гос.чиновников.

дико, но факт, находясь в "одной куче" они демонстрируют одни и те же понты))))

аморально! ужас!

но - общество воспринимает их,действительно, как представителей элиты! и чиновники и коммерсанты - одинаково себя ведут, одинаково стоят потупив глазки на ковре у премьер-министра, одинаковые "бентли" себе  покупают, одинаковые драгоценности жёнам.

разделить!

Я не уверен, что общество их воспринимает как элиту. Называет, да. Но вряд ли воспринимает = доверяет. Отсюда, кстати, и постоянные разговоры о том, что элита в современной России еще не сформировалась.

Сергей, я бы "элита" написал... Нет у нас элиты, есть "куча"... и с нее берут пример, к сожалению. И мне кажется, что все равно модель успеха отражается во многом модными  "фишками"... Тут на сайте как-то была дискуссия на тему автомобилей- так вот достаточное количество реплик было в стиле "а у меня мерс потому, что это мерс, а не какая-нибудь тойота". Интересно, что в какой-то момент произошла в принципе подмена ценностей- понты возобладали над здравым смыслом... Возвращаясь к тем-же автомобилям - логично, что критерием выбора должны быть разумные параметры - надежность, скоростные характеристики, внешний вид в конце концов- каждому - свое. НО... многие дорогие авто значительно проигрывают по параметрам "разумности выбора". Но зато это "круто"... С одеждой - ситуация аналогичная... У меня сохранилось много вещей отличного качества, купленных в начале 90-х в первые выезды за границу... Понятно, что сейчас уже носится это только на даче... Но они "носибельны"... А многие модно- брендовые вещи за сезон "сносились" и отправились в помойку... Так что я тоже отчасти жертва социума :-) 

Саш, а эта модель успеха  комфортна для общества? Общество одобряет такую оценку? Кто вообще настоящий герой нашего времени? Человек в мерседесе? 

Не могу сказать за общество, а для меня- не комфортна...

Одобряет ли общество- слишком общая (извини за тавтологию) оценка... В моем лице- мирится и подстраивается, поскольку мой бизнес, как ты знаешь, ориентирован на удовлетворение потребностей именно "элиты"...

Кто герой- для меня? или для масс медиа?  

Это как оно, начальство,  выражает свое недовольство?

И все-таки мне представляется, что модель успеха, отражаемая  существующими на сегодня "фишками"  не принята. Не так?

Ну правильно, если в обществе закон доминирует над всем, то общество приходит к стабильности. А если власть подгоняет все под себя, то получается что все зыбко, все может в одночасье измениться. Соответственно, если ты наделен какими-то властными атрибутами (в нашем случае машина, мигалка, охрана и тд), то надо быстрее их показывать всем, чтобы люди с уважением отнеслись к твоему статусу.

В Японии например, премьер-министр ездит без мигалок и ему не перекрывают дороги, а когда наши лидеры едут туда, то российский МИД требует, чтобы было определенное количество машин сопровождения, чтобы перекрывались дороги и тд. Вот что это? Разве что-то угрожает безопасности наших лидеров в Японии или все-таки это болезненное желание сохранить привычную статусность ("фишки"), без которых уже неуютно?

В случае с визитами в Японию - это не может быть пример простого желания аппаратных выслужиться перед начальством?

В международной дипломатии действует принцип взаимности. Т.е. если король Свазиленда не встречает лично российского президента у самолета, то соответственно в России короля Свазиленда не будет ждать у самолета нашенский президент.

Так и с Японией. Хотя у японцев не положено перекрывать дороги и ехать пугая всех мигалками, но т.к. в России их принимают именно так, то наши дипломаты имеют право требовать такого же приема. Что в принципе и делается путем боданий и длительных консультаций.

Вспоминается прекрасная (как обычно) статья в Ъ про экономический форум в Токио - "Шохин начинает движение" (это была цитата из переговоров охраны, обеспечивающий проход этому величайшему бизнесмену современности в обход очереди заслуженных экономистов, лауреатов нобелевской премии и владельцев миллиардных бизнесов из разных стран).

Радует, конечно, что сотрудники МИДа при деле. Работают на страну.

Да, к сожалению так и есть. Надеюсь, все-таки что есть положительная тенденция отхода от таких опытов. Все-таки наши ньюсмейкеры хуже воспринимаются за забором крепких тел фэсэошников.

Ребятам из охраны тоже работать надо. У них же рабочий день, все дела. Как быть? Наши ньюсмейкеры воспринимаются нормально, когда выступают с позиций, предполагающих наличие и аргументированной альтернативной точки зрения. Тяжкая начальственная доля часто убаюкивает эту способность.

Кто из русских бюрократов наиболее достойно смотрелся в Японии? 

Хорошо выглядели и были восприняты адекватно Маркелов, Боос, Ясин, Кабаева... Все те наши ньюсмейкеры, кто умеет говорить и не боится говорить за себя.

А наши в Японии на русском или английском общаются с журналистами?

На русском! В каждом уважаемом японском издании есть специалисты, говорящие на русском. Но переводчик все равно бывает нужен, если нужно быстро и точно.

Ничего еще не настало. Вопрос - что настанет? Какие примеры успешного человека станут не только ролевой моделью, но легитимированной ролевой моделью?

тут дорога "раздвояится".

1) что сформируется на самом деле

2)что нам (обществу) предложат ...ээ.....назовём их "политтехнологами".

Ролевая модель, которую примет общество зависит о многих-многих факторов. Тут тебе и мировой экономическ кризис, тут тебе и сопротивление "мигалкам на дороге" тут тебе и высокие (простите уж) тарифы на ЖКХ))

а вот 2) - тут зависит от профессионализма и фантазии. Самый простой вариант, на мой взгляд, это разыграть русскую народную "потребность в справедливости".

Ну, чтобы всё было по-совести, поровну, по-честному. Короче, это уже проходили неоднократно (о, русский бунт, бессмысленный и беспощадный).

Так кто сегодня - потенциальный герой нашего времени?

ДАНИЛА БАГРОВ!

(в чём правда, брат??????) по-моему всё так ж еактуален, как 10 лет назад

Не знаю. Вроде нет. В любом случае случае - где созидающая составляющая?  Или печоринское обоснование ее отсутствия? Вариант набросан, но образ не составлен. Кто сегодня? На кого хотят быть похожим?

ну тоже не знаю.

но почему-то мне кажется в провинции именно вариант "быдловатьй справедливости" самый актуальный.

Да? А на кого хотят быть похожими? Кого готовы поддержать "по справедливости"?

На мой взгляд «понты» - это набор неких товаров/услуг, которые воспринимаются в данном обществе в данный момент времени как символы успеха. Естественно по мере развития общества (российского в данном случае) меняются и сами символы успеха: если в конце 1980-х «понтом» была б/у иномарка, то ныне новенький «мерседес» иной раз кажется пошлым…

 В этой связи выделил бы 3 момента:

 1. Александр Блок, пожалуй, был прав, говоря, что «скифы мы, азиаты мы». Поэтому до сих пор наши отечественные «понты» порой нарочиты и блестящи, как на Востоке. Стремление к внешнему эффекту иной раз затмевает (под влиянием Востока) все остальное. Наверняка большинство участников блога могу вспомнить не один случай, когда некто, достигнув первого успеха, незамедлительно покупал «мерин», снимая при этом «однушку» в «хрущевке» с видом на мусорные баки. «Мерин» увидят все, а домой к себе я никого не приглашу…

 2. Высочайшая в течение последних 20 лет социальная мобильность наиболее активной части населения, которая сформировала из себя нынешнюю элиту, обуславливает не редкие взлеты и падения  отдельных ее представителей. Отечественная элита пока находится на стадии становления, ее состав не стабилен, а набор и характеристики «понтов», которые присуще любой элите, еще окончательно не сформировались. Верно подмеченные в материале Сергея тенденции, связанные с уменьшением «понтов», говорят о том, что кризис лишь ускорил формирование самосознания элиты. Люди, достигшие успеха, все чаще понимают, что «бентли» - это дешевый «понт», а настоящий понт – не столь явный и очевиден только для тех, «кто понимает».

 3. В стране еще только складываются новые страты общества. Политологи, социологи и другие умные люди до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, например, каковы критерии понятия российский «средний класс». Не сформировавшаяся стратификация общества приводит к тому, что рядом с роскошным замкоподобным особняком («коттеджем») в Барвихе, например, соседствует простенький домик а-ля "6 соток", а под забором клубного дома в районе Остоженки ночуют бомжи… Что в принципе не возможно в давно сложившихся и стратифицированных обществах старой Европы и северной Америки… Поэтому в России люди, достигшие успеха фактически вынуждены занимать круговую «оборону», демонстрируя свои «понты» (символы успеха) всем и вся, а не только своему «кругу», который может по достоинству оценить достигнутый успех.

Сереж, но все-таки как считаешь - модель успеха, направленная на приобретение материальных ценностей (и соответствующая демонстрация) принята обществом или нет?

Сергей, согласен с Вашими наблюдениями. Однако вывод напрашивается другой. Мы "скифы" на сегодняшний момент более свободны, чем цивилизованные европейцы. Они сами и их дети в большей степени зависимы от статуса. Школа определяет университет, университет работу, работа тот же самый мерседес и т.д. Войти в этот круг очень не просто. Вспоминается как в Брюсселе родители, из за изменившихся правил приема детей, просто оккупировали школу и ночевали перед входом, записывая номерки на руках, как в старой, доброй совдепии. Заложниками статуса являются, как бы они не пыжились и наши  "беглые олигархи" в Лондоне. Жизнь рантье - максимум что у них "там" получается. Так быстро повысить свой статус как в России,  не выходит. Система "свой-чужой" работает исправно.  Вот у кого круговая оборона, так оборона!

Владимир, а может быть большинству европейцев такое положение вещей нравится?  Быть может им удобно, что за них выбор уже сделали? Как считаете?

Ирина, я думаю, что не очень то и нравится. Все-таки, так или иначе, структура общества выстроена пирамидально и высший слой среднего класса меньше, чем средний!) Всем хочется Феррари, грубо говоря. Но ради стабильности, безопасности, удобства и конфорта, европейцы ( особенно немцы), по моим наблюдениям, уже давно добровольно выстроились, согласно "штатному расписанию"! И страшно раздражаются, когда русский покупает себе на свои, кровные, последнии деньги мерседес, вместо положенного опеля.

Думается мне, что у русских это в крови.......на последние деньги себе мерседес купить:)) В России амбиции -  это движущая сила, не так ли?

Я думаю здесь дело в другом. У русских есть ощущение, что жизнь в этом мире не вечна, она коротка и изменчива! Надо всё успеть!

 Одним спастись! Другим хапнуть и прокутить!

Кстати, интереснейшее замечание, Владимир. А европейцы уверены, что при соблюдении правил общежития и заботе о здоровье будут жить вечно, или хотя бы 120 лет, как планирует Берлускони. А какое отношение к жизни перспективнее?

Про планирование жизни хорошо написано у М.Булгакова в "Мастере и Маргарите"!  Берлускони вон планирует и не знает, что может быть какая-нибудь Джулия уже разлила маслецо.

А еще мне очень нравится самурайский принцип

"живи, как будто ты уже умер"

Бущидо - "помни о смерти". Жить, как будто уже умер, сложно + никаких обязательств.

Да, сложно. Такой принцип может работать только для людей, чья профессия исполнять приказы и  рисковать жизнью. Все-таки самурайская мораль в нормальном обществе аморальна!

По поводу профессий связаных с риском для жизни согласен, а по поводу аморальности нет. Тут , по моему убеждению от человека зависит, один узнав, что он через 10, 20, 30 дней умрёт, пускается во все тяжкие, а другой в монастырь уходит.

Ирина, я использовал понятие, которое в словаре Global-russians, скорее всего будет с пометкой "устаревшее". Спастись - в смысле спасти свою душу и обрести жизнь вечную!

Вечная жизнь - это совсем другая история)))

дада! я тоже считаю, что во многом понты от чувства "живём как в последний раз" .

И эти эмоции не связаны с какими-то политическими-экономическими событий последних лет (десятилетий) это в крови!!

Мне кажется, что дело даже не в "последнем разе", во время которого имело бы смысл отличиться как раз. Дело в отсутствии родовой гордости и и репутационной заботы о своих потомках.

"репутационная забота" - хорошо

"Родовая гордость" это замечательно! Только выражаться она должна не в надувании щек, а в поступках. А вот здесь уже политкорректность начнёт наступать Вам на пятки.

Конечно, в поступках. Именно так. А причем здесь политкорректность на пятках?

Ну как же, вот например давече, с подачи Николая Злобина, была острая дискуссия, можно ли гордиться своей национальностью! Толерасты в один голос зашипели,что не только нельзя, но и вредно. Мол ты лично на Куликовом поле кровь не проливал, вот сиди и помалкивай, тем более что твой героический пра-пра-прадед давно помер. И вообще раз ты предками гордишься- то задыхаешься в националистическом, а то и расовом угаре, и тебе не место в общечеловеческом фонде, упс-с, вернее доме,  терпимости!

Гордиться ведь можно и нужно поступками, а не национальностью (ей тоже можно, но мы сейчас - о другом). А в целом - перегибы с политкорректностью, равно как и любые другие перегибы, становятся проблемой для развития общества.

А успех (в обычной мирской жизни) не может не иметь материальной составляющей.

Сергей Черницын Комментарий удален

Почему? Где? Разве материальный критерий успеха не имеет права на жизнь?

Сергей, спасибо, прекрасная тема, действительно дискуссионная, каждый на себе ее может проверить. А что? зачем смотреть на "патрициев" и определять "самосознание элиты", достаточно в зеркало поглядеться!  J

Каждый хочет добиться успеха, потом он хочет, чтобы этот успех заметили. Если ты на ВАЗ 2106, то все бесспорно заметят, что ты овладел мастерством управления экстремальным видом транспорта и руки твои достаточно сильны, чтобы обходиться без гидроусилителя руля. Но если ты на "Бентли" - ты преуспел еще и во многом другом! А когда ты не в машине, как показать, что ты действительно крут? Часы и портфель с  буквами LV или другим всемирно известным сочетанием помогут тебе в этом!

Если оглядеться по сторонам, то вы увидите, что большинство именно тем и занято, что меряется «понтами», просто каждый на своем уровне. Если бы не желание человека показать, что он лучше, то многие компании сегмента «лакшери» и «премиум» уже давно бы закрылись.

Кризис внес свои коррективы, теперь просто не аккуратненько чиновнику покупать новый «бентли», да и бизнесмену нехорошо сейчас светить свои капиталы. И даже если «Люди, достигшие успеха, все чаще понимают, что «Бентли» - это дешевый «понт», а настоящий понт – не столь явный и очевиден только для тех, «кто понимает», на их смену придут новые, которые этого еще не поняли! J

Антон, а что такое  LV на портфеле?  Вот Ира написала выше, что "фишка" может приносить просто удовольствие. Это - граница. Если "Бентли" служит для показательных выездов - это одно. Если для удовольствия комфорта и качества - другое. 

Вопрос еще вот в чем - модель успеха, позволяющая приобрести "Бентли" приживается в российском обществе? Человек в "Бентли" - герой нашего времени? 

Конечно"фишка" приносит удовольствие, вряд ли девочки носят крокодиловые сумочки с отвращением)), но кроме этого "фишка" обозначает принадлежность к той или иной социальной группе, по этой же "фишке"  и происходит идентификация свой –чужой. Да простит меня Ира, "фишка" - это те же "понты", только вид в профиль ))) Качество и комфорт - безусловная характеристика "Бентли", как и портфеля LV, только кроме этого покупатель платит еще и за Имя, позволяющее ему быть в числе "избранных". А реклама, как раз и показывает, в число каких людей вы попадаете приобретая  товары данного бренда. ))

Антон, но есть грань между комфортом и показухой. LV настоящий и LV, купленный на рынке - два разных мира. Мы здесь обсуждаем второй. И его вроде как увядание. Зачем носить рыночный LV, если он плохого качества? Демонстрировать статус? Зачем? Добиваться так признания? Наше общество признает статус через LV? Или все-таки уважение общества возможно заслужить чем-то еще?

Так настоящий же LV не всем по карману, а хочется же...раньше же варили джинсы сами и стирали типа  "стоунуош" с камнями в стиральной машине полуавтомат. Нарушение авторских прав никого не волнует, главное быть или казаться успешным и всеми "фишками" демонстрировать это окружающему миру. Зачем? Да просто все построено на конкуренции: показала новую сумку - победила соперницу! А та, показала нового мужика на "бентли" в ответ... ну и так пока деньги не кончатся, у того, кто на "бентли" конечно)) Уважение и статус  можно заслужить и другими путями, но с  сумкой LV это приятней, а с поддельной еще и дешевле получается)))

То есть, ты считаешь, что наше общество нормально воспринимает такой "приобретенный за деньги" статус=уважение?

да, я считаю, что эта норма сегодняшнего дня, которой все в обществе и меряется, хотя нормой это назвать сложно, это скорее досадное недоразумение....)

Норма дня - понятие не тождественное понятию нормы, легитимированной обществом.

Мне кажется, зреет запрос на новую модель успеха.  Показатель - в 90-е - 2000-е на консъюмеризме не сформировался герой нашего времени.

Или были такие?

я поддерживаю Антона. мне кажется поговорка "если ты такой умный, почему такой бедный" прочно вошла в жизнь.

и совсем не актуальны рассказы об аскетах, о "светлых головах", которые еле сводят концы с концами. 

их общество воспринимает с жалостью, но скорее негативно.

Маш, поговорка вошла, но где соответствующие ей герои?

Но прикол в том, что "реплики" часов и поддельные сумки LV могут себе позволить только те, у кого есть (или предположительно есть) средства на приобретение оригинальных "фишек"... А часы фирмы, любимой нашим "вождем" на руке у, скажем, простого водителя ничего, кроме усмешки не вызывают... 

Саш, как это? Если есть возможность приобрести качество оригинала, то зачем приобретать реплики?

ойой, тут вот что сказать надо!!!!

ВСЕ!!!!! ВСЕ без исключения граждане нашей страны, которые могут позволить себе настоящий LV, выросли в стране "вечнозелёных помидор" и  фразы "хорошие венгерские сапоги, надо брать!"  

убеждена, что покупка LV, потому что "комфортнее и удобнее" - ещё долго будет...эээ...неправдой.

LV сейчас -  именно статус !!!!

При этом, повторюсь, не все "понты кидают" потому что неумны.

Иногда это - верный сценарный ход.

Подъезжаешь на бентли = сразу 100 баллов вперёд. Уже не надо тратить силы, чтобы объяснять  какие у тебя возможности.

Маша, не все, далеко не все. Многие о "вечнозеленых помидорах"  даже не слышали.

да.....вообще-то да.... я "махнула", конечно.

Однако и тем, кто был обеспечен "по пустыне ещё надо ходить и ходить", прежде, чем "понты с LV" , станут  "просто выбором комфорта"

Ну, Михаил Сергеевич в рекламе с LV смотрится вполне органично. Чувствуется привычка с комбайнерской юности.

Маш, а если речь не о LV, но ЦЕНА , КАЧЕСТВО и КОМФОРТ одинаковые, но имя не на слуху. Что.... это тоже  "неправда"???????

эх.

короче.

про "понты" и "кач-во".

Ты - простой покупатель. Заходишь в ...магазин "baldinini". Юной девочке-продавщице обувь, которая на тебе - есть знак. Она знать тебя не знает, но в туфлях разбирается.

Понимаешь?

Ты на деловой встрече. Сумка, с которой ты пришла - есть знак.

Конечно, понимаешь.

Ты - человек хороший, у тебя доброе сердце, ты кормишь синиц холодной зимой  - всё это ПОСЛЕ.

Сначала "понты", "знаки".

Маш, голодные синицы, они же в глазах отражаются.

многие люди сами загнали себя в такие обстоятельства, так далеко пошли в этом "сценарии", где предъявить понты - обязательно!!!

что стали заложниками этих LV, чёрт бы их побрал!

да. 

ведь в конце концов человек сам выбирает где "он сам", а  где "правила игры"

Уверена? Сыграй не по правилам и либо поменяй их, либо окажешься аутсайдером. Но как сложно поменять!

Да и про "вечнозеленые помидоры" подробнее можно?

Подробнее можно.

В Советском Союзе - был дефицит всего.

бОльшая часть женщин, выбирающая сейчас сумку "только Прада" потому что она удобнее всего, разумеется помнит как покупали на рынке перламутровую памаду и колготки польские.

Конечно же "Прада" лучше. Но, клянусь, понтов в этом выборе на порядок больше, чем стремления к комфорту.

А как быть с теми, кто дефицит не ощущал, но все же "носит Prada". Вот это как раз выбор комфорта и качества (не только имя или имя не в первую очередь), согласна?

Думаю, что у нас в стране тоже есть такие "уникумы")))

в уникомы не верю!!!

мне кажется, "по пустыне надо водить" несколько поколений, чтобы забылись талоны на масло-сахар-майонез, очереди за туалетной бумагой. Даже если человек, ну допустим, был ..., ну там, не знаю, получал все блага жизни в спец распределителе -  все равно сам вид очередей и само знание о них - отражается на характере. И на характере детей-внуков тоже.

Я так думаю.

Маш,  про талоны права на 100%. Я вот помню свое детство, с одной стороны мои родители покупали вещи и технику в "Березке", а с другой стороны были талоны на продукты.  Самое удивительно, то что талоны и громадные очереди остались в памяти, я думаю, на всю жизнь.

Вот!

соответственно,выбирая "лабутены" ты выбираешь не просто комфорт, ты выбираешь "лабутеновский флёр".

а вот Пэрис Хилтон, скорее всего только комфорт.

(не хнаю, удачный ли пример про комфорт - туфли на 14см каблуках????)))

Для меня скорее "флер" в том числе, но не на первом месте))) 

Как мне представляется, разница между "фишками" и "понтами" в том, что "понты" это всегда на показ. Граница между этими понятиями минимальна, но она все же есть. 

Ира, от перемены мест слогаемых сумма не меняется))) "Понты", как и "фишки" приносят удовольствие их обладателю, а  "фишки" , в свою очередь, не стыдно и показать! ))) Разве не так?

Примерно так:)) Только "фишки" не всегда нужно показывать. Они для тех кто понимает. Согласен?

Согласен, "фишки" - это "понты" для тех кто понимает!)))) Но видно  их только тем , кто в них разбирается! ))

Антон, а разбираться в "фишках" - это же стремление быть причисленным к элите, или нет?))

Андрей, можно разбираться в вине, но не стать алкоголиком!)))

Ирина Капышева Комментарий удален

Сергей, думаю "Бентли" и LV это скорее опознание "свой-чужой", а не социальная эмпатия. Но вот что действительно не понятно? Если парковщики простаивают и вместо "порше" подезжают "форды"  и "опели" при повысившихся за год ценах в "Аисте", то что это означает? Владельцы дорогих авто пересели на дешевые, но есть в "Аисте" не перестали, или новая генерация разбогатела и наступает и заказанный "порше" еще не доставлен?

Михаил, система "свой-чужой" безусловно также включается. Но и она частью работает на подтверждение статуса и таким образом отвечает на запрос в признании=уважении. Но даже если взять эту систему отдельно - она ведь маркирует и успех. И вопрос остается - принимаются ли обществом эти знаки, признается маркированный этими знаками успех?  Кажется, что нет.  

Сергей, не могу согласиться, с Вами безоговорочно. На мой взгляд в значении понятия "статус" - система "свой-чужой" является доминантной составляющей, элемент же шоу безусловно присутствует, но он вторичен. Если бы это было не так, то мы бы с Вами наблюдали толпы "олигархов" и поменьше, прогуливающихся по вещевым рынкам города, как квинтэссенции реализации собственного превосходства и социальной эмпатии :-). 

Михаил, но все-таки - вот выше Сергей Исаев пишет про европейцев.Там - чистый пример "свой-чужой". В России перекос. Почему? Я вижу таки потребность в уважении. В России потребность в уважении, как мне представляется, вообще ключевой политический, экономический и социальный вопрос.

Сергей, безусловно каждый имеет право на собственное мнение :-) Но мне представляется, что это скорее более высокая планка чем у европейцев и ее отражение мы принимаем за эмпатию. Кроме того, хочу заметить косвенные признаки. Ни для кого не является секретом, что уважение требует взаимности. Раз так, то тогда, мы бы наблюдали массовое его проявление, однако хамство и верхоглядство доминируют :-)

А разве это не реакция на отсутствие уважения? Не попытка привлечь к себе внимание обиженного и униженного человека?

Сергей, если охранник у "Аиста" быстро отодвигает "противопарковочные ежи" это ведь не потому что он Вас или меня уважает, а потому что по автомобилю определяет статус и как следствие рассчитывает на маржинальную прибыль в виде чаевых :-)

Это так. Но если человек на авто, припаркованный этим парковщиком,  выходит, смотря поверх его головы и как-бы его совсем не замечая (не все и не всегда так), то разве это не из-за обиженности, униженности и потребности в повседневном уважении?

Уверен нет! Это признак животного стремления доминировать и дистанцироваться от парковщика как социальной группы. Крупный хищник не обращает внимание на более мелкого :-)

А потребность в доминировании в в цивилизованном обществе не удовлетворяется (микшируется) взаимным уважением?

Претендовать - это еще не значит достигнуть :-)

А можно сказать и по-другому: хотеть не вредно:):):)

Получается из того, что мы обсуждаем, что движемся в обратном направлении.

В первую очередь из-за недостатка воспитания... За деньги можно многие понты купить, но не воспитание. Воспитанные человек знает, что с со всеми людьми надо говорить вежливо. Нормальный, т.е. воспитанный человек, приехавший на "Бентли" понимает, что своей машиной он уже заявил о достигнутом успехе. Зачем ему нужно уважение парковщика? Вполне достаточно  того, чтобы парковщик аккуратно выполнил свою работу.   

Сергей (Исаев), думаю все же воспитание в данном случае не главное. Поясню. Дело в стандартах определенных в социуме. Если девушка приходит в меховой жилетке, это не значит что она не может жить без меха и ей все время холодно, а потому что социумом с котором она себя идентифицирует, введен этот стандарт. И другой пример, если вы стоите у банкомата в Париже,  то африканец из Замбии встанет за Вами в приличном отдалении. В России Вы будете наблюдать иную картину. Это стандарты поведения в разных социумах. Мне сложно дать им название воспитанность.

Михаил, воспитание, возможно и не главное, но определенные традиции играют роль... А насчет африканцев в Париже- кажется, что эта история из 90-х, сейчас они могут и на ногу наступить и не сказать pardon :-)

Александр, я  не корректно выразился, написав, что воспитание не главное, я имел ввиду, что оно не определяющее и привел пример. В хорошем воспитании сложно заподозрить африканца недавно эмигрировавшего из Замбии, где его основным занятием был выпас коз.

А в парижской подземке, Вам скажут - "извините", если наступят на ногу, сам был свидетелем и участником недавно :-)

Вы наступили? :-) 

А у меня в ноябре был обратный опыт именно с, да не будем политкорректными, негром, именно в центре Парижа, почти около дома 101 на Елисейских полях (к "постам" выше:-) )  

Мне наступили и извинились, далеко не рафинированные парижане:-)

И не раз:-)

Михаил, "жилетки" - тема для отдельного эссе :-).

Я попробую что-то написать. На стыке поведения и потребления. Боюсь, Андрей Шмаров откажет публиковать ввиду несерьезноси уже совсем полной:-).  А явление-то есть. Так и зовут их - "жилетки".

Это не явление - это целый класс! :-)

А Вы процитируйте ему Горина - "Самые большие глупости на земле совершаются с серьезным выражением лица" :-)

У Андрея с этим все в порядке. Но рубрика таки про "Бизнес" :-). Посмотрим. С другой стороны, наверное нехорошо обижать девушек.

Обижать никого не надо, но консюмеризм основа многих экономик, а российские реалии особенны, здесь даже идея Apple "Think different" звучит иначе.

Очень любопытно - а как, с Вашей тз Михаил, у нас понимается "Think different"?

Или так, у всех есть жилетка и у меня тоже должна быть :-)

Точно - "think differnet". И это - еще  тема для эссе.

Посмотрим, что вообще получится. Но, Михаил, в любом случае, очевидно, что ваши комментарии обогощают новыми идеями (начиная с отсылки к "Эксперту" с  темой социальной эмпатии)).

Сергей, у нас здесь такие девушки, что сами кого хочешь обидеть могут... :-) Так что пишите о жилетках, лично мне будет интересно почитать...

Г-ну Шмарову можно сказать, что это тема о зверобойческой промышленности :-)

Леда, совершенно искренне не хотелось бы кого-то обидеть. Но с разворотом в зверобойческую промышленность можно попробовать. Очевидно, что там должен наблюдаться всплеск, обусловленный появлением на рынке нового популярного продукта. На этом примере можно рассмотреть принцип действия продуктовых драйверов в перестроении структуры экономики.

Михаил, "воспитание" и "стандарт социума" - не одно и тоже. Поведенческие стандарты меняются (наверняка скоро натуральный мех окончательно выйдет из моды), а воспитание IMHO это некий заданный с детства базовый алгоритм поведения (всегда говорить спасибо (в т.ч. и парковщику), пропускать вперед женщин, незнакомым людям всегда говорить "вы" и т.д и т.п.), который остается актуальным долгие годы.

Абсолютно согласен и я именно об этом и писал ранее :-). 

Сергей, согласна с тобой полностью.

Сереж, а как дается и получается воспитание? Считаешь, что раньше было больше воспитанных людей? А может быть просто модель успеха была заявлена новая и в ней не оказалось критериев, отражающих воспитание? А воспитание разве не базируется на уважении к сообществу?

Я бы сказал, что раньше в людях было меньше агрессии (сужу только по Москве, не знаю, как в других местах). IMHO воспитание и модель успеха категории мало связанные друг с другом, т.к. воспитание - это некая принятая обществовм универсальность,  а успех - у каждого свой: для кого-то и "Жигули" успех, а для другого  "Бентли" рутина.

Безусловно, в основе воспитания лежит привитие уважения к обществу и к каждому конкретному его члену.  Именно так понимаю "воспитание"...

Думаешь меньше? Почему? Может быть просто была более четкая стратификация общества, как ты упомянул применительно к Европе, и ты, находясь внутри своей страты был защищен от агрессии, которая этой страте не свойственна?

При чёткой стратификации нельзя знакомиться на улице с девушкой.

Здравствуйте, Сергей Васильевич.  Приятно Вас здесь видеть (а еще лучше будет видеть, если загрузите фотографию)).

Замечание интересное. Но, считаю, что знакомиться можно в любом случае.

Обратите внимание, что склонностью к повышенному консьюмеризму обладают категории людей (страны и т.д.), в которых индивиды были лишены (или лишены на н.в.) по разным причинам возможности удовлетворения своей тяги к материальным благам. Корень вопроса в французком слове "nouveau riche" — новый богач. Всем новым и нелегко полученным хочется похвастаться, потом привыкаешь и это становится нормой, теряется новизна... Консьюмеризм - это не свойство отдельного поколения, а некий тренд, который утратит свою силу со временем.

Конечно же, обладание "статусными" вещами является в какой-то мере свидетельством успешности и должно вызывать уважение, признание и являться некой отличительной чертой и одновременно символом привилегированности и отнесением себя к определенной касте. Такие внешние опознавательные знаки. Символы консьюмеризма поменяются, особенно с повышением их доступности, но понты и кастовость - вечны.

Тяга к уважение, выделению из толпы и признанию заложена в нашей психологии (см. пирамиду Маслоу). Но понты со временем видоизменятся в более изысканно-сложным вариант, как это происходит в Европе ("старые" деньги и т.д.)

Вопрос в том - насколько это работает в современной России, является ли обладание статусными вещами критерием работающей модели успеха. Или общество требует иных критериев успеха?

Еще является. Но уже требует.

Да, забыла уточнить. Бывают дорогие вещи, отличающиеся качеством и дизайном от аналогом. Их основном плюс не в статустности. Например, упомянутые Лабутины.

Да. Выше о качестве был разговор. А какие могут быть новые критерии успеха?

Скорее начинают появляться первые робкие ростки того, что Вы назвали "требует"... А, насчет пресловутой марки - соглашусь с Вами, если человек не обвешан этим с головы до ног... Например удобность чехла для Iphone я бы поставил под сомнение :-) 

Уверен. Думаю, дело не в прошлой стратификации - как раз тогда общество было довольно однородно, а в том, что ныне многие (на фоне плохого воспитания) считают агрессию необходимым средством  достижения успеха.  Именно поэтому на фоне попыток продемонстрировать и закрепить свой "успех" и  возникают драки со  стрельбой (!) из-за места на парковке или маленькой царапины на бампере. 

Драки со стрельбой - признак новой иерархии, построенной на унижении перед начальством и унижении нижестоящих. Пистолет - аргумент в выяснении своей ступеньки в иерархии.

А почему  выросла агрессия? Как считаешь?

"Пистолет - аргумент в выяснении своей ступеньки в иерархии...." -

Почти как во времена покорения американского Запада... Мы пока находимся в 19-м веке и полковник Кольт уравнял нас всех  перед Богом?

в Москве, похоже, даже не в 19-м... Есть, правда, позитивные моменты, что стали пешеходов пропускать и, иногда, даже машины, выезжающие со второстепенной дороги на главную... Но первое отчасти связано с увеличением штрафов, а второе, к сожалению, еще не очень распространено... Остальное - сплошной первобытно- общинный строй!

Это, похоже, такая новая мода. Вот гнать 100 км/ч, например, по Комсомольскому (а там есть несколько переходов без светофоров на хорошей прямой) и раз резко по тормозам - пропускаем пешехода. Три-четыре машины сзади в одн голос: "Сссссука!". Благодать.

Но вообще здорово. Делать хорошие вещи ведь приятно.

И правда приятно. Пропустишь пешехода, а он тебе спасибо говорит или рукой машет.  Такое можно увидеть только в России:))

Люди отвыкли от уважения в обществе.  Поэтому проявление уважения часто творит чудеса.

Серж, а в Москве, кроме МКАД, нельзя нигде ездить 100 км/ч :-)

А на 60-и и оттормозиться не так "эффектно"... 

Понятно, что ездим и 140 иногда... Но это уже наши реалии и тема других "постов"

Конкретно на Комсомольском - не помню...

Ну как раз - если 80 разрешено, то 140 - предельно допустимо (при 141 отберут права)

А на МКАД - уверен, что 100 

Ну тут не в скорости, конечно, дело. А в том, что вроде бы проявляя уважение к пешеходам, одновременно демонстрируется пренебрежение к участникам движения, которые рискуют влететь. Ну да, еще демонстрируется и недостаток ума - влетать ведь будут в зад "вежливому".

Есть нюанс - степень ответственности перед "шерифом". Если уровнять ответственность, то будет похоже. Согласен?

Так если бы уровнять... Тогда бы, скорее всего, и предмета дискуссии не было...

Не, дискуссия бы была все равно. Но с расчетом на собственные силы и закон.

Я не это имел в виду. Если бы у нас все было бы по закону- понтов было бы меньше, а "понятий" - вообще не было...

Понты и понятия - однокоренные?

"Понятий" не было бы. Понтов? Я все-таки исхожу из того, что это - компенсация недостаточного уважения. Единый закон для всех дает уважение каждому? Наверное, да. Ты прав. Больше законности - меньше понтов. Будем следить за развитием ситуации. И участвовать по мере сил :-).

А вот еще один аспект темы «автомобили и понты». Широко известно, что все население Москвы делится на две части: те, кто «за рулем» и те, кто «на метро». Эти группы населения глухо ненавидят друг друга: «за рулем» свысока смотрят на вторых и ругаются на них, перебегающих дорогу в не положенном месте, а «на метро» грозят кулаками вслед машинам, обрызгавших их грязной водой лужи на асфальте, и чертыхаются, обходя припаркованные на тротуаре машины…

 

Себя, по привычке, я отношу к категории «за рулем», за который сел в середине 1990-х и из-за которого не вылезал до недавнего времени… Случилось так, что летом прошлого года я поменял работу, и время на дорогу в новый офис и обратно увеличилось в среднем с 2 часов до 3-3,5 часов в день. Теперь по пути домой я никак не могу миновать системные пробки на Москворецкой и Кремлевской набережных. При этом, пользуясь метро, я трачу на дорогу в офис и обратно менее 2 часов.

 

Несложные подсчеты показывают, что в неделю будучи «за рулем» я трачу на «сверхнормативное» стояние в пробках 1-1,5 часа в день, 5-7,5 часов в неделю, 20-30 часов в месяц!

 

И мне стало жаль этого времени – больше суток в месяц!!! Поэтому я все чаще пользуюсь метро для поездок на работу. Конечно, метро в час пик – это не кондиционированный кожаный салон со стерео музыкой своего родного авто. Но что дороже: временный комфорт или бесполезно потраченные сутки жизни, автомобильные понты или движение на метро?

Метро сегодня в Москве обеспечивает точность передвижения и вежливость быть вовремя на встрече, например.

 Думаю, что передвижение на метро в наши дни говорит уже не о статусе, а о реальной занятости. Хочешь больше успеть - на завись от пробок и парковки.

Согласен.

Но тогда напрашивается следующий вывод: Москва идет по пути Лондона, например, где весьма и весьма успешные люди, работающие в Сити, каждый день пользуются метро.

Может быть. Здесь вопрос в том, кто ездит в метро.

Но никак не обеспечивает вежливость в метро.

Чем больше в метро будет снобов из Сноба, например, тем вежливее будет общее поведение. :-)

Сергей, вы услышали огромное количество мнений. Можете ли как-то суммировать услышанное и хоть частично теперь ответить на вопросы, которые были поставлены в тексте?

Ксюша, Вы кстати. Именно это я и собирался сделать. Спасибо за предложение. Может быть добавите свою точку зрения?

Давайте, попробую, заранее попросив прощения, что все комментарии прочитать не смогла, поэтому, может, что-то буду повторять из выше сказанного.

Увы, в нашем обществе есть такой порок: пусть у соседа будет плохо, тогда мне будет хорошо. Поэтому вся эта демонстрация благополучия, причем зачастую гротескного, чрезмерного, приводит к тому, что простые люди начинают не любить и со злобой относиться к тем, кто это благополучие показывает. Плюс огромную роль играют СМИ: все эти светские новости, описания дорогих вечеринок, сплетни и так далее, написанные легким, удобным для восприятия языком, добавляют масло в огонь. Потому что о работе и деятельности богатых людей пишется совсем не таким простым и легким языком, а иногда и вообще не пишется (бывает, кстати, и писать-то не о чем). Правда, мне кажется, что постепенно это начинает сглаживаться, постепенно, мы начинаем преодолевать все это наследие и наслоение предрассудков к богатым в СССР и разгул 90-х. Происходит это и за счет того, что напускного становится меньше, и за счет того, что уровень достатка повышается. Увы, не по всей России. Но надежда, у меня лично, жива. 

Мне кажется, что новая модель "успеха" должна быть более демократичной: необходимо знать, как человек работает, видеть результаты его работы - тогда его отдых и траты оправданы. "Статусность" вещи обсуждать не очень интересно, потому что, например, одни олигархи ездят на бентли и довольны собой, другие, ездят на мерседесе и тоже довольны. Здесь скорее уже встает вопрос вкуса (чтобы перестали быть "чрезмерны" во всем), который, как мне кажется, уже появляется и который со временем наше молодое бизнес-сообщество сформирует окончательно.

На первых порах, может и можно создать себе "статус" дорогими вещами, но мне кажется, что это не с лучшей стороны показывает человека. Кажется, более начинает цениться способность быть самим собой.

То есть, общество формирует запрос на новую модель успеха, проявлением которой является содержание (результат образования, воспитания, созидания). Так?

Спасибо за резюме )) 

В целом да. Важно знать, ЧТО человек делает.

Ксения Семенова Комментарий удален

Дорогие собеседники, спасибо за мнения, возражения, предложения и комментарии. Ксюша, спасибо за предложение завершить беседу :-).

Я узнал много нового из представленного вами опыта. "Сноб" - действительно, замечательная площадка для общения, формулировок, вопросов и поиска ответов. "Сноб" тренирует мозг.

Я не нашел ответы на все вопросы, которые были в моей статье. Но кое-что стало определеннее и понятнее.

1. Уважение - важнейший фактор развития общества в политическом, экономическом и социальном смысле.

2. Росийское общество так и не легитимировало модель успеха, критерием которой является показной достаток.

3. Российское общество сформировало запрос на новую модель успеха, критерием которой является содержание, как внутреннее человека,  так и результатов его деятельности.

4. Героями современного общества в бизнесе названы люди, харктеризующиеся образованием, воспитанием, уважением к окружающим и  стремящиеся к внедрению инноваций. Поименно в ряду героев отмечены: Аркадий Волож, Евгений Касперский, Арам Габрелянов и Владимир Яковлев.

Пишите больше - это интересно!