На создание отечественной фотобиеннале Ольгу Свиблову вдохновили Фестиваль фотографии в Арле и Месяц фотографии в Париже, поэтому в этом году начать решили с выставки «Сладкие сны памяти», посвященной 40-летию встреч в Арле.

Свиблова страстно любит Арль: «Говорят "увидеть Париж и умереть", а я думаю, прожить жизнь, не увидев Арля, невозможно». В 20 минутах езды от города у Ольги Свибловой есть плавучая изба, с которой она ловит на удочку рыбу, и участок земли, где она выращивает сочные помидоры. По вечерам они вместе с мужем поедают приготовленные им жареные креветки и запивают их вином. На природе директор Дома фотографии отдыхает от сумасшедшего темпа Москвы, там же, как оказывается, черпает вдохновение для своих масштабных проектов: «На меня фестиваль в Арле очень повлиял. Это город с удивительным наслоением разных культурных традиций: великолепно сохранившаяся античная арена, где до сих пор проходит коррида, руины античного театра, где во время фотовстреч устраивают дискуссии, выдают дипломы — для молодых фотографов они как путевка в жизнь. Здесь потрясающая атмосфера, сохраняющаяся с тех пор, как 40 лет назад молодой фотограф Люсьен Клерг придумал проводить эти неформальные встречи, именно она создает то, что называют творческим диалогом. Впервые я попала на встречи в Арле более 20 лет назад. Несколько лет я присматривалась, но не втянуться, не быть закрученной вихрем этого фестиваля просто невозможно. Нельзя остаться равнодушной. И вот как-то в поезде от Арля до Парижа я брякнула своему молчаливому и очень демократичному супругу, что было бы здорово сделать что-то подобное в Москве. Он как всегда молчаливо кивнул. А слово произнесенное должно воплотиться в дело! Так в 1996 году возникла наша фотобиеннале, соединив в себе традиции Арля и Международного месяца фотографии в Париже».

Эти любительские фотографии сделаны, между прочим, молодыми Хельмутом Ньютоном, Анри Картье-Брессоном, Уильямом Кляйном, Робертом Капа — это великие имена, которые невозможно произносить без трепета, а здесь они в майках, шортах, купаются в бассейне, проводят мастер-классы по съемке обнаженной натуры на кривых улочках Арля. Играючи, потому что игра лежит в основе творчества.

Помимо оммажа Арлю на Гоголевском бульваре есть еще две выставки, тоже ретроспективные. Одна из них — «Платиновая коллекция» чехословацкого фотографа Роберта Вано. В 9 лет он оказался в Америке, работал ассистентом у разных именитых фотографов, в том числе у Хорста Хорста, там же стал знаменит: «В 1982 году он уже суперзвезда, — рассказывает Свиблова, — работает с Vanity Fair, Cosmopolitan, Vogue, Harpers Bazaar, но при этом постоянно что-то делает для себя. Он один из немногих фотографов, которые работают с очень широкой камерой, с очень широкой негативной пленкой, кто вручную делает платиновую печать, возвращающую нам чудо фотографии. Эта техника сегодня постепенно исчезает, но она придает фотографии и фантастическую артикулированность, и удивительную ауру, которая помогает передать настроение так, как не удается это сделать ни в одной другой технике печати или съемки». Среди его работ портреты, пейзажи, городские виды Праги, по словам Свибловой, одного из самых фотогеничных городов мира.

Третья выставка называется «Десять фотографов», ее привезли из Швеции. «В 1958 году в Швеции, — рассказывает Ольга Свиблова, — где, как и в Чехословакии, очень сильны фотографические традиции, десять молодых фотографов создают группу. Они взяли организационную модель "Магнума" и, заряженные их пафосом гуманистического фоторепортажа, соединенного с собственным горячим опытом шведского и международного модернизма, создали жесткую формальную структуру с очень человеческим, социально ориентированным содержанием. Результат — изобилие шедевров. Выставка приехала к нам от нашего дальнего коллеги, шведского музея города Сундсваль. В отличие от Арля, который на юге Франции, Сундсваль где-то совсем около Северного полюса. Музей очень сильный, известный сейчас во всем мире, для этого достаточно одного сумасшедшего, такого как Петер Остерлунд в Сундсвале или как Люсьен Клерг в Арле...»

«Как вы в Москве», — вставляю я.

«Как я в Москве, — соглашается Свиблова. — И вот мы периодически объединяемся. Фотографические встречи в Арле, фотобиеннале в Москве как раз для этого и проводятся».

Экспозиция на Гоголевском бульваре — только начало. Фотографическое безумие продлится до июня. До самого его конца на всех главных площадках Москвы будут проходить выставки, мастер-классы звезд фотографического искусства, а мы с Ольгой Свибловой будем рассказывать вам о самом интересном и запоминающемся из этого калейдоскопа фотографических удовольствий и о тех сумасшедших людях, которые без памяти увлечены фотографией.