Александр Аузан: У Украины получилось то, что не получилось у нас

На Украине сформированы новая парламентская коалиция и правительство. Премьер-министром страны стал глава предвыборного штаба Януковича Николай Азаров. Бывший кандидат в президенты Сергей Тигипко получил пост вице-премьера по экономике

+T -
Поделиться:

Появление на Украине нового парламентского большинства и нового правительства произошло стремительно — от таких темпов решения сложных политических вопросов страна давно отвыкла. В течение всего одного дня в Верховной Раде была сформирована правящая коалиция, получившая название «Стабильность и реформы». В нее вошли в полном составе фракции Партии регионов, Компартии Украины, Блока Литвина, а также шесть депутатов, избранных от Блока Юлии Тимошенко — всего 235 парламентариев. Создание коалиции стало возможно благодаря закону, принятому Радой и подписанному президентом Януковичем накануне. Он позволяет формировать большинство как партийным фракциям, так и отдельным депутатам.

Подробнее

Представители Тимошенко заявили, что считают новое объединение неконституционным и намерены потребовать от ЦИК лишить мандатов переметнувшихся депутатов. Сам президент обратился в Конституционный суд с просьбой проверить новый порядок формирования коалиции на соответствие Основному законы страны. Заместитель главы администрации президента Анна Герман пояснила, что в случае отрицательного заключения КС Янукович распустит Раду и объявит новые выборы.

Сразу же после того, как спикер Рады Владимир Литвин объявил о создании коалиции, президенту было направлено представление о выдвижении Николая Азарова кандидатом на пост премьер-министра. Незамедлительно прибывший в парламент президент лично представил депутатам кандидата. Назначение Азарова поддержали 242 депутата, в том числе 11 представителей блока бывшего главы государства Виктора Ющенко «Наша Украина — Народная самооборона» и 8 БЮТовцев. Рада тут же проголосовала за отставку Юлии Тимошенко и главы Службы безопасности Украины, а также назначение новых министров и нового руководителя СБУ.

Бывший кандидат в президенты Украины Сергей Тигипко, занявший третье место в первом туре голосования с 13% голосов, получил пост вице-премьера по экономическим вопросам. По данным издания «Коммерсант-Украина», Тигипко принял предложение Януковича только после того, как посоветовался с послами ряда европейских стран в Киеве.

По конституции кандидатуры всех министров правительства предлагает парламент, выбор руководителей МИДа и Минобороны остается за президентом. В нынешней ситуации очевидно, что этот порядок был соблюден лишь на бумаге — подбором всех министров занимался лично глава государства.

Новым министром иностранных дел назначен посол Украины в России Константин Грищенко, который уже возглавлял внешнеполитическое ведомство в 2003-2005 годах. По сведениям газеты, во время недавнего визита Януковича в Москву Владимир Путин и Дмитрий Медведев «дали очень сильный сигнал» о том, что хотели бы видеть во главе МИДа именно Грищенко. Петр Порошенко, руководивший украинской дипломатией до вчерашнего дня, скорее всего, останется в правительстве. По словам Анны Герман, Янукович доволен его работой и намерен предложить ему пост вице-премьера по евроинтеграции. Наконец, министром обороны утвержден бывший главком ВМС адмирал Михаил Ежель. Эксперты «Коммерсанта» полагают, что это назначение может способствовать снятию напряжения в отношениях Киева и Москвы по вопросу о Черноморском флоте.

Премьер Николай Азаров родился в 1947 году в Калуге. Окончил МГУ по специальности «геолог-геофизик», доктор геолого-минералогических наук. Впервые был избран в Верховную Раду в 1994 году, потом возглавлял Государственную налоговую администрацию. В 2001 году был избран лидером получившей тогда свое нынешнее название Партии регионов. В 2002-2005 и 2006-2007 годах занимал посты первого вице-премьера и министра финансов в правительствах Януковича. В июне 2009 года был назначен руководителем избирательного штаба Януковича на президентских выборах, прошедших в январе-феврале нынешнего года.

Александр Аузан

   Украина преодолевает постреволюционный синдром. Это довольно тяжелое заболевание. Даже в России до сих пор аукаются «революции» 1991, 1993 годов, расстрел парламента. А уж на Украине «оранжевая революция» совсем недавно была. И всегда есть соблазн, когда разница на выборах в какие-нибудь там 3 процента, а манипуляции, конечно, в той или иной степени имеют место, в разных регионах в разную сторону, всегда есть соблазн выйти на улицу и сказать: все, не годится, не считается! И вот то, что не только бело-голубые, но и прочие участники политического процесса убедили замечательную и талантливую Юлию не делать этого, это очень хороший признак. Вопрос не в том, выиграл или не выиграл, а в том, что Украина признает результаты голосования, при том что всегда, конечно, есть какие-то основания с чем-то спорить. Вот поэтому я считаю, что это признак хороший. То, что удалось коалицию сложить, это второй хороший признак — понятно, что претендентов на места в кабинете всегда больше, чем министерских портфелей. Поэтому то, что удалось сложить правительство, опять свидетельствует в пользу того, что все-таки довольно приличный уровень взаимного доверия на политическом поле. Поэтому есть надежда, что Украина не будет входить в штопор авторитаризма, как очень многие соседние страны, которые не смогли решить проблему отношений демократов к демократам.

Я просто хочу напомнить, что до выборов очень много было разговоров, во всяком случае в узких кругах политических аналитиков, политологов, политических экономистов, о том, что Украина неизбежно вырулит в ту или иную форму авторитаризма. Потому что ей не удастся перезаключить пакт элит, не удастся избежать войны между элитными группами. Пока удается. Я рад. У них получилось то, что не получилось у нас. И, как ни странно, меня это радует.   

Комментировать Всего 6 комментариев

Все новые украинские министры хорошо известны последние лет 15 и появлялись на разных должностях. Никаких особых успехов за ними не числится, провалов тоже. А ведь украинская политика — это умение достигать консенсусов и компромиссов, что всегда нелегко. Так что вопрос не в том, как мне кажется, кто там министр финансов или вице-премьер по экономике, а в том, сможет ли президент с Радой договориться или не сможет. Как в Греции: понятно, что нужно сократить расходы, но вот не могут там договориться с обществом — и все. То же самое на Украине: там дело не в сильных персоналиях, и секрета большого, что нужно делать, нет. Вторая важная тема — смогут ли новые министры заниматься государственными делами, а не собственными. Сращивание власти и собственности на Украине наблюдается в меньшей степени, чем у нас, но тоже в значительной мере присутствует.

Сергей, Вы правы в отношение политики компромиссов, но обычно они долго выторговывались - и быстро распадались, а тут такой спурт! Видно, что основой коалиции стал союз Киева (гос-бюрократии) и Востока, но выдержит ли он "греческое" испытание сокращения расходов - на фоне путинского "волевого" повышения пенсий - вопрос...

Украина преодолевает постреволюционный синдром. Это довольно тяжелое заболевание. Даже в России до сих пор аукаются «революции» 1991, 1993 годов, расстрел парламента. А уж на Украине «оранжевая революция» совсем недавно была. И всегда есть соблазн, когда разница на выборах в какие-нибудь там 3 процента, а манипуляции, конечно, в той или иной степени имеют место, в разных регионах в разную сторону, всегда есть соблазн выйти на улицу и сказать: все, не годится, не считается! И вот то, что не только бело-голубые, но и прочие участники политического процесса убедили замечательную и талантливую Юлию не делать этого, это очень хороший признак. Вопрос не в том, выиграл или не выиграл, а в том, что Украина признает результаты голосования, при том что всегда, конечно, есть какие-то основания с чем-то спорить. Вот поэтому я считаю, что это признак хороший. То, что удалось коалицию сложить, это второй хороший признак — понятно, что претендентов на места в кабинете всегда больше, чем министерских портфелей. Поэтому то, что удалось сложить правительство, опять свидетельствует в пользу того, что все-таки довольно приличный уровень взаимного доверия на политическом поле. Поэтому есть надежда, что Украина не будет входить в штопор авторитаризма, как очень многие соседние страны, которые не смогли решить проблему отношений демократов к демократам.

Я просто хочу напомнить, что до выборов очень много было разговоров, во всяком случае в узких кругах политических аналитиков, политологов, политических экономистов, о том, что Украина неизбежно вырулит в ту или иную форму авторитаризма. Потому что ей не удастся перезаключить пакт элит, не удастся избежать войны между элитными группами. Пока удается. Я рад. У них получилось то, что не получилось у нас. И, как ни странно, меня это радует.

Не думаю, что правительство, назначенное новым президентом Януковичем, продержится долго. Конечно, это правительство компромисса, правительство тех перемен, которые вызваны результатами выборов. И переметнувшиеся из, казалось бы, оппозиционных Януковичу политических структур люди — это не предатели, это не есть проявление украинской политики, это суть политики вообще. Напомню, что такой уважаемый, легендарный, я бы сказал, политик, как Черчилль, дважды, если не трижды, менял политические партии и все-таки остался великим политическим деятелем. Самым главным тестом будет способность этого кабинета разработать стратегию борьбы с теми проблемами, которые есть в экономике Украины. Если правительство компромисса разработает действенный, убедительный план преодоления экономических трудностей, если оно продемонстрирует эффективность хотя бы на начальном этапе, то общественное мнение Украины просто не позволит это правительство разогнать и распустить Раду. Потому что результат президентских выборов обусловлен тем, что украинскому избирателю в целом надоел экономический хаос, надоели сложности. Ведь, насколько я понимаю, экономика упала на 35% как минимум. Вот именно из-за этого, мне кажется, у правительства компромисса есть шанс, шанс серьезный. Все находится, скорее, в руках у правительства, а не в руках Конституционного суда, который будет рассматривать законность или незаконность этой коалиции.

Вообще, насколько законно или незаконно так формировать коалиции, на мой взгляд, абсолютно казуистический подход. Если взять парламентаризм разных стран, мы увидим самые разные возможные комбинации, формулы создания коалиции. То, что Янукович по своей инициативе отдал решение этого вопроса в руки Конституционного суда, на самом деле очень и очень хороший для меня знак. Повторяю, я исхожу из того, что в украинском обществе и в украинском парламенте достаточно здравого смысла, чтобы судить по делам. Повторяю, в ситуации кризисной, сложной требуются иногда небанальные решения. Вот где небанальность начинает граничить с незаконностью — это пусть решают юристы. Если новое правительство будет решением Конституционного суда признано незаконным, так как оно сформировано на базе незаконно сформированной коалиции, мне их будет искренне жаль. Я желаю Украине хотя бы немного политической стабильности, о которой сам Янукович если и не речисто, то убедительно говорил во время визита в Москву.

То, что всегда удавалось бюрократической партии, и практически никогда не удавалось либералам и "демократом"-умение договариваться на личном уровне

Они формируют коалицию  в течении одной-двух недель....Невероятная скорость....Они воссоздают практически прежний кабинет Януковича...И ни одного протеста в новой коалиции...И на ум приходит одно объяснение - регионалы понимают "одну великую тайну" - Украина-это  не Европа в большей степени, чем не Россия.  Фактически понятна и стратегия-хотя бы на первом этапе - стабилизация ситуации, умиротворение политического бомонда...И если эта стратегия удастся, то думаю коалиция просуществует очень долго- и не будет реформ, и не будет отступлений - корабль тихо плывет и уже хорошо

15 января 2010 года, украинская писательница Оксана Забужко, в интервью еженедельному журналу "Корреспондент" на вопрос "Какой будет Украина в ближайшие пять лет?"  отметила: "При президенте Тимошенко - несколько лет безумия и полный коллапс, при президенте Януковиче - несколько лет стагнации и медленное гниение <...>".

Янукович стал президентом - процесс пошел.