На прошлой неделе газета Evening Standard запустила серию спецрепортажей под названием «Обездоленные» (Dispossessed), в которой обещала раскрыть всю правду о невероятной нищете в современном Лондоне. Например, на окраине района Кэнари-Уорф (Canary Wharf), отобравшего у Сити звание мирового финансового центра, в крохотных муниципальных конурках живут люди, чьи дневные расходы составляют семь фунтов — больше они себе позволить не могут.

Началась эта серия с поистине диккенсовской зарисовки об Ислингтонском кладбище, где обнаружились братские могилы для детей из неимущих семей — по четыре гроба на могилу. Самое дешевое место на лондонском кладбище, сообщает Standard, стоит 1400 фунтов для ребенка и 1725 для взрослого — это примерно четверть годового дохода для получающих пособия по базовой ставке. А если договориться с могильщиком, то он выкопает ямку на окраине кладбища всего за полтинник. Рядом приводится зарплата председателя совета района Ислингтон: 210 тысяч фунтов в год.

Дальше шла история 18-летнего ямайца Винсента, который живет в том же Ислингтоне, но никогда не был на его главной улице Upper Street, забитой модными кафе и галереями. Он не знает названий ресторанов и кинотеатров — ему никогда не приходило в голову в них зайти. Винсенту не хватает 19 фунтов на вступительный взнос в колледж на отделение пластики и танца, куда он мечтает поступить, а его единственный «выход в свет» — китайская забегаловка у метро, где на шесть фунтов можно есть сколько влезет.

В следующих номерах Standard доложила, что среди пораженных читателей оказались декан того самого колледжа, владелец ресторана на Upper Street и кассир кинотеатра, которые вручили Винсенту студенческий билет, талон на оплаченный ужин для него и его мамы и абонемент в кино.

Под фотографией счастливого Винсента с мамой Глорией Standard гордо отрапортовала, что благодаря проведенной спецсерии все британское общество в едином порыве встало на борьбу с бедностью. Политики всех партий использовали это как прекрасную возможность лишний раз засветиться перед выборами и заодно пнуть соперников. Лидер оппозиции Дэвид Кэмерон (David Cameron) завел свою обычную волынку про «сломанную Британию», которую консерваторы обязательно «починят», когда придут к власти, а принц Уильям в очередной раз попозировал с обитателями центра для бездомных. Пару дней в благотворительных магазинах сети Oxfam отмечался усиленный приток старой одежды и обуви, но на этом все и закончилось. Лондонцы пожали плечами и прошли мимо. Эксперимента ради я простоял минут пятнадцать рядом с бездомным у станции метро Angel (он сидел прямо возле лотка со свежими номерами Standard), и за это время мелочь ему кинул всего один человек.

Джону 41 год. Выпуски Evening Standard про бедность читал (а еще на них спать удобно — толстые, мягкие), но никаких изменений в отношении к себе не заметил.