Evening Standard борется с бедностью

Как показал опыт Evening Standard, отношение лондонцев к бедным не изменить пугающей статистикой, пронзительными фотографиями и душещипательными репортажами

Фото: Peter Marlow/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Peter Marlow/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

На прошлой неделе газета Evening Standard запустила серию спецрепортажей под названием «Обездоленные» (Dispossessed), в которой обещала раскрыть всю правду о невероятной нищете в современном Лондоне. Например, на окраине района Кэнари-Уорф (Canary Wharf), отобравшего у Сити звание мирового финансового центра, в крохотных муниципальных конурках живут люди, чьи дневные расходы составляют семь фунтов — больше они себе позволить не могут.

Началась эта серия с поистине диккенсовской зарисовки об Ислингтонском кладбище, где обнаружились братские могилы для детей из неимущих семей — по четыре гроба на могилу. Самое дешевое место на лондонском кладбище, сообщает Standard, стоит 1400 фунтов для ребенка и 1725 для взрослого — это примерно четверть годового дохода для получающих пособия по базовой ставке. А если договориться с могильщиком, то он выкопает ямку на окраине кладбища всего за полтинник. Рядом приводится зарплата председателя совета района Ислингтон: 210 тысяч фунтов в год.

Дальше шла история 18-летнего ямайца Винсента, который живет в том же Ислингтоне, но никогда не был на его главной улице Upper Street, забитой модными кафе и галереями. Он не знает названий ресторанов и кинотеатров — ему никогда не приходило в голову в них зайти. Винсенту не хватает 19 фунтов на вступительный взнос в колледж на отделение пластики и танца, куда он мечтает поступить, а его единственный «выход в свет» — китайская забегаловка у метро, где на шесть фунтов можно есть сколько влезет.

В следующих номерах Standard доложила, что среди пораженных читателей оказались декан того самого колледжа, владелец ресторана на Upper Street и кассир кинотеатра, которые вручили Винсенту студенческий билет, талон на оплаченный ужин для него и его мамы и абонемент в кино.

Под фотографией счастливого Винсента с мамой Глорией Standard гордо отрапортовала, что благодаря проведенной спецсерии все британское общество в едином порыве встало на борьбу с бедностью. Политики всех партий использовали это как прекрасную возможность лишний раз засветиться перед выборами и заодно пнуть соперников. Лидер оппозиции Дэвид Кэмерон (David Cameron) завел свою обычную волынку про «сломанную Британию», которую консерваторы обязательно «починят», когда придут к власти, а принц Уильям в очередной раз попозировал с обитателями центра для бездомных. Пару дней в благотворительных магазинах сети Oxfam отмечался усиленный приток старой одежды и обуви, но на этом все и закончилось. Лондонцы пожали плечами и прошли мимо. Эксперимента ради я простоял минут пятнадцать рядом с бездомным у станции метро Angel (он сидел прямо возле лотка со свежими номерами Standard), и за это время мелочь ему кинул всего один человек.

Джону 41 год. Выпуски Evening Standard про бедность читал (а еще на них спать удобно — толстые, мягкие), но никаких изменений в отношении к себе не заметил.

Комментировать Всего 7 комментариев

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Дмитрий, я вам в качестве ответа расскажу свежий местный анекдот:

- Господин премьер-министр, что бы вы сказали сегодняшним выпускникам колледжей и университетов?

- Два чизбургера, большую картошку и диет-колу, все с собой.

ну или еще можете попробовать постоять в очереди в Jobcentre Plus и сказать, с какого раза удастся получить должность уборщика в Burger King. Или вообще хоть какую-нибудь работу за 5 фунтов в час.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Дмитрий, спасибо большое за предложение, но, боюсь, опустеет лондонская рубрика "Хроники" на Снобе :) я могу разве что передать эту информацию герою репортажа, но что-то мне подсказывает, что козырное место возле банкомата его тоже так просто не отпустит :)

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Странные люди!

«Как показал опыт Evening Standard, отношение лондонцев к бедным не изменить…». И что? А ничего, будем дальше и глубже продолжать. И что покажет опыт? Да то же самое. И что? А мы снова. И снова. И снова.

Может быть, все-таки, начать потихоньку бороться за достаток?

В самом словосочетании "борьба против бедности" заложена какая-то смысловая мина. Поскольку  нашем релятивистском мире нет абсолютных величин, то для того, чтобы существовало богатство (и прогресс), просто вынуждена существовать и бедность, как антипод. На эту беспощадную борьбу тратится громадное количество усилий и денег, но бедности не становится меньше. Тут, видимо, дело в том, что если бедному дать копеечку, то он ее потратит и останется таким же бедным. Что произойдет с бедным, если дать ему 10 миллионов, известно на примере Майкла Кэрролла: он станет еще беднее. Поскольку я не экономист и не социолог, мне трудно увидеть выход из этого тупика. "Борьба за богатство", если судить по газетным заголовкам и отношению общества к банкирам, тоже ничем хорошим не заканчивается.

В этом-то вся и проблема: 99% инициатив по "борьбе с бедностью", которые я видел здесь в Великобритании, сводятся к тому, что с помощью внушения чувства вины, слезовыдавливания и прочих очень эффективных инструментов ненасильственного принуждения с миру собирается по нитке - и получается голому гора ниток.

Все знают, что давать нужно удочку, но почему-то дают рыбу. Вся эта борьба с бедностью подобна лечению детского диатеза сахаром и клубникой. Стоит ли удивляться отсутствию выздоровления?

Что касается богатства банкиров, то любой перекос плох, но особенно - банкирский. Упрощая до неэкономических терминов, можно сказать так: банкиры создают деньги, но не создают стоимости. Поэтому богатеет не все общество, а лишь отдельные сегменты.

Богатые и бедные будут всегда, тут нет никакой проблемы. Быть бедным – это выбор самого бедного. Единственное, что нужно давать – образование, и если это не помогло, тогда уж ничего не поможет.

а мне тут вспоминаются слова принца Уильяма, из репортажа о судьбе молодых бездомных в Лондоне :

Мы должны предоставить возможность молодым людям помочь себе самим. В ином случае - будем ли мы помогать выживать этим людям на улице, тратить средства на временное проживание или поселять их в переполненные помещения - эту порочную спираль проблем не решить.