У Максима Кантора выходит альбом по искусству

Альбом «Одного достаточно» появится в продаже через две недели. Художник показал проекту «Сноб» сигнальный экземпляр и рассказал, чем он отличается от выставочных каталогов

Фрагмент обложки книги Максима Кантора «Одного достаточно»
Фрагмент обложки книги Максима Кантора «Одного достаточно»
+T -
Поделиться:

Дав альбому такое название, Максим Кантор имел в виду, что художник в одиночку способен отстоять искусство. Собственно, этим Кантор и занимается всю свою жизнь.

В России каталоги художника выходили дважды — в преддверии его выставок в Третьяковке и в Пушкинском, около десяти лет назад.

С тех пор если что-то печатали, то в основном в Европе. «Мне было досадно, что в России меня знают больше как писателя», — говорит Максим Кантор. Поэтому идея издательства АСТ сделать своего рода каталог-резоне, то есть альбом, где собраны все известные работы художника, Кантору понравилась.

Он сам подобрал иллюстрации, написал вводную статью, нашел редкие фотографии и даже отыскал записанный на магнитофон разговор об искусстве с отцом, философом Карлом Кантором, который был его главным учителем.

В альбоме «Одного достаточно» Кантор рассказывает и про других своих учителей — Владимира Вейсберга, Евгения Додонова, Яна Раухваргера. Со многими он встречался, дружил, пытался изучить их опыт.

В книге сто больших репродукций произведений Кантора, находящихся сейчас в галереях по всему миру: в Третьяковке и в Британском музее, в ганноверском Музее Шпренгеля и в Государственной галерее Австралии. И почти столько же репродукций небольших работ, но не менее ценных и памятных.

Альбом отличается от обычного каталога: кроме вступительного текста самого Кантора, в нем есть статьи режиссера и писателя Фернандо Аррабаля, левого итальянского интеллектуала Тони Негри и философа-диссидента Александра Зиновьева (все тексты даны на двух языках — русском и английском). И хотя размер издания вполне соответствует формату каталога, оно больше похоже на обычную книгу. Кантор забрал пока сигнальный экземпляр, который отправит галеристу в Америку, где осенью у него открывается выставка.

 

Комментировать Всего 28 комментариев

Максим, Владимир Вейсберг был Вашим учителем?

Я вырос под его изумительным натюрмортом. Еще цветным, не белым. Самое сильное живописное впечатление в жизни.

Владимир вейсберг действительно был потрясающим художником, думаю, лучшим в позднесоветской эпохе (я не беру время Филонова и Петрова-Водкина, они для меня самые великие в России). Он был одержим живописью.

Я не могу сказать, что учился у него, это будет неправда. Я учился некоторое время у его ученика Яна Райхваргера, и занятия проходили в мастерской В.Г. на улице Вавилова. Вейсберг иногда присутствовал. Меня он научил держать палитру. Показал несколько приемов.

Да,  я тоже думаю, что лучший  (плюс Аветисян!)

Теоретически я его видел в детстве, когда он писал моих родителей, но фактически ничего не помню. У нас кое-какая графика сохранилась в семье.

Как здорово, Дмитрий! И сохранился портрет родителей?

Нет, они вместо него получили тот самый натюрморт с лимонами, о котором я писал. А портрет где-то в заграничных коллекциях.  Это было самое начало 60-х.

Очень рад за Вас! ВГ исключительный художник!

Дмитрий, о каком Аветисяне идет речь? Минасе?

Кстати, осенью планируется большая его ретроспектива в Москве

Самвел, а Есаяна так и не обнаружили? По английски он пишется Essaian. Serge. : жил и умер в Париже, я про него тоже рассказываю.

Все пытаюсь разродиться эпиграммой на Ваш счет, и ничего, достойного Вас ,не могу сочинить! Как говорит герой Мольера: на днях напишу для Вас такой экспромт, что ахнете.

Обнаружил! Все, что есть в интернете обозрел, но там до обидного мало материалов о нем - краткая биография, перечень выставок, и почти нет репродукции работ. А есть ли альбомы, монографии о его творчестве?

До крайности, до обидного мало. Он был подлинный художник, настоящий, а внимание в те годы было приковано к менеджерам от искусства. Перед смертью у него была выставка в Русском музее - они издали альбом, у меня его тоже нет, тираж, наверное, был маленький. Еще было два французских альбома, у меня есть один из них. И еще выходила пара-тройка книжек стихов его друзей Алексея Хвостенко и Анри Волохонского, с иллюстрациями (роскошными) Сергея Есаяна.

надо бы кликнуть клич на Снобе - есть наверняка такие, кто эти книжки имеет или знает, где достать. Сейчас в Париже стараниями ряда энтузиастов была проведена его маленькая выставка в пространстве парижского Сотби. Причем, в лучших традициях подпольного искусства, это была однодневная (sic!) выставка. Директор парижского дома выступал против, и даже дверь между выставочным залом и пространством, где гуляют клиенты специально заперли.

Удивительно! Чем же выставка не угодила этому директору?!

Это трудно объяснить на пальцах, а еще труднее понять, когда ты не внутри процесса. Это не-корпоративное искусство, просто настоящее, а так нельзя. И это сразу же видно, это навязчиво. Просто роскошная живопись. В ту пору, когда втюхивают инсталляции. Ну это как на дегустации грузинских вин поставить на стол Ваше кряжестое из Лангедока. Неприлично, некстати, невоспитано. И потому - непрофессионально. Как с этим работать?

Самвел, конечно о Минасе. Для меня его альбом 1975 г. был потрясением. Потом в середине 80-х был в его музее в Ереване. Самое поразительное, что он умудрился окончить Академию художеств в самое поганое время, что-то вроде 1951 г., Чуть не вместе с Глазуновым.  И не сломаться. Я там учился тоже не в сильно вегетарианские времена, в середине 70-х, но могу себе представить, что из людей в конце сталинской эпохи делали.

Он, на мой взгляд, намного сильнее Сарьяна.

Однозначно сильнее Сарьяна!  Так как чувствует цвет Минас ему нет равных среди армянских художников. Может если только Аршил Горки, но без бычьей мощи и разбуженной страсти.  

Появится в продаже где?

Вит, в продаже будет в Москве. Но какое-то количество книжек приедет и в Америку, в Нью Йорк.

Максим, можно-ли будет купить через обычные каналы - Амазон, и т.п.? Или надежнее просить московских друзей озаботиться доставанием?

Вит, я, честно, не знаю! АСТ вообще-то очень крупное издательство, самое большое (кажется, так) в России. Их книжки должны бы быть везде...

Жду в Нью-Йорке. Отличное название для каталога. В середине 1980-х в ЦДЛ периодически проходил "Дневник критика", которым руководил Лисневский. Как-то зашел разговор о том, сколько человек необходимо для того, чтобы возникло писательское поколение. Никто, практически, не возражал: одного. На том критики и порешили: одного достаточно. Прям как у вас.

У Вас выставка в октябре?

Да, в середине октября открытие, по-моему.

Максим, поздравляю!!

Хочу также сообщить, что я так ничего от Вас и не получил. Увы :(((

Дорогой Николай! Давайте искать вместе! Я передал очень много книг (ворох книг для Вас в том числе) в Сноб, который обещал все развести вместе с журналом по подписке. Все книги я сложил в пакеты - каждому свой пакет с адресом и тп

Максим,

Я просто вчера говорил об этом со своей женой, на чье имя и адрес я просил все прислать. Она сказала, что ничего нет. Я так и думал, что это не по Вашей вине, но решил, что Вам надо знать :)) В любом случае еще раз поздравляю Вас и жду книг и альбомов! :)) Кстати, Вы когда будете в Москве опять?

Только что написал в Сноб с вопросом. Но надо понять: клуб благородно вызвался доставить книжки, но, конечно, сделает это с оказией, когда будет слать журналы: всего там посылок 20, и во многих по пять книг, то есть это огромная тяжесть. Я бы просто до почты не донес))) Ко мне прислали курьера - это было все выполнено на высшем уровне благожелательности))) Слава Снобу!

В Москве - кто его знает. Только втянулся в нормальную работу здесь. В Москве сейчас работать тяжелей.

Хочу заполучить, буду искать предложения по продаже в интернете. ( У нас в городе специализированного магазина АСТ нет, а те, кто напрямую работают с этим издательством... У них не слишком хорошо налажена работа с индивидуальными заказчиками).