Мы (президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский, гендиректор Российской государственной библиотеки Александр Вислый, директор «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и др. — Прим. ред.) не предполагали, что к нашей инициативе отнесутся настолько серьезно. Но в деле оказался замешан бизнес Никиты Михалкова, который он пытается спасти. Хотя, скажу честно, подобное стремление — плохая мотивация писать письмо президенту. Почитать письмо можно на сайте газеты «Коммерсант» (стр. 1, стр. 2).

Мы не против того, чтобы у Михалкова был бизнес. Но у нас есть свои представления о том, что для общества лучше. И в этом мнении мы не одиноки. Под открытым письмом подписались многие серьезные люди — например, несколько дней назад к нам присоединились архитектор Юрий Аввакумов и президент HeadHunter Юрий Вировец. Каждый день письмо подписывает определенное количество человек.

Любопытно, что речь в письме идет не только о кино, а сопротивляются одни кинематографисты. И я должен сказать, что обвинения, выдвинутые в наш адрес Михалковым сотоварищи, несостоятельны. Смысл нашей инициативы передается неверно. На взгляд тех, кто нас поддерживает, это нечестная игра.

Мы же играем в открытую. Эта ситуация неоднократно обсуждалась в Сети (например, тут и тут). Человек, который разбирается в авторском праве, прокомментировал мой пост в ЖЖ. Толпа, которая за нас заступается, не имеет координационного центра. Люди помогают не потому, что мы их купили, а потому что согласны с нами.

Еще раз перечислю основные тезисы нашего письма. Главный пункт — предложение ввести в употребление свободную лицензию на передачу имущественных прав, аналогичную Creative Commons. Тех, кто работает под этой лицензией, российский закон не уважает, хотя она признана во многих странах. Во-вторых, мы предложили выкупить права на советское культурное наследие. Пусть все произведения, созданные на бюджетные деньги, станут доступны тем, кто хочет их посмотреть. Если работа была выполнена за счет государства, она должна быть бесплатна для людей.

У нас в России почему-то все работают по схеме Росавтодора — сначала просят денег построить дорогу, а потом хотят сделать ее платной, чтобы на ней зарабатывать. Мы же хотим дать заработать авторам. Мы предлагаем посчитать, сколько автор может выручить от продажи прав на свое произведение за ближайшие 10 лет, и дать ему эти деньги сейчас. Между прочим, это лучшее, что может сделать Михалков на посту председателя Союза кинематографистов, где много ветеранов кино. Дать им денег один раз, но много, всем и сразу. Вместо этого он закрывает Музей кино, чтобы иметь в своем распоряжении все его негативы.

РСП — отдельный разговор. Это организация, аналогичная РАО, коллективный агрегатор прав. Они хотят получать отчисления в пользу правообладателей вне зависимости от того, желают ли этого сами правообладатели. В исполнении РАО эта модель много раз подвергалась критике. За годы работы этой организации количество денег, собранных ею, ни разу не приблизилось к количеству розданных. Впрочем, конкретных цифр я назвать не могу, поскольку открытой отчетности не существует.

Эксперты говорят, есть подзаконный акт, согласно которому через три года деньги, не попавшие к правообладателям, РАО оставляет себе. В реалиях экономики информационного общества это нонсенс. Неестественная монополия пользуется дырками закона, написанного еще в советское время. Кстати, о тогдашних порядках, благодаря которым его отца обкрадывали годами, недавно рассказывал Антон Носик.

И Михалкову кажется, что он нашел привлекательный бизнес. Но ошибка думать, что этот бизнес вечен, потому что мы собираемся его разрушить. Это не моя задача, просто я считаю, что это вредно. Люди действуют незаконно, пользуясь тем, что ими всерьез никто не занимается. Однако я уверен, что скоро руководителей РАО будут судить.

Они ничего не делают для того, чтобы авторы узнали о полагающемся им вознаграждении, хотя в эпоху Интернета разместить список у себя на сайте проще простого. Они не считают, что должны отчитываться, и сами устанавливают ставки отчислений. Наконец, по истечении срока исковой давности они забирают деньги себе, пользуясь несовершенством нашего законодательства. Это деятельность, которой сопутствует очень высокий риск уголовного преследования.

С РАО без Михалкова можно разобраться относительно бескровно. Поэтому мы предлагаем ему не порочить свое имя и репутацию, связываясь с подобным левым бизнесом. Мы предлагаем Михалкову другую сделку. Пусть Союз кинематографистов займется выкупом прав на советские фильмы и распределением денег между авторами. Это тяжелая работа, и за ее выполнение безусловно полагаются комиссионные. Все его ребята заработали бы. А если он по-прежнему будет хотеть вечный контроль и сидеть на потоках, кончится тем, что через 2-3 года суду придется разбираться уже с Михалковым.

Правда на нашей стороне. Это видно по реакции интернет-пользователей. Число подписей под нашим письмом растет, а на письмо Михалкова я не видел ни одного позитивного отзыва. Но мы Никите Сергеевичу очень признательны за то, что он подключился. Благодаря ему наше движение набирает силу. Мы собираем настоящую элиту, которая мыслит в терминах логики культуры, а не жесткого вампирского капитализма, где большую часть денег получают странные люди, которые не предоставляют отчетов.

Краткая история вопроса изложена тут.