Сергей Мигдал: Израильско-российский бизнес на оружии
Что продаем
Экспорт оружия при советской власти был инструментом внешней политики и методом испытания вооружений в боевых условиях. Коммерческие задачи стояли на последнем месте, союзники расплачивались в лучшем случае сахаром, кофе и военными базами.
При Ельцине подход изменился на 180 градусов, главной целью стало зарабатывание денег, неважно, из каких источников, вплоть до продажи оружия потенциальным противникам и конкурентам и даже прямым врагам вроде чеченских боевиков (неофициально, конечно). Среди покупателей российского оружия теперь соседствуют Малайзия и Индонезия, Китай и Индия, Иран и Греция с Испанией.
Российская оборонка имеет неоспоримое преимущество в ряде областей, а некоторые образцы техники не имеют аналогов за рубежом, например, вертолет Ми-26. Вообще, аппараты КБ Миля и Камова представляют самый быстрорастущий сегмент российского экспорта. Никакой западный вертолет не может сравниться с Ми-8 и Ми-17 при использовании в Афганистане, Ираке, в Африке и Латинской Америке. Ми-17 почти как автомат Калашникова, он может летать в гораздо более тяжелых условиях, чем американский UH-60 или европейский ЕН101, поднимает больший груз, будучи гораздо дешевле по базовой цене и стоимости обслуживания. Поэтому заводы в Казани и Улан-Удэ работают на полную катушку, а вертолеты Ми-17 теперь хотят иметь даже американцы, планирующие закупку партии сильно модифицированных машин для сил специального назначения.
Очень высоко ценятся в мире и российские комплексы ПВО всех типов, их высочайшие характеристики являются результатом длительного противоборства с американской авиацией с первых лет холодной войны.
При этом сама российская армия была все эти годы на голодном пайке и пользовалась высокотехнологичными системами лишь в редких случаях, типа ликвидации Джохара Дудаева управляемой ракетой (по некоторым данным, это была ракета Х-58 конструкции МКБ «Радуга» с пассивным радиолокационным наведением) или показательной стрельбы из комплекса «Точка» по центральной площади грузинского Гори (высокоточная и мобильная твердотопливная ракета с наведением на конечном участке траектории, SS-21 по классификации НАТО).
Об истребителе пятого поколения
Все нынешние российские системы вооружений являются наработками бывших советских КБ, и несмотря на регулярно публикуемые сообщения, новые виды вооружений, создаваемые Россией, представляют из себя лишь доводку старых проектов. Совсем новым и чисто российским проектом иногда пытаются представить ударный истребитель Т-50 КБ Сухого, но и он является доработкой проекта Су-47, над которым трудились советские инженеры уже в середине 80-х годов. До его серийного производства, если оно вообще начнется, может пройти еще несколько лет, тогда как его аналог, американский F-22 Raptor, совершил свой первый полет в 90-м году и уже давно находится в серии. В результате очередная попытка все-таки создать и поставить в серию истребитель пятого поколения может оказаться запоздалой. Машины пятого поколения оснащены технологией «стелс», двигателями, обеспечивающими сверхзвуковую скорость без форсажа и на длительных участках полета, сверхмощными радарами, расположением боеприпасов внутри фюзеляжа (а не на внешней подвеске). В Афганистане и Чечне такой самолет ничем не лучше, чем машины старых типов, но он гораздо дороже, и будет их гораздо меньше. А важнее всего то, что в ВВС ведущих держав уже задумываются об окончании эры пилотируемых истребителей, на смену которым медленно, но верно идут беспилотные машины, уже переставшие быть просто дистанционно управляемыми наблюдательными пунктами с моторчиками от газонокосилки.
О беспилотных самолетах
В наше время уже невозможно представить действия современных ВС без использования беспилотных самолетов. Они выполняют широкий спектр задач, от тактической разведки и целеуказания для артиллерии до выполнения роли стратегических разведчиков и ударных самолетов, способных наносить удары по наземным целям с помощью управляемых бомб и ракет.
Расцвет беспилотных летательных аппаратов начался с Ливанской войны 1982 года, когда сирийские ВВС потеряли более 100 самолетов и вертолетов за считаные дни боев с израильскими летчиками. Многих тогда поразило использование БПЛА со специальными транспондерами в качестве ложных мишеней, выманивших сирийские МиГи на перехват и заставивших сирийские зенитные батареи открыть огонь по вражеским истребителям, раскрыв свою дислокацию для подлетающих на малой высоте израильских штурмовых самолетов.
После 1982 года американцы стали вкладывать большие средства в конструирование своих БПЛА, а оперативные потребности (в Ираке и на Балканах) удовлетворяют, закупая израильские аппараты. На данный момент создан огромный рынок БПЛА, израильские фирмы IAI, Elbit и Aeronautics выполняют контракты на сотни миллионов долларов, поставляя беспилотные системы в десятки стран мира, от Турции и Австралии до США и Колумбии.
В России тоже хорошо понимают, что речь идет о важнейшем экспортном направлении, особенно в эпоху кризиса, когда многие страны отказываются от закупки дорогих боевых самолетов четвертого поколения, не говоря уж о пятом! Питерская фирма «Транзас» уже разработала целый модельный ряд беспилотников «Дозор». Средний БПЛА «Дозор-600», аналогичный американскому «Предэйтору» и израильскому «Серчеру», совершил свой первый испытательный полет в прошлом году, тогда как зарубежные аналоги уже находятся в серийном производстве более десяти лет. Закупки у Израиля — это временная мера, конечно, но придется играть в догонялки еще несколько лет, чудес не бывает.
О ценах и качестве русского оружия
Одной из причин популярности российского вооружения, и особенно авиатехники, является его низкая цена по сравнению с западными аналогами. Проблема заключается в том, что современные виды вооружений являются невероятно сложными системами, требующими высокого уровня технической поддержки и обслуживания. Как раз эти моменты и стали самыми слабыми звеньями российского ВПК. Конечно, General Dynamics просит за свои F-16 Block 50 по 100 миллионов долларов за штуку, а российские МиГ-29 можно заполучить за четверть этой цены. Но в такого рода контракт должны быть включены и программы интеграции новых машин в местные ВВС, и поставки боеприпасов и резервных двигателей, и обучение летного и технического состава. Поэтому в некоторых погнавшихся за дешевизною странах плачут до сих пор, а претензии Алжира и Индонезии до сих пор где-то и кем-то рассматриваются.
Хорошо, если воевать ни с кем не надо, но вот Индия, всерьез готовящаяся к большой войне с Пакистаном, намучалась по полной программе, дожидаясь модернизируемого для них советского авианосца. В результате индийцы приняли решение резко уменьшить долю России среди своих поставщиков.
Как Израиль зарабатывает на русском оружии
Этой ситуацией с удовольствием пользуется Израиль, заработавший уже миллиарды долларов на программах по модернизации и создании западных вариантов российской и советской техники, от вертолетов и самолетов до танков и бронетранспортеров. Успехи израильских государственных и частных фирм в этой области вызвали неудовольствие в Кремле, особенно когда IAI и Elbit перехватили несколько контрактов по модернизации для стран бывшего соцлагеря у российских заводов.
Нарождающаяся оборонная промышленность Израиля встала перед задачей ремонта и модернизации советской техники еще в 1956 году, захватив после войны с Египтом большое количество трофейной советской техники. После войн 1967 и 1973 годов количество трофеев сильно возросло, речь шла уже о тысячах единиц бронетехники, целых батареях ЗРК и десятках тысяч автоматов, пулеметов и РПГ, и даже о боевых самолетах, которые были разобраны и изучены до мелочей. Танки Т-54/55 и Т-62 были модернизированы в больших количествах, на них были установлены израильские 105-мм пушки, новые системы управления огнем, а иногда и американские двигатели. Израильская фирма IMI создала на базе АК-47 очень удачный автомат «Галиль», использующий патроны натовского калибра 5,56, ставший экспортным хитом во многих частях света.
После развала СССР фирмы израильского ВПК кинулись на рынок бывших советских клиентов, желавших обновить свою технику и вооружения, но не имеющих средств для закупки западных образцов в значительных количествах. Наряду с поставкой вооружений и техники собственной конструкции (для западных стран и их союзников) израильские фирмы вышли на ведущее место в мире по модернизации как западной, так и бывшей советской техники, устанавливая собственную электронику, авионику и компьютеры на существующие экс-советские платформы. Необходимо, впрочем, отметить, что в последние годы и российская оборонка стала активно работать на рынке апгрэйдов, используя огромные возможности своих заводов и КБ.
Эти проблемы прекрасно знакомы и российским военным, нуждающимся в модернизации вооруженных сил. Но поскольку львиная доля ассигнований уходит на новые стратегические системы, которыми вряд ли кто-то когда-то воспользуется, все острее ставится вопрос о необходимости закупки некоторых видов вооружения на Западе. ДВК «Мистраль» яркий тому пример: Франция сможет их поставить России за 4-5 лет, а разработка и постройка собственных подобных кораблей займет лет 15. У этой сделки есть и свой политический аспект: Саркози хочет показать свою независимость от Вашингтона и заодно обеспечить рабочие места в Бресте и Сен-Назере аккурат к выборам в Национальную ассамблею.
Еще пример: в прошлом году Россия выделила 50 миллионов долларов на закупку у Израиля беспилотников. Такие системы стали теперь необходимыми для любой современной армии, а ждать серийного производства аналогов в России генералы не хотят, oни могут понадобиться уже завтра.
Другой многообещающий подход для российского ВПК -- совместные проекты с западными партнёрами, такие, как программа строительства российских корветов совместно с францyзской фирмой Thales. По этой программе Индонезия получит два корвета проекта 20382 (Tiger). Корабли будут построены на российских верфях, и на них будут установлены электронные системы, компьютеры и радары фирмы Талес.
Можно отметить также экспортный проект боевого вертолёта Ка-52 совместно с израильской IAI. В обоих случаях речь идёт о совмещении российской платформы с западной электроникой и авионикой, а также гармонизацией со стандартами НАТО, позволяющей этим платформам использовать западные боеприпасы.