
Сергей Мигдал: Израильско-российский бизнес на оружии
Что продаем
Экспорт оружия при советской власти был инструментом внешней политики и методом испытания вооружений в боевых условиях. Коммерческие задачи стояли на последнем месте, союзники расплачивались в лучшем случае сахаром, кофе и военными базами.
При Ельцине подход изменился на 180 градусов, главной целью стало зарабатывание денег, неважно, из каких источников, вплоть до продажи оружия потенциальным противникам и конкурентам и даже прямым врагам вроде чеченских боевиков (неофициально, конечно). Среди покупателей российского оружия теперь соседствуют Малайзия и Индонезия, Китай и Индия, Иран и Греция с Испанией.
Российская оборонка имеет неоспоримое преимущество в ряде областей, а некоторые образцы техники не имеют аналогов за рубежом, например, вертолет Ми-26. Вообще, аппараты КБ Миля и Камова представляют самый быстрорастущий сегмент российского экспорта. Никакой западный вертолет не может сравниться с Ми-8 и Ми-17 при использовании в Афганистане, Ираке, в Африке и Латинской Америке. Ми-17 почти как автомат Калашникова, он может летать в гораздо более тяжелых условиях, чем американский UH-60 или европейский ЕН101, поднимает больший груз, будучи гораздо дешевле по базовой цене и стоимости обслуживания. Поэтому заводы в Казани и Улан-Удэ работают на полную катушку, а вертолеты Ми-17 теперь хотят иметь даже американцы, планирующие закупку партии сильно модифицированных машин для сил специального назначения.
Очень высоко ценятся в мире и российские комплексы ПВО всех типов, их высочайшие характеристики являются результатом длительного противоборства с американской авиацией с первых лет холодной войны.
При этом сама российская армия была все эти годы на голодном пайке и пользовалась высокотехнологичными системами лишь в редких случаях, типа ликвидации Джохара Дудаева управляемой ракетой (по некоторым данным, это была ракета Х-58 конструкции МКБ «Радуга» с пассивным радиолокационным наведением) или показательной стрельбы из комплекса «Точка» по центральной площади грузинского Гори (высокоточная и мобильная твердотопливная ракета с наведением на конечном участке траектории, SS-21 по классификации НАТО).
Об истребителе пятого поколения
Все нынешние российские системы вооружений являются наработками бывших советских КБ, и несмотря на регулярно публикуемые сообщения, новые виды вооружений, создаваемые Россией, представляют из себя лишь доводку старых проектов. Совсем новым и чисто российским проектом иногда пытаются представить ударный истребитель Т-50 КБ Сухого, но и он является доработкой проекта Су-47, над которым трудились советские инженеры уже в середине 80-х годов. До его серийного производства, если оно вообще начнется, может пройти еще несколько лет, тогда как его аналог, американский F-22 Raptor, совершил свой первый полет в 90-м году и уже давно находится в серии. В результате очередная попытка все-таки создать и поставить в серию истребитель пятого поколения может оказаться запоздалой. Машины пятого поколения оснащены технологией «стелс», двигателями, обеспечивающими сверхзвуковую скорость без форсажа и на длительных участках полета, сверхмощными радарами, расположением боеприпасов внутри фюзеляжа (а не на внешней подвеске). В Афганистане и Чечне такой самолет ничем не лучше, чем машины старых типов, но он гораздо дороже, и будет их гораздо меньше. А важнее всего то, что в ВВС ведущих держав уже задумываются об окончании эры пилотируемых истребителей, на смену которым медленно, но верно идут беспилотные машины, уже переставшие быть просто дистанционно управляемыми наблюдательными пунктами с моторчиками от газонокосилки.
О беспилотных самолетах
В наше время уже невозможно представить действия современных ВС без использования беспилотных самолетов. Они выполняют широкий спектр задач, от тактической разведки и целеуказания для артиллерии до выполнения роли стратегических разведчиков и ударных самолетов, способных наносить удары по наземным целям с помощью управляемых бомб и ракет.
Расцвет беспилотных летательных аппаратов начался с Ливанской войны 1982 года, когда сирийские ВВС потеряли более 100 самолетов и вертолетов за считаные дни боев с израильскими летчиками. Многих тогда поразило использование БПЛА со специальными транспондерами в качестве ложных мишеней, выманивших сирийские МиГи на перехват и заставивших сирийские зенитные батареи открыть огонь по вражеским истребителям, раскрыв свою дислокацию для подлетающих на малой высоте израильских штурмовых самолетов.
После 1982 года американцы стали вкладывать большие средства в конструирование своих БПЛА, а оперативные потребности (в Ираке и на Балканах) удовлетворяют, закупая израильские аппараты. На данный момент создан огромный рынок БПЛА, израильские фирмы IAI, Elbit и Aeronautics выполняют контракты на сотни миллионов долларов, поставляя беспилотные системы в десятки стран мира, от Турции и Австралии до США и Колумбии.
В России тоже хорошо понимают, что речь идет о важнейшем экспортном направлении, особенно в эпоху кризиса, когда многие страны отказываются от закупки дорогих боевых самолетов четвертого поколения, не говоря уж о пятом! Питерская фирма «Транзас» уже разработала целый модельный ряд беспилотников «Дозор». Средний БПЛА «Дозор-600», аналогичный американскому «Предэйтору» и израильскому «Серчеру», совершил свой первый испытательный полет в прошлом году, тогда как зарубежные аналоги уже находятся в серийном производстве более десяти лет. Закупки у Израиля — это временная мера, конечно, но придется играть в догонялки еще несколько лет, чудес не бывает.