Как быть, если выманить покупателей из дома не удается даже 80-процентными скидками? Логично предположить, что в интернет-магазин они, раз уж пошла такая экономия, по доброй воле тоже не отправятся.

Остается сыграть на любопытстве, предположил британский сетевой предприниматель по имени Алекс Роттсли (Alex Wrottesley). И зарегистрировал компанию Near, чтобы строить виртуальные города. Только не фантастические, как в компьютерной игре Second Life, а досконально повторяющие реальные улицы и дома.

Первым — в октябре 2009 года — должен открыться Ближний Лондон (Near London). Пока что он очень маленький (Оксфорд-стрит, Риджент-стрит, Бонд-стрит и окрестности; Вестминстер и Сити обещают добавить на следующем этапе), зато очень тщательно прорисованный. «Это первая в мире попытка воссоздать город таким, каким его можно увидеть в реальной жизни», — хвастается Роттсли.

Несколько месяцев подряд его люди проводили лазерные замеры, а потом отрисовывали трехмерные карты местности. Виртуальная Оксфорд-стрит в точности повторяет реальную — вплоть до погоды, которая меняется ежечасно в согласии с бюллетенем метеобюро. Вывески идут друг за другом в той же очередности, что и на самом деле, между ними стоят щиты с рекламой на самые актуальные темы, но при этом стены домов чистые (никакого граффити), тротуары полупустые (никакой толкучки), а на проезжей части встречаются одни даблдекеры, да и те изредка. Ни карманников, ни паркометров, ни стаканчиков из «Старбакса» под ногами — получается не прогулка, а прямо-таки сплошное удовольствие, тем более что по дороге можно трепаться с друзьями через какой-нибудь Facebook.

Бродить, в принципе, можно и в одиночестве: останавливаться на каждом углу, подробно разглядывать витрины и — если случится настроение — толкать двери и заходить внутрь магазинов (по крайней мере тех, чьи владельцы согласились вносить в Near 40 фунтов ежемесячной абонентской платы). Подписавшись на игру, хозяева магазинов могут использовать виртуальную уличную дверь как выход на собственный сайт — достаточно ее толкнуть. Или договориться с дизайнерами Near, чтобы они воспроизвели интерьеры магазина в стиле проекта. В магазинах все обещают сделать с умом, чтобы посетитель чувствовал себя не хуже, чем в реальной жизни, — топтался у полок, неторопливо перебирал вещи, размышлял, вздыхал, в идеале платил, раз уж оно само на глаза попалось, или героически удалялся, так и не вынув кошелька.

В будущем, надеется Роттсли, виртуальные филиалы появятся не только у одежных магазинов (проектом уже успели заинтересоваться в DKNY и Armani Exchange), но еще у аптек, концертных касс и окрестных театров. Да и одним городом планы не ограничиваются: вслед за Ближним Лондоном, судя по карте на www.nearglobal.com, наступит очередь Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Дели, Рио-де-Жанейро и прочих торговых городов. А там, глядишь, и депрессия закончится.