Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»

Закрытая экскурсия по Музею современного искусства «Гараж»

+T -
Поделиться:
 Фото: Андерс Суне Берг/Предоставлено художником и Художественным музеем ARoS, Орхус
Фото: Андерс Суне Берг/Предоставлено художником и Художественным музеем ARoS, Орхус
Даг Эйткен. «Сад». 2017

Масштабный выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» посвящен ближайшему будущему планеты, в котором экология может стать одной из самых серьезных проблем человечества. Экспозиция объединяет работы более 50 российских и иностранных авторов и художников и занимает все пространство музея. 

Временной промежуток, обозначенный в названии выставки, отсылает к двум датам: из области науки и классики научной фантастики. По мнению эколога и демографа Пола Эрлиха, 2030 год станет датой исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века. Вторая дата связана с писателем-фантастом Артуром Кларком, который в своих произведениях предполагал, что к 2100 году человечество освоит другие звездные миры и обретет бессмертие. Таким образом проект исследует грядущее будущее, несбывшиеся прогнозы и вполне реальные проблемы, которые человечеству стоит решать уже  сегодня. 

Экспозиция разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Художники первой части настаивают на том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения не могут больше восприниматься как несущественные и должны стать главными в повестке XXI  века. В свою очередь, тема расширенного понимания экологии направлена на обнаружение тесной связи между биологическими, технологическими, социальными и политическими системами.

Одни из проектов «Грядущего мира» — шестиканальная видеоинсталляция «Пурпур» режиссера Джона Акомфры. Британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты, соединив архивные киноматериалы и съемки последних лет, сделанные на различных континентах.  

На выставке также представлены работы, отсылающие к поворотным вехам во взаимоотношениях искусства и природы: от гобеленов XVI века и зарождения пейзажного жанра в голландской живописи XVII века до разработок «органической культуры» в русском авангарде и произведений направления ленд-арт, возникшего в 1969 году, когда природные материалы начали использовать в современном искусстве. 

В экспозицию, кроме того, вошли инсталляции, посвященные антропогенным катастрофам и работы, демонстрирующие различные сценарии будущего, основанные на различных научных прогнозах и теориях.

Экспозиция организована кураторами и художниками совместно с активистами и, в частности, направлена на переосмысление создания выставочных проектов. Так, для декораций и конструкций проекта использовались переработанные материалы от предыдущих экспозиций, при работе практически не использовалась транспортировка — большинство произведений создавалось в музее, а десять из них стали новыми версиями уже имеющихся в пространстве работ. Некоторые инсталляции были сделаны при участии местных экспертных сообществ — заводчиков пчел, исследователей медуз, специалистов по очистке воды.

Выставка открыта с 15 июня по 1 декабря 2019 года.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Теги: События