[heroes]

Это действительно триумф, ведь за последние десять лет в основном конкурсе Берлинале это лишь второй фильм из России. В 2005-м Александр Сокуров представлял «Солнце», но тогда картину обошли с наградами. Зато теперь полярный триллер «Как я провел этим летом» получил сразу три «серебряных медведя»: приз за выдающиеся художественные достижения достался оператору Павлу Костомарову и еще два — исполнителям главных ролей Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину. Причем для последнего это был дебют в кино. Хотя он засветился в блокбастере «Черная молния», фильм Попогребского снимался все-таки раньше.

После шумного успеха в Берлине «Как я провел этим летом» выходит в прокат на 105 экранах, что в десять раз меньше, чем у той же «Черной молнии», но все равно рекорд для отечественного артхауса. Видимо, Алексею Попогребскому все-таки придется сбрить бороду — такое обещание он дал в случае успеха картины.

<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/JTqoWXDEtVQ&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/JTqoWXDEtVQ&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="640" height="385"></embed></object>

Алексей Попогребский попал в фестивальную обойму еще три года назад, когда его первый самостоятельный фильм «Простые вещи» — прежде он работал в тандеме с Борисом Хлебниковым — получил четыре приза на «Кинотавре», в том числе Гран-при. И если те награды еще можно было посчитать авансом «новой волне российского кинематографа», которую хвалят не чаще, чем ругают, то Берлинале все расставил по своим местам.

Окончивший психфак МГУ Попогребский с самого начала задал непростые условия: съемочная группа на три месяца отправилась в экспедицию на полярную станцию Валькаркай, расположенную в самой северной точке Чукотки. По сюжету там уживаются друг с другом бывалый полярник Сергей и стажер-пофигист Павел. Первый привык к одиночеству и рутинной возне с метеодатчиками. Второй ехал за приключениями, а попал в холодный и пустой мир, где единственное развлечение — плеер с музыкой и компьютерная игра. И еще радиоизотопный электрогенератор, который, появившись в первых кадрах фильма, по правилу «ружья на стене» проявит себя и в финале.

Впрочем, постепенно этот пустой мир заполняют отношения героев-антиподов: то ли учителя и ученика, то ли отца и сына. До предела все усложняет трагическая радиограмма с Большой земли. Тут из спокойного, почти документального наблюдения фильм превращается в экшен: с перепалками, перестрелками, погонями и леденящим кровь саспенсом.

Главная претензия, на которой оттоптались, кажется, все критики, — мотивация героев. Вернее, ее отсутствие или, по крайней мере, туманность. Упрекать дипломированного психолога в незнании предмета довольно глупо, но свыкнуться с мыслью, что поступки людей часто необъяснимы, в законы привычной логики не укладываются, — еще тяжелее. Сам Попогребский объяснять что-либо тоже не намерен, поэтому большинство статей исчерпываются формулировкой «картина о человеческой слабости».