Ходорковский выступил в суде в свою защиту
Бывший глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский начал сегодня давать показания по так называемому второму делу ЮКОСа. В своем выступлении подсудимый показал абсурдность предъявленных ему обвинений, для чего использовал принесенные его адвокатами банки с нефтью и скважинной жидкостью
С выступления Ходорковского в Хамовническом суде Москвы началось представление стороной защиты своих доказательств. По словам адвокатов, допрос Ходорковского на этом этапе, скорее всего, займет несколько дней.
Свое выступление Михаил Ходорковский начал с полного отрицания выдвинутых против него обвинений. По его словам, никаких заявлений, документов или актов инвентаризации, свидетельствующих о пропаже нефти, в уголовном деле не представлено. «Факт пропажи нефти никем не обнаружен, ничем не подтвержден. Согласно уголовно-процессуальному кодексу, нельзя возбуждать дело на основании предположения. Закон не позволяет следователю придумывать факт или событие преступления», — заявил Ходорковский в суде. В связи с этим он предложил допросить в суде в качестве свидетеля следователя Каримова, который подписывал постановление о возбуждении уголовного дела, чтобы он пояснил, на основании каких документов дело было возбуждено. Если же такие документы не будут обнаружены, то обвинению следует отказаться от своих претензий, а уголовное дело прекратить, уверен Ходорковский.
Адвокаты Ходорковского принесли в зал суда две стеклянные банки, в которых, по их словам, содержались нефть и скважинная жидкость. Этот реквизит понадобился их подзащитному для иллюстрации разницы между тем и другим, чтобы визуальным примером подкрепить свои поданные сегодня ходатайства. Впрочем, председательствующий судья Виктор Данилкин потребовал от судебных приставов вынести из зала «горючие жидкости», что вызвало среди присутствующих смех. «Я ничего не вижу смешного в том, что горючие жидкости находятся в зале, где много людей, всего одна дверь. Бензина там у вас нет нигде?» — обеспокоился судья.
В одном из ходатайств Ходорковский попросил суд «обозреть» нефть и скважинную жидкость, настаивая на том, что обвинение не понимает разницы между ними: «Для людей, взявших на себя ответственность обвинять кого-либо в хищении нефти у добывающих предприятий, преступной халатностью является путать нефть сорта URALS с жидкостью, добываемой из скважины, где, собственно, того, что станет нефтью какого-либо сорта, обычно менее 30%. Тем не менее это неоднократно случалось в ходе процесса».
Другое ходатайство содержало предложение прямо в зале суда провести следственный эксперимент, который бы наглядно продемонстрировал невозможность хищения нефти тем способом, который инкриминируется бывшему владельцу ЮКОСа обвинением. В частности, Ходорковский призвал прокуроров показать, как из находящейся у адвокатов банки можно изъять принадлежащую Ходорковскому нефть «путем заключения договора (или под видом заключения договора) или путем ее передачи на чей-нибудь баланс без совершения иных, не указанных в обвинении, действий».
Наконец, Ходорковский привел ряд примеров, которые свидетельствуют, что в обвинении присутствуют исключающие друг друга утверждения, и попросил обвинение разъяснить эти моменты.
Все эти ходатайства суд оставил без удовлетворения. Впрочем, один из адвокатов Ходорковского, Юрий Шмидт, заявил, что защита и не рассчитывала на это: «Мы хотели наглядно показать абсурдность обвинения».

19:53
06.04.10
СсылкаМне кажется, заказной характер дела понятен не только сторонникам Михаила Борисовича, но и противникам. И этот заказ, конечно, исходит не от районного прокурора, а безусловно, из высших эшелонов. Хотя не думаю, что издан тайный циркуляр. Вся вертикальная машина работает так, что никаких указаний не нужно. Все понимают неписаные правила и играют по ним с большей или меньшей искренностью. А когда правила не писаны — трудно надеяться на здравый смысл или закон. В этом проблема и уважаемого мною Михаила Борисовича, и не только его. В любом случае я не могу не восхищаться их стойкостью, интеллектом, силой воли. Если говорить про тактику, избранную защитой и самими обвиняемыми, то я ее уважаю, так как понимаю, что они пытаются отстоять свою правоту прозрачными, логичными, основанными на здравом смысле и законодательстве методами. Ну и, как талантливые и творческие люди, приносят в суд банки с нефтью. Но будет ли такая тактика иметь успех — никто не может сказать.