Россия ставит на протекционизм
В ближайшие годы Россия намерена защищать своих производителей, повышая импортные пошлины на аналогичные промышленные товары. Это следует из «Основных направлений таможенно-тарифной политики», опубликованных Минэкономразвития. Пресса отмечает, что Россия выбрала протекционизм основой своей внешнеторговой политики
Проблемы регулирования внешней торговли обсуждались в правительстве в конце марта, напоминает «Коммерсант». Итогом обсуждения стал документ, описывающий планы государства в сфере таможенных пошлин.
Из него следует, что в отношении товаров промышленного импорта в ближайшие годы планируется сделать ставку на «принцип эскалации таможенного тарифа». Это не коснется ввозных пошлин на товары производственного и социального назначения — в Минэкономразвития обещают отказаться от их «необоснованного завышения».
Как пишет «Коммерсант», таким образом, протекционизм «вполне открыто» объявлен государственной политикой.
Как отмечается в «Основных направлениях», наибольшую поддержку со стороны государства путем «сохранения достаточно высокой степени тарифной защиты, избирательного применения защитных мер и постоянного мониторинга рыночной ситуации» получат российские предприятия, имеющие «среднюю» конкурентоспособность. Компании, и так успешно конкурирующие с зарубежными производителями, могут рассчитывать на применение защитных мер только в случае недобросовестной конкуренции со стороны иностранцев. За предприятиями, выпускающими товары особой государственной и социальной значимости, в частности «базовое продовольствие», будет «зарезервирована определенная доля рынка».
Как отмечает газета, протекционизм становится и инструментом реализации инновационной политики. Не производящиеся в России станки и оборудование, необходимые для запуска «прорывных» производств, будут ввозиться на льготных условиях. В министерстве признают и то, что «в ряде случаев» конкуренция со стороны иностранных производителей может оказывать стимулирующее действие.

Первая мысль: Россия уже более десяти лет пытается вступить в ВТО, но по многим причинам процесс не двигается вперед. И из-за того, что Россия не является членом ВТО, многие страны имеют право и пользуются этим правом на установление всевозможных барьеров. У России должна быть адекватная ответная политика регулирования внешней торговли. То, что эта политика теперь опубликована, — это плюс, потому что торговые партнеры заранее смогут знать, на что им рассчитывать.
Вторая мысль: во время кризиса и преодоления его последствий мы увидели, что строгие правила ВТО не выполнялись и многие страны в момент кризиса довольно активно пользовались ограничениями внешней торговли, помогая своим производителям. Россия оказалась в этом смысле даже более сдержанной.
Третья мысль: в макроэкономической теории любые ограничения во внешней торговле могут помогать производителю той или иной страны, но они отрицательно сказываются на потребителе. Потребители получают товары и услуги либо по более высокой цене, либо более низкого качества. Именно поэтому вся философия ВТО и построена на том, чтобы снизить ограничения и обеспечить режим свободной торговли.
Но это в теории, на практике, безусловно, все существенно сложнее: нужно всегда находить баланс между защитой интересов собственных производителей и потребителей. Россия, надо сказать, очень мало чего экспортирует, кроме нефтяных и газовых ресурсов, но очень много всего импортирует — в этом смысле наши производители находятся в довольно жесткой конкуренции с западными. Надо при этом искать баланс, максимально учитывая интересы не только производителей, потребителей, но и государства как регулятора всех этих процессов. Учитывать интересы государства важно, ведь торговые пошлины имеют и фискальную функцию — это один из способов пополнять бюджет. Если при этом государство не будет повышать прямые налоги, то это можно только приветствовать.

Первая мысль: Россия уже более десяти лет пытается вступить в ВТО, но по многим причинам процесс не двигается вперед. И из-за того, что Россия не является членом ВТО, многие страны имеют право и пользуются этим правом на установление всевозможных барьеров. У России должна быть адекватная ответная политика регулирования внешней торговли. То, что эта политика теперь опубликована, — это плюс, потому что торговые партнеры заранее смогут знать, на что им рассчитывать.
Вторая мысль: во время кризиса и преодоления его последствий мы увидели, что строгие правила ВТО не выполнялись и многие страны в момент кризиса довольно активно пользовались ограничениями внешней торговли, помогая своим производителям. Россия оказалась в этом смысле даже более сдержанной.
Третья мысль: в макроэкономической теории любые ограничения во внешней торговле могут помогать производителю той или иной страны, но они отрицательно сказываются на потребителе. Потребители получают товары и услуги либо по более высокой цене, либо более низкого качества. Именно поэтому вся философия ВТО и построена на том, чтобы снизить ограничения и обеспечить режим свободной торговли.
Но это в теории, на практике, безусловно, все существенно сложнее: нужно всегда находить баланс между защитой интересов собственных производителей и потребителей. Россия, надо сказать, очень мало чего экспортирует, кроме нефтяных и газовых ресурсов, но очень много всего импортирует — в этом смысле наши производители находятся в довольно жесткой конкуренции с западными. Надо при этом искать баланс, максимально учитывая интересы не только производителей, потребителей, но и государства как регулятора всех этих процессов. Учитывать интересы государства важно, ведь торговые пошлины имеют и фискальную функцию — это один из способов пополнять бюджет. Если при этом государство не будет повышать прямые налоги, то это можно только приветствовать.
Эту реплику поддерживают: