Технологический прогресс меняет облик измены. Эмма Бовари по слабодушию была не в состоянии выбросить любовные письма и хранила их на чердаке. Современный прелюбодей любого пола, одновременно функционирующий в пространствах реальном и виртуальном, всегда находится под угрозой запутаться в них. Аккаунты в полудюжине сетей, SMS, MMS, «Живой журнал», «Твиттер» — следы непременно останутся.

Бывший мэр Детройта Кваме Килпатрик и начальник его канцелярии Кристина Битти, будучи оба в браке с другими людьми, послали друг другу не больше не меньше 14 тысяч SMS. За девять месяцев. Эти SMS потом стали одним из доказательств обвинения в процессе над Килпатриком и Битти, которые, в частности, использовали деньги налогоплательщиков Детройта для оплаты своих любовных свиданий в отелях. SMS эти сохранены для истории и находятся в архивах Детройтского суда.

В закрытых женских сообществах обсуждают вечный вопрос, стоит ли читать SMS в телефоне мужа? Вердикт обычно один: меньше знаешь — лучше спишь. Те, кто не выдержал и прочитал, потом в тех же сообществах начинают делиться опытом разводов. Как пишет одна участница: «Когда я спросила у мужа, что значат эти сообщения, он пошел в атаку: “Никогда не думал, что такая интеллигентная женщина, как ты, может читать чужие SMS!” Видимо, для интеллигентного человека изменять в порядке вещей, а вот интересоваться содержанием SMS — нет».

Сразу все возможные приметы времени сошлись в истории Тайгера Вудса: разоблаченный благодаря любовным SMS (этот эпистолярный жанр уже получил свое название sexting), он строил свою защиту на понятии «сексуальная зависимость». Но, как пишет Уильям Салетан в Slate, «это скорее не болезненное пристрастие к сексу, а болезненное пристрастие к SMS».

Но SMS — это почти прошлый век. Виртуальный мир порождает все новые игры. В социальных сетях возникают креатуры: моя подруга, находясь в процессе развода с мужем и все еще живя с ним под одной крышей, ежедневно подвергалась настоящим допросам виртуала, под ником которого пряталась любовница мужа. Любовницу интересовало, не спит ли моя подруга с мужем в одной постели (нет, не спала) и не занимаются ли они сексом (не занимались).

Партнер другой моей подруги, будучи ревнивым человеком, завел виртуала в «Скайпе» и каждый день затевал флирт с той же самой женщиной, с которой каждый вечер ложился в кровать. Однако «романа» между ними не вышло — девушка отвечала односложно, а потом и вовсе замолчала. «Все равно я ее вычислю», — бормотал ее бойфренд, уверенный в том, что все женщины изменяют, только некоторые делают это более умело.

Под влиянием эмоций люди совершают совсем уже необъяснимые с точки зрения логики нормального человека поступки. Взять хотя бы легендарную историю с видеофильмом. Неверный муж и его любовница съездили отдохнуть. Прекрасно. Вернувшись из отпуска домой, они смонтировали видео про свои утехи. Тоже хорошо. Выложили ролик на YouTube — их личное дело. Но оказалось, что этого мало, и парочка отправила ссылку на фильм жене того самого неверного мужа. Не правда ли, похоже на поведенческие реакции читателей журнала People или газеты «Комсомольская правда»? Ожидался скандал, обвинения, разборки, истерики, письма любовнице «Сдохни, сука!», разбитое ветровое стекло у машины мужа — массу острых эмоций могли бы испытать эти двое, соскучившиеся по адреналину. «К сожалению», жена была из тех, кто читает журнал Economist, и на ссылку никак не отреагировала. Истории не вышло.

Унылы и предсказуемы в своих поступках люди, переживающие кризис среднего возраста. Ломать легче, чем строить заново. А работа над существующими отношениями требует времени и моральных усилий. Вот только SMS и переписка в социальных сетях — не слишком-то прочный фундамент для будущего счастья.