Давиду Шейнину сейчас 87, из них на скрипке он играет 83 года. Родился в городе Нежине на Украине 29 декабря 1922 года. В 1935 году поступил в киевскую Центральную музыкальную школу для одаренных детей имени известного украинского композитора Николая Лысенко, где учились Владимир Шаинский, Игорь Шамо, Ян Френкель, Павел Ядых — все они школьные друзья Шейнина. В 1941 году закончил школу и сразу получил повестку на войну, начал воевать на «катюше» в звании лейтенанта около Гжатска, в 41-м отдельном гвардейском минометном дивизионе. За один из особо жестоких боев у маленькой деревушки на подступах к Варшаве получил орден Красной Звезды. И очень вовремя: уже в ближайшем бою осколок снаряда, летевший в его грудь, угодил в награду, оставив на ней внушительную вмятину. Так и прошел всю войну без единой царапины. В 1950 году приехал в Донецк заместителем, а потом концертмейстером крупнейшего на Украине симфонического оркестра. Женился, через год родился сын. Тогда же Шейнин организовал струнный квартет Донецкой областной филармонии, который сопровождал его всю жизнь. Будучи концертмейстером и дирижером в концертном ансамбле «Экспромт», концертировал по всему СССР. Профессор Донецкой консерватории Шейнин и сейчас продолжает преподавать, а на жизнь смотрит через призму мироощущения блестящего скрипача. Сегодня Давид Борисович делится с нами рецептом собственного долголетия.

Алексей Самойлович: Что вы делаете для сохранения здоровья в таком завидном состоянии?

Давид Борисович Шейнин: Я занимаюсь зарядкой — немного, но каждый день, и делал это на протяжении всей жизни. Каждое упражнение делаю по семь раз, такая у меня привычка. Еще лежа в постели, начинаю делать движения руками, ногами, делаю упражнения для глаз. Кстати, я сейчас плохо вижу и слышу: все-таки 87 лет — это большой возраст. Тем не менее я продолжаю преподавать, хожу в консерваторию. На работу я всегда добирался пешком, хотя путь неблизкий — примерно 3,5 километра. Только после 80-летия я начал ездить на работу на машине.

Каждое утро выпиваю смесь, рецепт которой прочитал в книге С. Джарвиса «Мед и другие естественные продукты: опыт исследования одного врача», изданной в 1983 году: две чайные ложки яблочного уксуса и две чайные ложки меда размешиваю в теплой воде и выпиваю. В этой смеси содержится суточная норма кальция.

А.С.: Как обстоит дело с вредными привычками: пьете, курите?

Д.Ш.: Раньше курил, но бросил лет 30 тому назад. Могу выпить граммов 10-20 коньяку — нечасто, раз в неделю или реже.

А.С.: Сколько раз в неделю работаете?

Д.Ш.: Я профессор консерватории, работаю два дня в неделю, по понедельникам и вторникам. На протяжении долгих лет занимаюсь со струнными квартетами. Я всю жизнь играл на скрипке, это для меня самый лучший и близкий инструмент. Сейчас уже не играю, а раньше всегда брал скрипку на занятия, показывал, как нужно играть, интонировать, фразировать. Нужно постоянно находиться в непосредственном контакте с учениками, хотя бы два дня в неделю — остальные дни с квартетом работают иллюстраторы, повышая и оттачивая исполнительское мастерство его участников.

А.С.: Работа с молодежью помогает поддерживать себя в форме?

Д.Ш.: Мне очень нравится работать с молодежью, а помогает мне это или нет — не могу сказать наверняка. Наверное, помогает.

А.С.: Американские долгожители регулярно получают открытки и особые медали от президента. Вы хотели бы получать такое же внимание от руководителя своей страны?

Д.Ш.: Нет, я в это не верю и не особо интересуюсь. У нас на Украине сейчас новое правительство… Кстати, министром культуры стал выпускник Киевской консерватории по классу скрипки.

А.С.: Поделитесь секретами диеты долгожителя. Что вы едите?

Д.Ш.: Утром каждый день обязательно ем овсяную кашу, иногда с тыквой, пью чай с лимоном. Ем сметану, творог. На моем столе всегда много овощей, а картошку и макароны я практически не употребляю. Вообще ем очень мало. Люблю рыбу — осетрину, например. Сахар не ем уже несколько десятков лет, использую сахарозаменитель. Соль — совсем немного. Когда-то лечил горло и с тех пор регулярно полощу его с содой, йодом, марганцовкой и совсем не пью холодную воду. Можно сказать, что я очень себя берегу.

А.С.: Что бы вы посоветовали человеку, который хочет прожить долго и оставаться всегда в хорошем настроении и физическом состоянии?

Д.Ш.: Здесь рецептов нет. Я верю в то, что я должен жить, просто верю в это. Я не оптимист, я пессимист. Люблю поныть, но иначе нельзя жить, по моему мнению. Каждый живет так, как он сам понимает, и я в том числе. Кстати, моя мать прожила 80 лет, а отец — ровно 90. Еще я считаю, что человек в возрасте должен иметь друга, у меня такой друг есть — моя Клавочка. Я познакомился с ней в 1999 году, когда умерла моя жена. С Клавочкой мы вместе живем до сих пор. Я считаю, что она продлила мою жизнь на эти 10-12 лет как минимум.

А.С.:  Стоит держать эмоции в себе или лучше выплескивать их? Как это влияет на здоровье?

Д.Ш.: Я очень импульсивный, эмоциональный и темпераментный человек. Я ведь скрипач! Когда нужно сыграть соло скрипки с оркестром на гастролях, эмоции плещут через край. Я много дирижировал, а это дело невозможно без эмоций. Я думаю, что это мне пошло на пользу. В то же время я всегда берег силы, никогда не выкладывался до конца. Всегда оставляю запас сил. Лучше распределять энергию разумно, не отдавать все. Нужно уметь лавировать, беречь и любить себя.