Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Лев Рубинштейн   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Антон Носик

Антон Носик: Апрельские тезисы про дауншифтинг

Стоило мне пару дней назад в блоге обмолвиться о том, что я хотел бы подготовить и прочитать в «Сити Классе» семинар про дауншифтинг, как сразу с нескольких сторон посыпались приглашения от заинтересованных организаторов и слушателей из Москвы, Питера и Киева

Фото: AP
Фото: AP
+T -
Поделиться:

Удивляться тут нечему: тема и сама по себе более чем востребованная в суете мегаполисов, а недавний кризис еще подлил масла в огонь, лишний раз напомнив обитателям офисных клетушек о тщете их материальных завоеваний последнего пятилетия... Так что нужно готовить курс. Начну здесь и сейчас, по возможности кратко и тезисно. И попробую описать основные особенности дауншифтинга, отталкиваясь от наиболее распространенных заблуждений и городских легенд об этом явлении.

Дауншифтер — не беглец и не эмигрант

Вопреки распространенному заблуждению, основной смысл дауншифтинга состоит вовсе не в отъезде в Таиланд или глухую деревню из города-миллионника, и даже не в смене менеджерского кабинета на дворницкую (хотя и те, и другие практики могут подпадать под общее определение). Истинный дауншифтинг начинается с определенной перестройки сознания, с отказа от навязываемых социумом представлений о жизненных целях и ценностях взрослого человека, с выхода из непрерывного цикла погони за деньгами и теми материальными благами, которые можно на них обменять по тарифам страны проживания.

Дауншифтинг старше христианства

Спроси любого отечественного морализатора, будь он хоть священнослужитель, хоть мой друг Сережа Минаев, и тебе расскажут, что этот навязанный социумом культ вещей как-то связан с нынешним устройством нашего капиталистического общества, с духом стяжательства и погони за наживой, обуявшим Россию в последнее десятилетие XX века в связи со сломом прежней общественно-экономической формации. Патриарх Кирилл уточняет, что виною всему Запад, откуда в Россию пришел безудержный потребительский инстинкт. Объяснять 64-летнему иерарху, что инстинкты бывают только врожденные, наверное, поздновато, да и незачем: Интерфакс перепечатал эту телегу про инстинкт, пришедший с Запада, и даже не поперхнулся. Но трудно представить себе более поверхностный и наивный взгляд на старую как мир проблему, с которой сталкивались еще основоположники философий иудаизма и буддизма, задолго не только до построения где-либо в мире капитализма, но и до Рождества Христова. Да и сам Иисус Иосифович в своем учении немало места уделил проповеди отказа от материальных благ, хоть и не дожил до патриархов с Breguet Classique и мытарей на «Майбахах». Но и в Палестине начала I столетия хватало любителей променять молодость и здоровье на унылые иллюзии счастья в деньгах. Их там было, возможно, не больше, чем при авторе главной дауншифтерской проповеди Царе Соломоне, но вряд ли меньше, чем в сегодняшней Москве...

Дауншифтер — не аскет

Другое распространенное заблуждение про дауншифтинг состоит в том, что эта практика сопряжена с отказом от мирских благ, подобно схиме или аскезе. В представлении правоверного офисного раба дауншифтер — человек, живущий в хижине из пальмовых листьев, без воды и электричества, добровольно отвергший все блага современной цивилизации, чтобы только не приходилось зарабатывать деньги на обладание ими. Фокус, однако, заключается в том, что уровень жизни дауншифтера в среднем неизмеримо выше, чем у офисного раба. Потому что существует больше одного способа не платить за пластиковую Nokia MusicXpress 5800 недельную зарплату штатного журналиста «Ведомостей». Первый и самый тупой способ состоит в том, чтобы журналисту «Ведомостей» просто не покупать эту модель. А второй, куда проще и разумней, — покупать или заказывать ее там, где она стоит в 3-5 раз дешевле. Например, у бесчисленных дилеров «Нокии», орудующих на рынке в Мапсе, талука Бардез. Уровень гарантийного сервиса у этих дилеров настолько же выше московского, насколько ниже цены, так что даже классическая страшилка про «левый товар» тут не работает: просто индийцы — бедный народ, и они умеют считать свои деньги. Московский офисный люд немногим богаче, но страшно стыдится своей бедности и всеми силами пытается ее скрывать. В частности, покупая устройства не по карману, с переплатой в 3-5 раз, не торгуясь и не поморщившись. Некоторые даже перед зеркалом это хладнокровие репетируют, я думаю.

Офис и работа — не синонимы

Еще один предрассудок, связанный с дауншифтингом, правоверные офисные рабы каким-то чудом ухитрились унаследовать от моей покойной бабушки, хотя она своими воззрениями на жизнь делилась лишь в узком семейном кругу, и одному Богу ведомо, откуда они узнали ее доктрину. 45 лет назад бабушка провозгласила своего будущего зятя, моего папу, никчемным бездельником на том основании, что он забросил хождение в офис и либо работал дома, либо мотался по просторам Отечества и соцлагеря за счет разных изданий, киностудий и творческих союзов, отправлявших его в длительные и дальние командировки. При этом зарабатывал папа в десятки раз больше, чем в те дни, когда он еще числился совслужащим и имел присутственное место в небезызвестном Доме радио на Татарской улице. Но бабушке казалось, что если человек не ходит на службу и не отбивает там карточку, то он как бы и не работает вовсе. Сегодняшние узники офисных клетей разделяют эту странную иллюзию и приписывают дауншифтерам нежелание трудиться. Хотя на самом деле трудно представить себе обстановку, менее приспособленную для производительного умственного Труда, чем офисное пространство. За один день на крыше моей гоанской виллы придумывается больше интересных и полезных начинаний, чем за месяц торчания в московских кабинетах, оупен-спейсах, переговорках и на деловых обедах. Офисы — это прямое продолжение традиции, восходящей к античным галерам, где рабов к их рабочим местам приковывали цепями, потому что сами по себе, без этой фиксации, они бы не нашли мотивации там трудиться. Рабовладельческий строй с падением советской власти ушел в прошлое, поэтому функцию цепей сегодня исполняют потребительские кредиты (и инстинкты, как верно заметило Его Святейшество). Но принцип не изменился. Свободный человек эффективней всего трудится там, где комфортно себя чувствует, несвободный — там, где наказывают за прогулы и опоздания.

Всё внутри нас 

Главное, что нужно понимать про дауншифтинг (и его противоположность — офисное деньгозависимое рабство), сформулировал бессмертный профессор Преображенский в своем знаменитом монологе про разруху. Свобода, как и несвобода, живет в головах. Это некое ощущение внутри нас, нисколько не зависящее от внешних атрибутов богатства и бедности, бунтарства и конформизма. Дауншифтер — не тот, кто уехал на Бали, и не тот, кто вместо «Луи Виттона» носит берестяное лукошко. Это просто человек, свободный от навязанной ему извне, разделяемой агрессивно-послушным большинством городской публики системы жизненных приоритетов. Ему совершенно незачем быть аскетом: подавляющее большинство знакомых мне дауншифтеров по мировоззрению ближе к гедонизму, чем к самоистязанию. Ему даже незачем становиться self-employed, презирать работу по найму и тех, кто ею занят. Достаточно просто уметь считать, в объеме курса арифметики за третий класс начальной школы, и не стесняться применять эту свою способность при оценке собственных возможностей и достижений в материальном плане. Достаточно полагаться на собственный здравый смысл, а не на чужие предрассудки. Достаточно быть внутренне свободным человеком — и ты уже дауншифтер. Даже если ты продолжаешь при этом торчать в офисе с девяти до пяти, отбивать карточку и брать потребительские кредиты. Свобода — это объективная реальность, данная некоторым из нас в ощущении ровно постольку, поскольку они осознали в ней потребность. А как ею распорядиться, каждый решает сам для себя. Потому что свободные люди не ходят строем.

Комментировать Всего 45 комментариев

Я правильно понял, дауншифтер-человек с благо-добровольно приобретённым синдромом Дауна?

Если бывает завезёный с Запада инстинкт, отчего ж не быть благо-добровольно приобретённой трисомии по 21-й хромосоме? Это не шутка, а основы православной генетики.

Есть в ефрейторах всех армий общее

Пишут, как если «последний, живой носитель языка умер тысячу лет тому назад», возникают вопросы.

Отлично! Даже не знаю, что ещё можно добавить!

До прочтения статьи полагала, что дауншифтинг это скорее смена работы на менее престижную (по мне так понятие асбтрактное) и с меньшей оплатой в пользу высвобождения большего количества свободного времени для себя и семьи....

Определение дауншифтинга можно сколько угодно снижать: суть не изменится.

.

В обществе, где обмен здоровья на деньги считается основным смыслом и содержанием жизни трудоспособной части населения, человек вдруг находит в себе силы и решимость, чтобы сойти с беличьего колеса. Это шаг, это Поступок. Последствием которого обычно становится отнюдь не только сокращение рабочего графика.

Дауншифтинг не всегда бывает добровольным, например, если офисного раба понижают в должности

Тогда это не дауншифтинг, а понижение в должности.

Дауншифтинг — сугубо добровольный отказ от участия в потогонной деньговыжималке.

Антон пишет о варианте развития событий, когда потенциальный дауншифтер сохранил себя настолько, что может самостоятельно, испытывая прежние информационные и социальные нагрузки, поменять внутреннюю систему ценностей и системную стратегию.

Это о тех людях, которые сумели вовремя остановиться в бешеном скоростном потоке.

Но большинство состоявшихся  дауншифтеров - это те люди, который довёли себя "до края" возможно-реальной в их случае выносливости. И одним из вариантов сохраниться для них является  поездка на остров, где можно, не привлекая особого внимания, ходить с берестяным лукошком.

Актуально-временная статья! Спасибо.

Антон, ты прав. Четко и по сути, приготовили опресноки и вышли из офисного Египта :-)

Хорошо написано и четко все акценты проставлены.

Хотел бы добавить, что считаю Лао Цзы одним из главных идеологов настоящего дауншифтинга, а не банального распиздяйсинга и лузерства.

Как мне кажется и в статье Антона это прозвучало: настоящий дауншифтер понял для себя главное зло - Суету.

Для Лао Цзы non-ado  также является обязательным условием мудрости. Вот характерная цитата из Тао Те Чинг:

"THE softest of all thingsOverrides the hardest of all things.Only Nothing can enter into no-space.Hence I know the advantages of Non-Ado.Few things under heaven are as instructive as the lessons of Silence,Or as beneficial as the fruits of Non-Ado".

Вы очень точно обозначили главную проблему т.н. "дауншифтинга". "От себя не убежишь". Пока осталось эго - любой дауншифтинг не более чем паллиатив.

Это проповедь для трудоголиков, а большинство, мне кажется, и не стремится обменять здоровье на деньги. Работают на халяву, но так чтобы и с работы не выгоняли.

Это Юрий уже будет другая проблема- праздность. И задача любого руководителя - посредством дисциплинарных взысканий и депремирования вызывать у таких людей состояние просветления.

Гутэй отсекает палец

Феликс Юльевич, больше всего мне нравится вот такой дзенский коан:

"Какой бы вопрос о дзэн ему ни задавали, Гутэй просто показывал палец. Однажды у него был прислужник, которого посетитель спросил:

— Что главное в учении Мастера?

Мальчик показал ему палец. Увидев это, Гутэй отсёк ему палец ножом. Когда мальчик, крича от боли, бросился вон из комнаты, Гутэй окликнул его. Когда мальчик повернул голову, Гутэй показал ему палец. Мальчик внезапно достиг просветления".

Был это средний палец? Типа: "Это военная база?"
)) коан умалчивает

но данная схема удачно моделирует отношения между начальником и подчиненным в современном офисе.

Ну уж так уж и в современном... Всевременном. "Я начальник - ты кастрат"

Оно, конечно, не по дзэнски будь сказано, но Гутэй просто продемонстрировал (в обратном переводе с дзэнского) - "Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй". Ну а по поводу этой дискуссии - я бы, переводя на многомерность в стиле Дзэн, апшифтанул бы из линейного подхода автора к системному. Мне, напр. лично, (тьфу х 3) совсем не хочется никуда дауншифтиться. Если тебе нравится то, что ты делаешь и оно приносит тебе матблага и всё, что ты себе можешь позволить, не поступаясь ни совестью, ни достоинством, то зачем тебе всё это даунство необходимо? Если, конечно, у тебя не появилась потребность предаться какой либо религиозно-мистической практике. К этому я могу относиться с определённым уважением. Ежели, как многие вынуждены горбить за кусок хлеба и делают всё возможное, чтобы этих кусков было как можно больше во имя преуножения и только, ну тогда, конечно, надобно бы им призадуматься о целесообразности этого своего поведения. А вот ещё в подсоветское время некоторые преобретали определённую степень свободы уходя в истопники или ночные сторожа.

Эту реплику поддерживают: Максим Терский

«Einsicht in die Notwendigkeit» т.е  господин Носик объективно выступает с позиции ортодоксального марксиста-ленинца. Видать в меде крепко учили истмат.

Так Вы, собственно говоря, начали с реализации этой программы, куда Вам дальше-то дауншифтиться?!

.

Весь этот дискурс актуален для людей, сознающих, что они делают не свою работу, играют по чужим правилам, просто ТАК НАДО, потому что ТАК У ВСЕХ. И смысл дауншифтинга как раз состоит с посылания этих условных ВСЕХ на три буквы. А Вы с этого начали, живя по своим правилам.

Антон, все очень точно описано. Добавлю свои ощущения. Я уехал не от того, что мне захотелось в Таиланд, а потому что я больше НЕ МОГ находиться в Москве. И когда жизнь в мегаполисе стала совершенно невыносимой по причине полного непонимания (а точнее непринимания) происходящего, то судьба закинула меня на остров.

Получилось так, что я многим штукам в этой жизни научился от своей кошки. Так вот, - если ей энергетически что-то не нравилось (место, человек, настроение), она просто брала и уходила. Находила какой-то свой фэн-шуй и в нем устраивалась.

А если ВЫ будете делать семинар на эту тему, то Вам возможно будет интересно пообщаться с моим другом Романом Сусловым, лидером "Вежливого Отказа". Он уже много лет живет в глухой деревне и выращивает лошадей. Лет 10-15 назад он написал отличную песню "Люди, покиньте города!"

Антон, спасибо за чётко сформулированное определение. Для себя процесс перестройки я два года назад начал с расстановки приоритетов. При этом можно продолжать неплохо зарабатывать и ни в чём себе не отказывать.

Стало намного легче жить. Избавился от иллюзий. Перестал общаться с людьми, которые мне неинтересны и неприятны. Перестал работать с компаниями, которые мне несимпатичны.

Слово дауншифтинг не люблю не из-за приведённых заблуждений. Люди никуда не опускаются, скорее возвышаются над суетой.

Плохое слово

Сам давно ищу замену.

http://dolboeb.livejournal.com/1767223.html

Хм... Я в процессе дауншифтинга, похоже...

Я похоже тоже... Может фамилия как-то влияет?))

ну да, ну да... "освобождение труда" и все такое) вполне может быть)

Про свободу это очень правильно, вот только в условиях работы в более ли менее крупном Офисе гораздо труднее сохранить ощущение свободы, чем на крыше гоанской виллы. Нужна каждодневная чистка мозга от пытающейся атаковать его мути ввиде насаждаемых "ценностей".  

Кстати, Антон, извините за офф-топ, а почему Гоа? Просто при моей любви к Индии, это единственное место в которое меня ну никак не тянет.

Гоа — потому что мне отвратительны индийская теснота, грязь, невежество, нищета, кастовая система, организованная преступность и межконфессиональная усобица. Гоа — штат, где все эти фирменные знаки Бихара, Махараштры, Пенджаба и Андхра-Прадеша проявлены в наименьшей степени. 

И в той же наименьшей степени проявлены богатейшая культура и история, с прекраснейшими памятниками того и другого; удивительные уголки природы (к сожалению, таковых все меньше); и (шепотом) уже молчу про сумасшедшую энергетику. Но курортная жизнь там вполне возможно и не плоха.

Еще раз извините за офф-топ.

Носителями богатейшей культуры и истории Индии являются не индийцы и, упаси Господи, не индусы, а заезжие иностранцы, вроде нас. Индийцы и индусы в массе своей засирают и разрушают это наследие, включая и памятники истории, и уголки природы.

.

Я б мог совершенно нормально существовать месяцами и в Бомбее, и в Манали, и в Варкале, и в Ришикеше, и в Варанаси, и даже, может быть, в Кашмире или Западном Бенгале, однако же наличие малолетнего наследника обязывает поискать места, где новейшая индийская цивилизация (не путать с древнейшей) не столь глубоко пустила корни. Когда к нам в Гоа на затяжные выходные и праздники съезжаются гости из МХ, АП, Харьяны, НД, ТН, Гуджарата, то все мы — и гоанские католики, и местные хинду с мусульманами, и европейцы — чувствуем себя примерно как римляне во время нашествия Аттилы. Они привозят с собой агрессию, криминал, невежество, злобу. Трудно передать облегчение, которое мы все испытываем в понедельник после нашествия.

Эту реплику поддерживают: Георгий Мхеидзе

да, хочется, конечно, если и уезжать куда-то из столицы православного мира, то туда, где поменьше этой т.н. "духовности"

спасибо за отличный текст. кстати, можно написать тебе в пандан и про то, каково после "дауншифтинга" возвращаться к офисному функционированию, благо у меня этот опыт был. тоже любопытный спектр эмоций...

Антон, а если вдруг жители одного российского города станут все одновременно дауншифтерами. Вы как предполагаете, что-то глобально измениться? Если да, то что?

Зависит от того, чем жители города занимались до этого.

Если производили "Жигули" или добывали цемент для Дерипаски с Гальчевым, никто не заметит, включая их самих.

извините не понял, фото это что иллюстрирует? парень решил искупаться в водоочистительных сооружениях, сливах большого города? реклама стирального порошка, типа, отстираем мозг, всем желающим? нырнуть рыбкой в море пива?...?

Как и все другие статьи Антона и эта

статья мне понравилась, и систему ценностей, в ней изложенную, я считаю предельно привлекательной и, на мой взгляд, разумной. Почему это называют (называет) дауншифтингом я не совсем понимаю, хотя и прочел соответствующую статью в википедии, так как по мне - это скорее восхождение, чем снижение. Но глупо спорить об удачности термина, если он уже устоялся. 

Мне тоже категорически не нравится термин, я даже в ЖЖ собирал предложения по его замене. Но, увы, ничего кроме дореволюционного "опрощения", не собрал дельного.

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская

спасибо, Антон - хорошо и очень внятно написано. Полностью разделяю как ваше определение дауншифитнга, так и, собственно, его принципы. 

У меня получился де факто дауншифтинг из-за полета Франка в космос. Если ли бы я не взяла паузу в корпоративной жизни, то мы бы, практически, год не виделись. Нас такое положение дел не устраивало.

В результате удалось заняться писательствованием - давно хотела, но не доходили руки.

Все получилось по энергетике просто замечательно - как у кошки у одного из предыдущих комментариев. Надо было просто поверить внутренним ощущениям. Рада, что обстоятельства к этому подтолкнули - сама бы еще долго не решилась.

Вспоминается нашумевший ролик про бунтующего менеджера, который оказался промо фильма "Особо опасен". А ведь он стал популярным именно потому,  что тогда (весной 2008 года) тренд антиофисных настроений был в пике -если не ошибаюсь, тогда  "дауншифтинг"  стал модным в России - во всяком случае, о нем много говорили:  помню, люди друг другу рассказывали историю о том, как некий важный сотрудник компании «ЛУКойл» бросил свою высокооплачиваемую работу — и открыл дайвинг-центр в Египте.

Бекмамбетов был примерно пятым, кто приспособил один и тот же бродячий сюжет под свои рекламные нужды. До него в том же году отметились креативщики российского Данона. А в 1979 году такой же погром устраивал герой Мягкова в рязановском "Гараже". Нет ничего нового под Солнцем.

А был еще неплохой фильм "Пляж" с Ди Каприо и музыкой All Saints. Типичный дауншифтинг, хоть и снят был 10 лет назад, когда термин этот  вроде был неизвестен. Спасибо Вам за отменную статью, Антон!