В проекте постановления «О практике применения судами закона РФ “О средствах массовой информации”» подробно разбирается ответственность традиционных и сетевых СМИ за распространяемую информацию. Сайты, распространяющие информацию, не обязаны регистрироваться в качестве средства массовой информации. Те же сайты, которые имеют статус СМИ, не несут ответственности за комментарии пользователей к опубликованным материалам и на форумах. Как отмечает «Коммерсант», пленум в данном вопросе провел аналогию с теле- и радиопрограммами в прямом эфире, за содержание которых СМИ также не несут ответственности. Кроме того, все СМИ не отвечают за информацию, распространенную информагентствами, даже если отсутствует прямая ссылка на них. За перепечатки публикаций иностранной прессы российское издание несет ответственность только в том случае, если у зарубежного СМИ нет корпункта в России.

Отдельно в проекте постановления разбирается принцип публичности органов власти, в том числе судов. В документе прописано, что чиновники обязаны без задержки отвечать на запросы журналистов. Проведение судебных заседаний в закрытом режиме без достаточных на то оснований может расцениваться как «нарушение права на справедливое публичное судебное разбирательство, предусмотренное пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Со СМИ снимается ответственность за интервью чиновников. Кроме того, распространение фактов о жизни политиков более не приравнивается к вторжению в жизнь частных лиц. Согласно проекту, политики не могут иметь ту же степень защиты, что и обычные граждане, так как их жизнь представляет общественных интерес. В частности, суды должны «проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способных оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, политических деятелей при исполнении ими своих функций, и сообщением подробностей частной жизни лица, которое не занимается какой-либо официальной деятельностью». Кроме того, допускается распространение материалов, подготовленных с использованием скрытой камеры, а также сведений о личной жизни граждан без их согласия, когда это необходимо для защиты публичных интересов.

Суды, рассматривая дела о злоупотреблении свободой, обяжут не только проводить лингвистическую экспертизу слов и выражений, но и изучать контекст, в котором они использованы, и общественно-политическую обстановку. При этом проект постановления не позволяет приостанавливать деятельность СМИ в обеспечение исков или же запрещать освещение какой-либо темы, так как подобные санкции умаляют авторитет правосудия.

Наконец, в проекте постановления подробно разъясняется, что такое цензура. Так, например, требовать от журналиста согласовать материал имеют право лишь главный редактор издания или лица, несущие ответственность за соответствие требованиям распространяемой информации. Учредитель СМИ может просить о согласовании только в том случае, если такая возможность прописана в уставе издания. Интервьюируемое лицо имеет право корректировать текст, однако журналист не обязан предоставлять ему текст на согласование.

Как сообщил пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, проект получил одобрение 20 апреля и будет принят в ближайшее время. По данным «Газеты.ру», это может произойти 29 апреля.

«Главное, чтобы окончательный вариант постановления был принят в том виде, в каком его одобрил пленум ВС», — заявил секретарь Союза журналистов и один из авторов закона «О СМИ» Михаил Федотов газете «Коммерсантъ». По его словам, пленум Верховного суда фактически выступил на стороне СМИ, и теперь на него могут надавить и вынудить изменить некоторые положения. Федотов также отметил, что существование данного проекта постановления показывает, что существующий закон, принятый еще в 1991 году, по-прежнему эффективен и его «лучше не трогать».