На выставке работы 25 художников русского происхождения, переехавших во Францию в разное время и продолжавших здесь работать. Представлено три поколения: те, кто родился в 20–40-е годы и приехал во Францию в 70-х, — это художники-нонконформисты, вынужденные эмигрировать после знаменитой «бульдозерной выставки»; те, кто родился в 50–70-е годы и попал в Париж после распада СССР; и, наконец, «дети перестройки», мировоззрение которых формировалось уже в основном во Франции. Интересно проследить, как, в зависимости от возраста отъезда, на мировоззрение художников влияла их новая родина. На кого-то Франция оказала большее влияние, чем Россия, на кого-то — наоборот. Впрочем, все художники, участвующие в выставке, «двукультурны».

Владимир Кара, вдохновитель и организатор проекта, настаивает на том, что он интересен именно смешением стилей, поколений и школ. Здесь представлены и живопись (Оскар Рабин, Маша Пойндер, Катерина Зубченко и сам Владимир Кара), и рисунок (Игорь Минаев, Юрий Купер), и фотография (Георгий Пинхасов, Валентин Самарин-Тиль, Александра Кремер-Хомасуридзе).

Диана Бил (Dianne Beal), независимый куратор и арт-дилер, совладелица галереи Blue Square, организовавшей эту экспозицию, рассказала о том, как родилась идея выставки.

При развеске работ следовали принципу: в центре — картины художников старшего поколения (Рабин, Кара, Ракузин, Рогинский), а в залах вокруг — произведения более молодых художников. Таким образом хотели подчеркнуть диалог между поколениями и разными направлениями искусства: абстрактной и фигуративной живописью, фотографией и скульптурой.

Оскар Рабин, пожалуй, наиболее известный из участников, отдал на выставку три свои последние работы. Название экспозиции спровоцировало его на рассуждения о том, каким художником он себя считает — русским или французским. В результате Рабин придумал для себя определение «советский парижанин».

А вот Николаю Саульскому, уехавшему из России в 15-летнем возрасте, говорить об искусстве проще по-французски, потому что образование он получил во Франции.

«Россия, которая мне нужна, всегда со мной» — эти слова Владимира Набокова очень точно отражают главное впечатление от выставки.