Фото: Thomas Hawk/Flickr
Фото: Thomas Hawk/Flickr

«Я думаю, мы можем построить эту ракету сами» 

В конце октября 2001-го Илон Маск отправился в Москву, чтобы купить межконтинентальную баллистическую ракету. Вместе с ним в Россию приехали специалист по международным поставкам аэрокосмических материалов Джим Кантрелл и лучший друг Адео Ресси. 

Маск, Кантрелл и Ресси несколько раз встречались с компаниями НПО имени Лавочкина и «Космотрас». Но все встречи, казалось, проходили одинаково: представители компаний назначали их на 11 утра, вели светские беседы, ели бутерброды, сосиски и пили водку, а потом долго курили. И лишь после этого кто-нибудь спрашивал у Маска: «Так что вы хотите купить?». 

В России его тогда приняли за новичка-любителя — и домой он вернулся ни с чем.

В феврале 2002-го с портфелем, набитым наличными, и все в той же компании Маск снова приехал в Россию. Теперь он хотел купить не одну, а три ракеты. Маск встретился с представителями «Космотраса» в богато украшенном, заброшенном дореволюционном здании недалеко от центра Москвы. Пили «за космос» и «за Америку», а слегка взволнованный Маск, наконец, напрямую спросил, сколько будет стоить ракета. Ему ответили: «Восемь миллионов долларов». Маск предложил ту же сумму за две ракеты, но от такой сделки в «Космотрасе» отказались. В этот момент Маск подумал, что русские либо несерьезно относятся к ведению бизнеса, либо хотят «содрать» с него как можно больше денег. 

После встречи Маск и Кантрелл вышли на улицу, шел снег, было грязно и холодно. Они поймали такси и поехали прямо в аэропорт. В самолете команда решила выпить, коллеги Маска обсуждали неудачную поездку и пили за то, что наконец улетают из Москвы. Сам он что-то печатал на компьютере. «Чертов ботаник: что он может сейчас делать?», — подумали тогда его коллеги. А Маск развернулся и показал им новую сводную таблицу. «Ребята, — сказал он, — я думаю, мы можем построить эту ракету сами».

«Это место и этот парень были потрясающими»

Готовясь к съемкам фильма «Железный человек» в начале 2007 года, режиссер Джон Фавро арендовал в Лос-Анджелесе здание, которое когда-то принадлежало знаменитому предпринимателю и пионеру авиации Говарду Хьюзу. Объект стал производственным офисом для фильма. Это очень вдохновляло исполнителя роли Железного человека (и Тони Старка) Роберта Дауни-младшего: не так давно в этом здании воплощались грандиозные идеи великого предпринимателя, который «встряхнул» промышленность, думал он.

В том же 2007-м Дауни узнал о человеке, который был похож на Говарда Хьюза и который построил свой собственный промышленный комплекс примерно в десяти милях от съемочной площадки «Железного человека». В марте 2007-го актер посетил штаб-квартиру SpaceX в Эль-Сегундо и познакомился с этим самым человеком — Илоном Маском. «Меня не так-то легко удивить, но это место и этот парень были потрясающими», — сказал Дауни.

Для актера объект SpaceX был словно гигантский, экзотический магазин бытовой техники. Увлеченные сотрудники сновали туда-сюда. Все они, казалось, искренне восхищались тем, что делали. 

Во время первой встречи Маск и Дауни прогулялись, посидели в кабинете предпринимателя и пообедали. Дауни отметил, что Маск был совсем не таким, каким его описывали — беспокойным и помешанным на программировании. Напротив, он был тем, кто мог уверенно работать вместе с любыми людьми на любой фабрике или заводе, координируя их. Вернувшись в производственный офис «Железного человека», Дауни попросил разместить постер Tesla в мастерской Тони Старка. 

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: