Фото: Wikimedia
Фото: Wikimedia

Коровы, оспа и первые антипрививочники

Историю вакцинации принято отсчитывать с XVIII века. В Европе тогда бушевала эпидемия оспы (по некоторым данным, от нее погибло около 500 миллионов человек), доктора проводили так называемую «вариоляцию»: здоровому человеку прививали гной из язвы другого человека, больного оспой, чтобы первый переболел в легкой форме и приобрел иммунитет. Но это распространение заболевания не сдерживало — даже наоборот, провоцировало новые вспышки. 

Уже в конце столетия английский врач Эдвард Дженнер стал наблюдать за доярками графства Глостершир, которые, в отличие от остальных местных жителей, не заболевали, хотя на их руках появлялись язвы, похожие на те, что были у заразившихся оспой. Такие же язвы врач обнаружил на вымени коров, которых они доили, — так Дженнер понял, что девушки заразились более легкой формой заболевания — коровьей оспой. Тогда он решил провести эксперимент и привил гной из язвы одной из доярок Сары Нелмс в руку 9-летнему Джеймсу Фиппсу, а через некоторое время провел мальчику вариоляцию. Тот не заразился, и новый метод борьбы с эпидемией стали использовать повсеместно. Его назвали «вакцинацией», от латинского слова «коровья» — vaccinae. 

Позже английское правительство решило сделать прививки от оспы обязательными, именно после этого из тени вышли противники вакцинации — так называемые «антиваксеры». Некоторым казалась противоестественной сама идея заражать человека болезнью животного. Другие считали, что и вариоляция была вполне действенным методом, отказываться от которого не стоит. 

В Стокгольме антипрививочники говорили, что сомневаются в эффективности вакцинации, и считали, что, когда она становится обязательной, нарушаются естественные права и свободы человека. В итоге в городе привились лишь 40% граждан, и произошла новая вспышка оспы.  

Были у антиваксеров и другие опасения: так, например, некоторые из них считали, что в вакцинные растворы добавляют яд гадюки, из-за которого могут вырасти хвост и рога. А карикатуристы изображали, как на местах укола растут маленькие коровы. Стали появляться целые антиваксерские лиги, их члены писали трактаты о вреде прививок, создавали и распространяли петиции против обязательной вакцинации. К началу XX века в одной только Англии их насчитывалось больше двухсот. 

Шло время, вакцины становились лучше, распространялись активнее, и в 1930-е годы заболевать оспой, как и протестовать против прививок, стали реже. Примерно в это же время уже не отдельные страны, а международные организации здравоохранения стали проводить массовую вакцинацию, предотвращая вспышки по всему миру. 

Фото: GettyImages
Фото: GettyImages

Суды с государством и новые вспышки

В XX веке врачи стали разрабатывать все больше вакцин: в 1914 году появилась прививка от столбняка, в 1915-м — от коклюша, в 1921-м — от туберкулеза, в 1923-м — от дифтерии. Из-за высокой смертности во многих странах вакцинация от этих заболеваний стала обязательной, но активных антипрививочных кампаний в начале века не было — болезни пугали людей больше, чем возможные осложнения от прививки.

В 1980-е годы движение антиваксеров возродилось. Это было связано с тем, что младенцев в Америке стали вакцинировать АКДС (Адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной). Антипрививочники считали, что прививка не только не защищает от заражения коклюшем, дифтерией и столбняком, но и вызывает другие заболевания. Они начали массово судиться с государством и получать миллионы долларов компенсаций, хотя установить связь между прививкой и заражением никто не мог.

Из-за отказа от прививок в разное время случались вспышки таких заболеваний, как коклюш (Швеция, в 1979–1996 в стране был введен государственный мораторий на вакцинацию), дифтерия (Россия и СНГ, в 1990-е граждане стали массово отказываться от вакцинации), детский полиомиелит (Нигерия, в 2000-е в стране отказались от применения западных вакцин).

Фото: Wikimedia
Фото: Wikimedia

The Lancet, аутизм и врач-«антипрививочник»

В конце 1990-х в британском медицинском журнале The Lancet вышло исследование врача Эндрю Уэйкфилда, в котором утверждалось, что прививки против кори, краснухи и эпидемического паротита вызывают аутизм. Статью обсуждали, фрагменты из нее цитировали, а антипрививочники приводили их в качестве аргументов против вакцинации.
Если сегодня зайти на страницу, где опубликовано это исследование, то появится надпись retracted (англ. отозвана). Дело в том, что ученые посчитали выводы Уэйкфилда бездоказательными: его исследование основывалось на наблюдении всего лишь за двенадцатью детьми, при этом врач фальсифицировал даты проведения прививок и приписывал в медицинские карты детей симптомы, которых у тех никогда не было. 
Кроме того, выяснилось, что адвокат якобы пострадавших от вакцин детей заплатил Уэйкфилду крупную сумму — статья могла бы стать одним из ключевых доказательств «опасности вакцины». В итоге врача лишили лицензии.

При этом «исследование» так впечатлило людей, что слухи о том, что прививки вызывают аутизм, распространяются до сих пор. Это, например, один из доводов тех, кто выступает против вакцинации от COVID-19. Правда, никаких доказательств (кроме доказательств обратного) у антиваксеров до сих пор нет.

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: