Ученые из Флоридского государственного университета пришли к выводу, что у хороших учителей показатели успеваемости учеников сильно разнятся, и чем сильнее разница, тем больше шансов у талантливого ученика раскрыть свой потенциал. И наоборот: ровная успеваемость класса показывает, что уровень учителя невысок; способные ученики не смогут при нем проявить себя. Статья под названием «Влияние квалификации учителя на раскрытие генетического потенциала ребенка при обучении навыкам чтения» (Teacher Quality Moderates the Genetic Effects on Early Reading) вышла в пятницу в журнале Science.

Проводившиеся ранее исследования близнецов показывали, что гены имеют определяющее значение при обучении ребенка чтению; при этом внешние обстоятельства (семейная обстановка, роль учителя) никак не изучались. В то же время исследования, изучавшие влияние учителей на успехи учеников в чтении, проводились не на близнецах (как в работе из Science), а на обычных школьниках, что не позволяло получить надежные данные. По словам ведущего автора статьи в Science, профессора психологии Джанет Тэйлор, почти никто до сих пор не занимался изучением взаимодействия двух этих факторов ― генетики и влияния учителей. Их исследование показало: в генетике заложены сильные различия в способностях, а учителя могут их либо подчеркнуть, либо сгладить. Вопрос в том, как именно сгладить: сделать всех хорошими или посредственными? Оказывается ― только посредственными.

В исследовании участвовали 280 пар однояйцевых и 526 пар разнояйцевых близнецов, учившихся в 1–2-м классах школ. Сначала ученые выяснили, какие оценки по чтению у этих детей, чтобы определить, какова в среднем разница в успеваемости у каждой пары близнецов. Полученные данные позволили сделать вывод о степени влияния генов на способность к обучению навыкам чтения: ведь у однояйцевых близнецов гены совпадают на 100% (а значит, генами уже нельзя объяснить, почему у близнецов успехи разные), у разнояйцевых ― на 50%.

Затем в течение учебного года исследователи оценили учителей на основании прогресса их учеников и распределили преподавателей по шкале от самых «плохих» до самых «хороших». Сопоставив те и другие данные (то есть посмотрев на все те же оценки близнецов, но уже с учетом того, у «хорошего» или «плохого» преподавателя они учились), ученые сделали вывод, что в классах у «хороших» учителей различия между близнецами проявлялись сильнее, чем в классах у «плохих» учителей.

Большинство близнецов во Флориде ходят в разные классы (такова государственная политика штата), и это помогло проведению исследования; картина получилась более четкой. У разнояйцевых близнецов, ходивших в классы к двум «хорошим» учителям, различия проявлялись максимально ― и у них были разные оценки по чтению. А если оба близнеца ходили к «плохим» учителям, эти различия были незаметны, так как более талантливый близнец не мог себя реализовать.

В дополнительном исследовании ученые отдельно рассмотрели однояйцевых близнецов, которые учились в разных классах. Данные основного исследования, разумеется, подтвердились: среди однояйцевых близнецов больших успехов в технике чтения достигал тот ребенок, который учился у «хорошего» учителя, в то время как его близнец под руководством менее квалифицированного преподавателя читал гораздо хуже.

«Конечно, ничего экстраординарного мы не открыли, ― говорит Джанет Тэйлор. ― Хорошие учителя ― это хорошо, в этом никто не сомневается. Но я думаю, наше исследование помогает подчеркнуть то, что учителя и так знают: дети, которые приходят в класс, ― они все разные. Большую роль в обучении играют генетические данные. Но и внешние факторы немаловажны. Конечно, целиком полагаться на учителя не следует, так как от него зависит далеко не все. Но точно так же не следует соглашаться с тем, что все зависит от генов и мы ничего не можем сделать, чтобы максимально реализовать потенциал ребенка».

Напомнить о роли учителя в успехах учеников действительно нелишне. По словам кандидата педагогических наук Веры Назаретян, многие учителя не до конца понимают важность работы с одаренными детьми. Они аргументируют свою позицию тем, что их главная задача ― «подтянуть» двоечников. «Учителя чаще всего работают со средними учениками, а хорошими почти никто не занимается, ― говорит Назаретян. ― Чтобы успешно управлять классом, обычный учитель строит свою работу ”линейно”, переходя от одной части урока к другой. Получается один уровень для всех. Более сложная работа состоит в том, чтобы мысленно разделить класс на слабых, средних и сильных учеников и для каждой группы иметь свой план урока. Пока один ученик решает две задачки, другой решает десять. Получается, урок ведется на трех уровнях ― и эффект от такого урока гораздо больше».

С одаренными детьми иногда бывает трудно работать ― они доставляют учителю не меньше хлопот, чем отстающие, говорит Назаретян. «Учитель еще не до конца все объяснил, а они уже все поняли». Кроме того, одаренные дети часто бывают «не такими, как остальные». И это, безусловно, требует от учителя особенного напряжения.