Протез памяти, или Шпионаж за самим собой
В продаже появилась миниатюрная фотокамера Vicon Revue, которая способна сутки напролет фиксировать события жизни своего хозяина. Теперь отлистать воспоминания своей (и чужой) жизни с точностью до секунды может каждый. Осталось понять, что означает такая возможность и как она изменит нашу жизнь.
Это далеко не первая попытка посадить человека на крючок видеонаблюдения. Еще в 2003-м компания Deja View выпустила на рынок компактную видеокамеру с микрофоном, которая крепилась к очкам или кепке и автоматически сохраняла последние 30 секунд записи. Чтобы сохранить более долгий отрезок записи, достаточно было нажать кнопку.
Через год Microsoft разработал свой SenseCam — еще более миниатюрное устройство, способное снимать 2 тысячи кадров в день. Датчики движения, освещенности и температуры позволяли автоматически фиксировать любое движение человека.
Сегодняшняя новинка Vicon Revue для страдающих Альцгеймером оснащена многоосным датчиком поворота, магнетометром-компасом и объективом «рыбий глаз», расширяющим угол зрения до 180 градусов. Батареи хватает на 24 часа непрерывной работы, а встроенной памяти (1 Гб) — на 30 тысяч снимков, которые к концу дня можно слить на компьютер через USB.
С одной стороны, оно, конечно, технический прорыв. Потратив всего 500 фунтов, теперь я могу приобрести протез памяти, который поведает мне, где я мог посеять ключи неделю назад, как выглядел ловкач, умыкнувший мою сумку в Барселоне прошлым летом, а также пролить свет на события многих ночей, подробности которых память не сохранила.
С другой стороны, слегка не по себе. Наверняка не я один в этом изобретении чую привкус оруэлловской антиутопии. В некотором смысле Vicon покруче жутких телекранов, установленных в домах членов партии из романа «1984». Ведь Vicon абсолютно мобильна. Это уже не просто телекран, это самый настоящий Большой брат, который следит за тобой всегда. В условиях полного отсутствия прайвеси, о чем теперь так много говорят, пошаговый маршрут моей жизни может оказаться в чьих угодно руках. Может, бог с ними, с ключами, сумкой и воспоминаниями?
Я не склонен к конспирологии. Не думаю, что британские инженеры создавали миниатюрного Большого брата для тотальной слежки. В конце концов, в последнее время мы сами добровольно и с энтузиазмом отказываемся от частной жизни, публикуя блоги и вступая в социальные сети. К тому же в современных городах камеры слежения и так висят на каждом углу, так что дополнительный фотоаппарат на моем лацкане никакому Большому брату не понадобился бы.
Интереснее другое. Большой брат влияет на наши действия не тем, что следит, а уже тем, что теоретически может следить. Вспомните хотя бы подростков, годами работавших, говоривших и занимавшихся любовью на камеру в «Доме-2». Это, конечно, гротеск, клинический случай, но под наблюдением любой человек, очевидно, ведет себя не так, как без присмотра.
Что со мной станет, когда я нацеплю камеру на грудь и буду знать, что каждый мой шаг, плевок и поцелуй будет задокументирован? Будет ли это меня дисциплинировать? И что будет с психикой моих детей, если лет через десять такая камера станет обязательным школьным аксессуаром наряду с ранцем, лэптопом и мобильником? У меня нет ответа ни на один из этих вопросов.