Провал дизайн-проекта «Великая Победа»

Сегодня редакция «Сноба» выложила в свободный доступ фотопроект из майского номера журнала с фотографиями военных лет: парадными, использовавшимися для пропаганды, зачастую постановочными, и наоборот, репортажными, архивными, прежде не публиковавшимися

+T -
Поделиться:

Открывающая фотография этого проекта – снимок «Комбат» Макса Альперта, которую, начиная с 1942 года, несчетное количество раз печатали в газетах, на плакатах и агитлистовках. И которая, по одной из версий, была снята еще до начала войны и уж точно не была репортажной. Именно это фото было первым, что я увидела,  прорвавшись на Театральный проезд через толпу, георгиевские ленточки и металлоискатели.

Строго говоря, ко встрече с «Комбатом» я была готова.

Сначала – еще утром -- я нашла в почтовом ящике светло-оранжевый конверт, на котором был нарисован вечный огонь в форме красной звезды и цифр 65. В конверте было письмо для моего девяностолетнего деда-ветерана из муниципалитета.

Потом – по дороге к метро – я увидела рекламный плакат магазина «Копейка». Там тоже была нарисована красная звезда и цифра 65 (скидка на 65 видов товара – было написано на плакате).

Потом – уже в метро – мне продали билетик на две поездки. На белом фоне – все тот же вечный огонь в форме цифр.

Еще за два дня до этого --  я пыталась купить дедушке открытку к 9 мая, и не нашла ни одной, от которой бы не тошнило. В итоге открытку для деда нарисовала моя шестилетняя дочь, но,  признаться, и ей уже как-то успели немного промыть мозги в детском саду – так что открытка каким-то непостижимым образом напоминала и оранжевый конверт из муниципалитета, и рекламу «Копейки», и билетик на метро.

А еще неделю назад -- когда Москву только начали украшать ко Дню Победы, когда только стали появляться эти желто-красные плакаты, красные растяжки, и оранжево-черные ленты -- Анна Немзер - один из шеф-редакторов Сноба - сказала, что для какого-нибудь культуролога или дизайнера то, как именно власти оформляют город к празднику могло бы стать отличной темой для исследования. В самом деле, как они добиваются этого эффекта? Как им удается заставить меня, человека, который всего год успел побыть пионером, почувствовать всю эту советскую атмосферу, духоту нашей школьной пионерской комнаты, в которой почему-то не было окон, все это бессмысленное послеобеденное марширование в летнем лагере, весь этот нестерпимый официоз?

Одним словом, когда первым, что я увидела, выйдя из метро «Охотный ряд» и пройдя через рамки металлоискателей на Театральный проезд,  оказалось фото «Комбат» Макса Альперта – я не удивилась.  Театральный проезд оформлением напоминал первомайскую демонстрацию, а настроением – фестиваль «Нашествие». От «Нашествия» его отличало только то, что на сувенирных лотках продавали не майки с изображением группы «Чайф», а пилотки и танкистские шлемы.

По проезду в пилотках и шлемах, с георгиевскими лентами на груди, с флажками в руках шли люди. Нормальные веселые люди, большей частью молодые – ну, правда, такие же, какие ходят на «Нашествии».

Немного по-другому было в скверике у Большого театра.

Там сначала мимо меня прошла пожилая женщина с фотографией молодого военного на груди. Под фотографией крупным шрифтом было написано – «Разыскиваю папу Леонидова Максима Евгеньевича, пропавшего без вести в 1945 году».

Еще там был совершенно пустой пятачок рядом с табличкой «Здесь встречались понтонеры 7 ОМПМБ».

И у тех нескольких ветеранов, что сидели на скамеечках сквера в руках были огромные букеты цветов. Последний раз 9 мая я была в центре Москвы лет семь назад, и тогда букеты были гораздо меньше. Ну, просто потому, что ветеранов было больше.

И вот тут в этом скверике, я поймала себя на мысли, что больше не думаю про то, что этот день мог бы стать днем скорби, не думаю про сакрализацию Победы и этой Войны, не думаю про превращение их в национальную идею.

То, чего я так боялась увидеть, выходя утром из дома,  – как под красными знаменами пожилые обнимают молодых, славя поочередно Сталина и Путина, – не случилось. Другими словами – фотография Комбат, увеличенная, и растянутая в самом центре города сегодня не сработала.

Ни она, ни все эти оранжевые конверты, ни сам парад не вызвали у москвичей патриотического подъема.

Патриотический подъем, слезы и вообще эмоции вызывает глухая бабушка в одиночестве сидящая у Большого театра под табличкой «611-ый истребительный авиационный полк», репортажная съемка подвешенных за ноги партизан и книжка «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова.

Талантливый политтехнолог в паре с талантливым дизайнером из такого материала запросто могли сделать так, что вся Москва, обнявшись и рыдая, шла бы по Красной площади, распевая «Этот День Победы».

Но талантливых найти не удалось, а потому люди просто гуляли по перекрытому центру города, пусть и в пилотках и георгиевских лентах. Пусть и в странных советских декорациях. 9 мая 2010 года не стал днем скорби по погибшим, но и днем фальш-патриотизма он тоже не стал. И это ли не лучший – пусть и невольный --  подарок властей ко Дню Победы.

Комментировать Всего 7 комментариев

Три часа с лишним - с без чего-то девять и до полуночи - пыталась въехать в город с дачи. По Рублево-Успенскому шоссе, потом в объезд - через Можайку. Пробки были какие-то нечеловеческие. Потом выяснилась их причина: президент Медведев на белой "Победе" разъезжал по городу, смотрел праздник. Садовое кольцо перекрывали четыре раза. Перекрывали Ленинский проспект, набережные - у праздничного объезда был довольно хаотичный маршрут. Ну и въезды в город тоже держали - чтобы не накапливались под ногами болтаться, видимо.

Виталий Мантров Комментарий удален

Похоже, что совковая эстетика в оформлении праздников совершенно неистребима. Георгиевские ленточки в диком сочетании с триколорами и звездами намертво влипли в визуальный ряд Дня Победы. Как и тошнотворная мимоза уже многие-премногие годы неразделима с международым (?) женским днем.

Ну, не умеют они государственное оформить неформально. Не могут они апеллировать к человеческим чувствам, а могут - только к официозному пафосу. Они не сердцем думают, а надутыми щеками.

Зато народ у нас оторвался неформальненько! Продемонстрировав (вполне может быть, что простодушно) полное отстутсвие вкуса и такта. Меня просто дико взбесили автомобильные наклейки "На Берлин!" и  "Т-34". Я думаю, тем немногим, кто дошел до Берлина и остался в живых, не сильно радостно такое подкрепление. Да и на какой Берлин собрались сегодня эти остроумцы?..

Видел наклейку на фольксвагене: "Трофей из Германии". Ну, просто глупо, но хоть не оскорбительно.

Видел пулемет "Максим" из зеленого пенопласта на крыше джипа. Интересно, работники ГИБДД оштрафовали автовладельца за ненадежно закрепленный груз или пулемет все-таки безопасней, чем синее ведерко?..

И только единожды заметил достойную и правильную вещь: на стекло недешевого "лендровера" была приклеена большая любительская фотография военных лет: портрет солдата в орденах и медалях. Наверное, предок. Очень лично и трогательно.

Уважаемый Стас.

Вы считаете, что люди не могут пошутить? Или должны все ходить и рыдать? помянули и праздновать надо. Ведерки сравнивать с символичным пульметом на день победы глупо. Оформили как обычно оформляют, что привычно для глаз ветеранов. Вы как проявили свой вкус и такт?  Кто дошел до берлина Вы их спросите нравится это или нет, зачем за них думать? Кто искренне радовался этому празднику, тот и отметил его хорошо и не искал изъянов и подводных камней  в организации. У меня на машине написано "Спасибо за победу" тоже скажете безвкусие?

Уважаемый Яков,

Я считаю, что люди могут пошутить. Более того, я уверен, что люди шутить должны!

Только шутить они должны не по-идиотски. Не уверен, что смогу Вам вкратце объяснить: чем дурной вкус отличается от хорошего. Боюсь, что хороший вкус не воспитывается путем чтения комментариев на "Снобе". А жаль, кстати...

Одним из проявлений вкуса и такта является нежелание ими хвастаться. Поэтому я не стану Вам рассказывать: как и что я проявлял.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Вера Шенгелия

Историческое омрачение

Обилие снимков с геноцидной мордой Сталина приводит к тошноте. Как жаль, как невыразимо жаль что лица этих героев, троекратно славных, по-истине непобидимых, великих героев войны, дедов нашей свободы, отцов нашего настоящего, свернувших голову фашистскому чудищу, как жаль что их лица сияют не глядя на то настоящее что построили их сыновья и внуки, а на то прошлое что построили исчадья Сталинской партии, на те кощунства, убийства, издевательства и моральные вымогательства эпохи правления советского Ирода.

А я плакала , когда смотрела парад и мне очень хотелось быть в это время в России и гордиться страной побетительницей!!! И совершенно, очевидно что так себя чувствовало большинство граждан Великой страны и мне жаль что этого Вы не увидели, и не почувствовали горечи  и боли от того, что так много погибло людей в страшной мясорубке  и гордости от  Победы, которая позволила всем нам  жить и радоваться жизни не в рабстве. То что видели Вы совершенно не испортило праздник, потому что это никому не мешало. Нужно видеть сердцем!

и хорошо, что не нашлось дорого политтехнолога! потому как уже то, что нашлись деньги на позорный концерт в лужниках - уже достаточно! пусть будет так - не пошло, но и не натурально, пусть люди в истерии цепляют на себя ленточки, пусть горланят с поппсовыми исполнителями песни военных лет и пусть смотрят михалкова. может хоть у кого-нибудь из них потом что-то шевельнётся в душе, когда увидят соседку-старушку с тяжелой сумкой, и они ей помогут, может хоть часть из этих "самых лучших молодных людей страны-победителя, ура-ура!", хоть 1% этих героев увидят, что вокруг них живут старики, которым нужна помощь, которых надо защитить. возможно они уберут могилку ветерана на городском кладбищие или помогут всполоть огород старику на даче. Очень надеюсь, что вся эта истерия стоила хоть чего-то хорошего! потому как тратить силы хорошего политтехнолога и получить тот же выхлоп - глупо!