[heroes]

По мнению Марата Гельмана, главный вопрос, который волнует обе стороны конфликта, — это как обеспечить сохранность культурных и исторических ценностей. Исходя из имеющегося мирового опыта, он предлагает четыре варианта действий, которые позволили бы обеспечить должное хранение и реставрационные работы, учитывая при этом интересы всех.

1. Культурные ценности передаются церкви, но продолжают находиться в музеях.

В этом случае культурные ценности религиозного назначения принадлежат церкви, но продолжают находиться в музеях, где обеспечивается их сохранность и доступность. Во время религиозных праздников эти предметы могут быть переданы из музеев в нужное место под наблюдением специалистов, чтобы использоваться в религиозных обрядах.

2. Создание музеев в структуре религиозных организаций.

При этом варианте религиозные организации должны заняться созданием музеев с профессиональными научными и реставрационными отделами. Пройти международную сертификацию, позволяющую экспонировать предметы мирового культурного значения. Когда такая система церковных музеев будет создана, можно будет говорить о передаче туда объектов исторического и культурного значения.

3. Музеи, в которых периодически проходят богослужения.

Этот вариант приемлем для тех историко-архитектурных комплексов, где необходимо сохранить не отдельные объекты, а исторический облик в целом. Например, невозможно в Сикстинской капелле отдельно рассматривать художественную ценность потолка, отдельно — иконостаса, отдельно — самого здания.

4. Создание хранилищ при храмах.

Музеи (сокровищницы) могут быть созданы как в уже действующих храмах, так и во вновь передаваемых. В сокровищницах должны храниться находящиеся в собственности храма исторические и культурные ценности. При этом для музея (сокровищницы) должна быть выделена территория, посещение которой должно регламентироваться отдельно от посещения храма. В ряде случаев целесообразно существование двух параллельных администраций — музейной и церковной.

Юрий Аввакумов предлагает пятый вариант: ценности остаются в собственности музеев, а церковь получает их на временное хранение, несет за них полную ответственность и обязана обеспечивать их полную сохранность.