
Печальная история группы Spielerfrau
Нет, серьезно. Оговоримся сразу, что речь идет не о безобидном хобби. На протяжении четырех с лишним лет я считал себя в первую очередь музыкантом и только потом уже — с большим отрывом — журналистом, писателем и т. д. Титаническим усилием воли мне удалось избавить себя от этой иллюзии всего год назад, когда 20-летние музыкальные критики, которым я писал лебезящие письма с просьбой отрецензировать мой последний альбом, начали в ответ тем же тоном осведомляться, нет ли у меня в журнале вакансий, и намекать на quid pro quo. Стало понятно, что нужно срочно выбирать одно из двух. Либо писать для аудитории в пару миллионов человек, либо петь для бармена. Я предпочел громкость рупора поэтичности текста. Это, пожалуй, и был официальный конец детства.
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о постпанковом квартете. Прежде чем самораспуститься в 2008 году, группа Spielerfrau успела сыграть больше сотни концертов, выпустить два альбома и сингл, съездить в два турне и стать предметом хвалебной рецензии в The New Yorker — при этом не заполучив и десятка фанатов. Напрашивается довольно очевидный вывод, что мы просто были очень плохой группой. В реальности дела обстояли гораздо хуже: мы были группой, которая нравилась только критикам.
Все началось в 2003 году. Вооруженный скромным ассортиментом возможностей (четырехдорожечный «Таскам», рудиментарные навыки игры на гитаре и плоский коэновский баритон), я записал у себя дома Pans, небыструю и печальную песенку с навязчивым мотивом, и отправил ее паре знакомых музыкантов. Тут вмешался фатум. Знакомым знакомого, которому песня особенно понравилась, оказался продюсер Мартин Биси, в свое время работавший с людьми вроде Игги Попа и Sonic Youth. Биси согласился немножко причесать Pans и выпустить на своем собственном малюсеньком инди-лейбле. Результат звучал так.
Песни тем временем продолжали писаться. Стало понятно, что в какой-то момент их надо будет исполнять вживую. Состав группы сложился по принципу салочек: каждый завербованный притаскивал кого-то еще, пока Spielerfrau не была укомплектована басом, барабанами, гитарой и электроорганом. Группа выглядела как синекдоха богемного Нью-Йорка — кроме меня, в ней играли датчанин, новозеландец, ирландец и поляк — и год спустя звучала уже совсем по-другому.
Наш первый альбом, The Sad Part, разошелся тиражом около пятидесяти экземпляров — это включая продажи электронной версии на iTunes. Второй альбом, Journalism, не взял даже этой планки. Но каждый раз, когда одна из наших песен появлялась на сайте группы в качестве бесплатного mp3, ее скачивали тридцать, сорок, пятьдесят тысяч раз.
Проблема была, пожалуй, во мне. С одной стороны, я писал заумь — в приведенной выше песне легко уловить цитату из Бродского («свобода / это когда забываешь отчество у тирана); с другой — пел вживую так тихо, что до зала не доносилось почти ни слова, хоть либретто раздавай.