Искусство жить ночью
Посреди большой площади «Винзавода» (есть еще вторая, малая) сидят две девушки и пьют кофе. Их аккуратно обходят. Скоро, впрочем, девушки сами вольются в шествие тех, кто завороженно ходит по всей территории за танцующими барабанщиками из группы «Маракату».
На подоконнике своей галереи сидит Айдан Салахова и тоже смотрит на барабанщиков.
Они идут с малой площади на большую и захватывают с собой, кажется, всех, кто есть.
Поздним вечером очереди в каждый из цехов, в каждую галерею, в каждый закуток, но все дружелюбны и улыбаются.
Это «Ночь галерей» на «Винзаводе», тут так уже в который раз. «Винзавод» за эти годы стал обязательным пунктом программы международной «Ночи музеев» в Москве. На эту ночь он становится тем минигородом, в котором всегда хотелось оказаться, пусть даже по билету. Так что нормально, когда в такую ночь тебе много раз звонят с вопросом: «А вы где? Не на “Винзаводе” случайно?»
Как говорит руководитель «Винзавода» Софья Троценко, программу готовят весь год.
В этот раз были и песни, и танцы, и стихи, и театр.
За театр отвечала мастерская Кирилла Серебренникова. К несчастью, в маленьком низком зале Акцизного склада актерам, играющим поэтический спектакль «Красная ветка», было не продохнуть, и в зал пускали лишь по 30 человек, мучительно пытаясь удержать всех желающих втиснуться. Но это, пожалуй, можно назвать единственным камерным мероприятием вечера.
В зеленом ангаре — поэтические чтения, организованные Данилой Файзовым. В перерыве — русский фолк-рок и некий микс джаза и хауса от Guru Groove Foundation. Во всех галереях — новые выставки, и на них, наконец-то, можно сходить человеку, который в будни работает, а в выходные спит.
Но все равно кажется, что успеть посмотреть все почти невозможно.
У Марата Гельмана выставка Дмитрия Гутова, а в галерее Fotoloft показывают «Субъективный Париж», а еще можно поискать свою любовь там же, на площади, в рамках инсталляции Бориса Гусева «Сердце».
В мрачных коридорах площадки «Старт» я вновь встречаю Софью Троценко, которая на бегу успевает сказать: «А вон там видеоперформанс “Синих носов”, обязательно сходите!»
Там — это в огромном темном зале с разноцветными пуфиками. Тут обнаруживается почему-то очень много детей. Им показывают человека, который с трагически спокойным лицом выплевывает мыльные пузыри. На третьем десятке пузырей начинают смеяться все.
На малой площади в это время стоят ноги. Нет, правда, ноги. Гипсовые ноги современных художников. Это придумала Лидия Витковская. Внимательное изучение показывает, что у художника Олега Кулика аристократически небольшие ступни.
Предлагается оставить и свой слепок, но на это как-то никто не решается.
Бродильный цех свое название оправдывает полностью. Тут действительно бродят и смотрят комиксы с фестиваля «КомМиссия».
Возвращаюсь на площадь, а там опять танцуют под барабаны и рассматривают украшения на девушках из «Маракату». Украшения сделаны из длинных разноцветных воздушных шаров.
В очереди на спектакль мастерской Серебренникова обнаруживается девушка с синими губами и во фраке. И это тоже кажется правильным. В конце концов, это только на одну ночь.
Жаль, что только на одну.