Полиомиелит: прививаться или нет?
На 19 мая предварительный диагноз полиомиелит поставлен 12 детям в Подмосковье, у троих он уже подтвердился. Неделю назад в России — впервые с 1997 года — был официально зарегистрирован случай полиомиелита. Такой диагноз поставили в больнице Ангарска девятимесячной девочке, которая привезла вирус из Таджикистана, где с апреля продолжается вспышка заболевания (300 заболевших, 15 умерших). Пока все заболевшие — дети, прибывшие из Таджикистана. Власти России уже установили обязательную вакцинацию приезжих из опасного региона.
Вирус попадает в организм с едой или немытыми руками, размножается в кишечнике, не вызывая явных симптомов, потом проникает в ЦНС, и начинаются головная боль и рвота. По статистике болезнь убивает 5–10% заболевших, калечит (полный паралич ног) 0,5%, остальные выздоравливают практически сами — лечение неэффективно.
Интрига ситуации в том, что все заболевшие жители Таджикистана были привиты. Более того, 14 мая СМИ сообщали о смерти двухлетней девочки из Амурского края, попавшей в больницу сразу после и чуть ли не в результате вакцинации. Эти сообщения — о неэффективности и даже опасности вакцинации — вызвали волну дискуссий в сообществах противников прививок.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, наоборот, кажется, видит в вакцинах средство мгновенного излечения. Он запретил выезд российских детей в Таджикистан и закрыл въезд в Россию таджикским детям до шести лет. Тем же, кто успел прилететь, по данным «Российской газеты», прививку делали прямо в аэропорту. Также Онищенко запретил ввозить из Таджикистана сухофрукты и орехи.
Кто же тут прав и что делать с этой напастью?
Сначала про Онищенко. Профессор Михаил Фаворов, доктор медицинских наук, заместитель директора Института вакцин при ООН, сказал в интервью проекту «Сноб»: «Вакцинирование в самолете бессмысленно, потому что, во-первых, уже больные от этого не перестанут быть заразными, во-вторых, прививке нужно время, чтобы подействовать. Что касается запрета на ввоз орехов и сухофруктов, это малоэффективная мера, но правильная, поскольку заразиться можно орально-фекально, то есть через загрязненные продукты. Не думаю, что вероятность этого в орехах большая, но теоретически есть».
Итак, вакцинировать заболевших — бессмысленно. А как насчет здоровых? Почему заболели уже привитые дети? Профессор Виктор Грачев, главный научный сотрудник Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. Н. Чумакова РАМН, сказал в интервью проекту «Сноб»: «Привитые дети не болеют, если вакцина хранилась в надлежащих условиях, соблюдалась инструкция по вакцинации и ребенок правильно прививался по графику. У нас нет данных по Таджикистану — теперь это отдельное государство, и наш институт не располагает информацией о тех случаях. Однако у меня был аналогичный опыт в Узбекистане, еще в 1970-е годы. Приезжаешь с проверкой в больницу, смотришь, в карте ребенка написано: привит 12 раз. Мы его проверяем, а у него вообще нет антител, которые должны быть после прививок. Это значит, что либо его не вакцинировали, либо не соблюдались условия хранения препаратов. На моей памяти был случай в Турции, когда партию вакцин хранили несколько дней в мечети на жаре, чтобы «Аллах благословил ее». О каких условиях хранения может идти речь?»
Это, пожалуй, объясняет случаи полиомиелита среди привитых таджикских детей. Но остается вопрос о гибели Софьи Дорофеевой из города Зея Амурской области. Девочка в возрасте год и восемь месяцев попала в больницу в конце апреля — через два дня после вакцинации. 14 мая она умерла. Родители обвиняли врачей в том, что вакцина была просрочена и могла послужить причиной смерти: по их словам, в сертификате в графе «срок годности» стоит 2008 год. Именно этот случай стал одним из главных аргументов противников вакцинации. В середине мая в блогах и на тематических форумах (например, в сообществе bez_privivok) с новой силой развивается дискуссия о том, что вакцинация опаснее самой болезни: мол, если дети умирают от прививки, зачем ее вообще делать?
Профессор Виктор Грачев сходу отметает эту версию: «От просроченной прививки не может быть серьезных осложнений. Она может просто не подействовать».
Действительно, вчера на пресс-конференции в Благовещенске министр здравоохранения Амурского региона Виктор Максимов официально опроверг версию смерти Софьи Дорофеевой из-за прививки от полиомиелита. Руководство больницы пояснило: на упаковке стоял не срок годности, а дата выпуска — 2008 год, срок же годности препарата истекал в октябре 2010 года. В дополнение Максимов сообщил, что наблюдавшиеся у девочки симптомы не соответствовали осложнениям, развивающимся после применения вакцины от полиомиелита. Причиной смерти медики назвали гемолитико-уремический синдром — состояние, которое развивается в результате действия бактериальных токсинов. То есть ребенок умер не от микродозы полиовируса, которая содержится в прививке, а от какой-то бактериальной инфекции.
Итак, некачественная вакцина плоха тем, что не работает, качественная — совершенно безвредна? Увы, нет.
«Мы рекомендуем первые две вакцинации, в возрасте 3 и 4,5 месяца, проводить инактивированной вакциной, — продолжает Грачев. — Все последующие ревакцинации — живой оральной. Это дает практически пожизненный иммунитет».
Инактивированная вакцина — это препарат, сделанный не из целых частиц вируса, а из его белков: молекул, которые находятся на поверхности вирусных частиц и распознаются иммунитетом как мишени-антигены. Она совершенно безопасна, но дает менее устойчивый иммунитет, который держится всего четыре-пять лет.
Оральная вакцина — это живой, но ослабленный вирус, который активно размножается в кишечнике, вызывает стойкий и долгий иммунитет. Однако поскольку вирус живой, иногда он может менять свои свойства и вызывать так называемые вакцинно-активированные случаи (по статистике один на 2,4 миллиона привитых). Как правило, это бывает, когда не соблюдаются правила вакцинации. Так, если у ребенка есть воспаление кишечника, иммунодефицит, онкологические заболевания — все это противопоказания для живой вакцины.
Как же оценить для себя риск заболеть? Когда вируса в стране нет — как это было в России в последние 13 лет, — можно спорить о том, оправдан ли риск заболеть при вакцинации. Но в Москве за последние дни уже выявлены четыре случая полиомиелита, а ведь наши дети имеют под боком огромное количество непривитых сверстников — целое поколение детей-антипрививочников, и, возможно, их бесчисленных товарищей по несчастью — жителей Таджикистана, привитых некачественными вакцинами. Боязнь заразиться, кажется, должна перевесить все остальные страхи. Сейчас больше всего нам хочется услышать мнение участников проекта по этому поводу. Привиты ли ваши дети? Если нет, привьете ли вы их теперь?