В семье одной моей подруги пару лет назад случился конфуз: после рождения ребенка ее муж заявил, что впал в депрессию. Леше тогда было 28 лет, он занимал руководящую должность в небольшой, но перспективной аудиторской компании, получал пять тысяч долларов в месяц и совершенно не был похож на человека со слабой психикой. «У нас Леха как-то странно себя ведет», — ответила на вопрос, как дела, моя подруга месяца через четыре после возвращения из роддома. Вроде с ребенком все уже устаканилось, а муж вдруг стал плохо спать, почти перестал есть и из шутника и балагура превратился в самого настоящего мнительного ворчуна. «Мне теперь все страшно, — говорил сам Леша. — На мне же такая ответственность! Вдруг со мной что-то случится, как же они без меня». Доходило до абсурда: он заговорил об уходе с работы — чтобы не ездить на машине и случайно не погибнуть в автомобильной аварии.

Послеродовая депрессия — распространенная болезнь, считается, что после родов в той или иной степени от нее страдают три из четырех женщин. Но вот от мужчин такого подвоха никто и ожидать не мог: они же не испытывают гормональных перегрузок, связанных с беременностью и родами, которые чаще всего и становятся причиной послеродовой депрессии у женщин.

На Лешу все ругались, говорили, что он напридумывал всяких глупостей, и требовали, чтобы он взял себя в руки. Тогда в России про мужскую послеродовую депрессию вообще никто не знал, да и на Западе только-только начинали публиковать данные исследований, доказывающих, что мужчины переживают и мучаются не меньше женщин.

В Медицинской школе Восточной Виргинии, известном академическом медицинском центре города Норфолк, проблему расстройств мужской психики после родов изучают уже много лет. Когда я позвонила в педиатрическое отделение, чтобы попросить прислать мне их новый доклад про мужскую послеродовую депрессию, девушка на ресепшене не сразу поняла, что я журналист: «Вам скоро рожать? Правильно, готовьтесь заранее, мужьям нужна поддержка».

Первое исследование ученые из Норфолка опубликовали в 2006 году: тогда они опросили 5000 семей и выяснили, что у отцов депрессия случается не сильно реже, чем у женщин. В этом году в отделении педиатрии представили сводное исследование: сотрудники проанализировали 43 работы ученых из шести стран — аж с 1980 года. В общей сложности были изучены более 28 тысяч молодых отцов. Результаты неутешительные: каждый четвертый мужчина после рождения ребенка рано или поздно почувствует себя неуютно.

Вообще-то мужская депрессия — состояние достаточно редкое: по данным Национального института психического здоровья США, от такого рода расстройств страдают только 5% представителей сильного пола, а вот у отцов они встречаются гораздо чаще — у 10% сразу после рождения детей, и у 25% — через 3-4 месяца.

В мире бьют тревогу: депрессия в семье — это очень опасно, неважно, у кого она — у матери или у отца. В разных странах открывают центры психологической помощи молодым отцам, психотерапевты разрабатывают специальные программы, в интернете сотни дискуссий и даже огромный портал, посвященный мужской послеродовой депрессии. А в Нью-Джерси даже всерьез поговаривают о том, чтобы сделать обязательным обследование молодых отцов на предрасположенность к депрессии — там с 2006 года такое обследование обязательно для всех мам и проводится прямо в роддомах.

Проблема вот в чем: чем дальше, тем чаще мужчины будут впадать в постродовую депрессию, уверены ученые из Норфолка. Конечно, у них нет, как у женщин, гормональных расстройств и колоссальной физической усталости организма после родов. Их депрессия куда более «чистая»: они не выдерживают именно психологической нагрузки. Раньше у них голова болела в основном за материальное обеспечение семейства. Теперь с каждым годом женщины все сильнее вовлекают мужей в процесс. Им приходится ходить по врачам во время беременности, присутствовать при родах, во всем помогать с ребенком. Подушки на живот для мужчин — чтобы прочувствовать, что значит ходить с огромным пузом; диеты, такие же, как у беременных — чтобы тоже ограничивать себя в еде; курсы по подготовке к родам — чтобы разделить все волнения и приготовления; перерезание пуповины — чтобы как будто поучаствовать в родах.

Такое положение дел можно было бы назвать справедливым — уж делить трудности пополам, так все и до конца, — если бы не один нюанс. Природа позаботилась о женщине с ее послеродовой депрессией — выработкой окситоцина (гормона привязанности) во время кормления, эндорфина (гормона удовольствия) в моменты, когда женщина чувствует запах своего ребенка. Кроме того, общий гормональный фон женщины тоже плавно нормализуется, а вместе этим проходит депрессия.

У мужчин же такого естественного излечения не случится. Психоаналитик и антидепрессанты — вот мужская плата за счастливое  отцовство.