[heroes]

Начавшийся сезон ЕГЭ сопровождается новостями об ужесточении процедуры тестирования и продолжающейся дискуссией о том, насколько ЕГЭ оказался полезным приобретением для российского образования. Главные вопросы те же, какие были, когда начались первые эксперименты с ЕГЭ: насколько результаты тестов отражают знания и можно ли формализовать систему выпускных экзаменов без существенных потерь для содержания. Еще один неизбежный вопрос — о прозрачности тестирования и о непобежденной коррупции при поступлении в вузы.

Похожая дискуссия о сути тестирования как методики проверки знаний идет сейчас в Великобритании, где ввели выпускные тесты в младшей школе (SAT). Учителя устроили забастовку: по их мнению, новые тесты не оценивают знания, а формируют у детей специальный навык написания тестов.

Критика тестирования регулярно звучит и в США, где в прошлом году 815 колледжей отказались принимать студентов по результатам общеамериканских тестов SAT.

Эффективны ли тесты для проверки знаний — общая проблема для разных национальных систем образования. Мы решили обсудить этот вопрос с теми членами клуба «Сноб», чья деятельность непосредственно связана с образованием — в России, Великобритании и США. 

ЕГЭ в России

Единый государственный экзамен введен в качестве обязательной формы итоговой государственной аттестации с 2009 года. Сейчас обязательными являются тесты по русскому языку и математике, а также разработаны тесты для 11 предметов по выбору: физика, химия, информатика, биология, история, обществознание, литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский).

Системные претензии к ЕГЭ касаются вопроса о формализации образования в целом: тест, полагают его противники, не может адекватно отражать знания, и главным для ученика навыком становится угадывание правильных ответов.

Дискуссия о ЕГЭ закончилась в декабре 2009 года, когда Комиссия по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена признала, что «выпускники школ, их родители и педагоги были достаточно подготовлены к повсеместному введению ЕГЭ как способа оценки результата обучения в школе». Несмотря на некоторые поправки к процедуре проведения экзамена, суть реформы не поменяется.

GCSE и A-Level в Великобритании

Британская система предполагает существование двух основных экзаменов: GCSE (General Certificate of Secondary Education) для тех, кто хочет получить школьный аттестат, и его составная часть A-Level (Advanced Level of General Certificate of Education) для тех, кто планирует поступать в колледжи. Можно выбрать минимум три предмета из 67, включая разные курсы английского языка или такие экзотические, как танцы или досуг. Разработкой и проведением тестов занимается Союз по оценке и квалификации (Assessment and Qualifications Alliance, AQA).

Главные претензии к британской системе тестирования таковы: под давлением растущих требований к результатам тестов школы акцентируют свое внимание не на предмете, а на технологиях написания тестов; кроме того, не меняясь с годами, тесты девальвируются.

Чтобы отбирать наиболее сильных, колледжи либо повышают проходной балл, либо организуют дополнительные экзамены. Так, в All Souls College в Оксфорде, куда традиционно сложнее всего поступить, объявляют конкурс эссе. Среди тем на выбор можно, например, обнаружить такие: «Аморально ли покупать сумочку за 10 000 фунтов стерлингов» или «Изложите свою точку зрения на утверждение, что бойкот — это неэффективная мера».

SAT в США 

Американский тест SAT (Scholastic Assessment Test) — самый распространенный экзамен для поступления в колледж. Он продолжается 3 часа 45 минут, стоит 45 долларов (71 доллар для иностранцев) и проводится частной компанией College Board.

Система, созданная в 1940-е годы специально для того, чтобы перекроить контингент американских колледжей с «богатых» на «умных», нацелена на проверку умственных способностей. Поэтому, в отличие от европейских тестов, где проверяются знания по разным предметам, американский SAT состоит из математики, анализа текста и сочинения.

Традиционная критика SAT касается следующих пунктов: тест не предполагает, что умственные способности могут проявляться в других областях знаний; некоторые дети плохо отвечают в ситуации психологического давления или им нужно чуть больше времени, чтобы ответить на вопросы; тест породил огромную индустрию репетиторов, которых могут нанять только преуспевающие родители, и создал, таким образом, неравные возможности для разных социально-экономических групп.

Некоторые колледжи отказываются от SAT, требуя вместо него сдавать отдельные предметы или даже писать заявки в открытой форме. Похоже, SAT, ставший в свое время основой американской системы образования, постепенно теряет свои позиции в пользу экзаменов по отдельным предметам.

С 1985 года Национальный центр честного и открытого тестирования (The National Center for Fair and Open Testing) работает над проблемой реформы системы тестирования. Но пока серьезных изменений не произошло: нет ни одного предложения, которое могло бы стать основой для новой системы.